Организация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках в начальных классах
школы VIII вида
Корчовская Елена Романовна,
учитель-дефектолог высшей кв. категории,
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная)
школа-интернат VIIIвида №1 г. Владимира»
Индивидуально-дифференцированный подход– организация учебно-воспитательного процесса, при котором с помощью выбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения образования каждым ребенком, а также удовлетворение различных образовательных потребностей детей [4].
Дифференциацияобучения – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для обучения общих качеств (гомогенная группа) [1].
Для осуществления дифференцированного подхода (ДП) в классе, мною используется условное деление учащихся на группы по возможностям усвоения учебного материала (по Воронковой В.В.)
К 1 группе относятся учащиеся, которые успешно усваивают учебный материал при фронтальной работе. Их работоспособность устойчиво средняя. Дифференцированный подход по отношению к ним применяется эпизодически: даются дополнительные задания по математике, письму; опережающее обучение чтению.
Ко 2 группеотносим учащихся, которые испытывают небольшие трудности в обучении. Понимают фронтальное объяснение материала, но нуждаются в дополнительной помощи, контроле (при чтении, при выполнении упражнений).
Дифференцированный подход по отношению к ним заключается в следующем – дополнительный контроль при чтении, при объяснении, дополнительная наглядность (рисунки, схемы, таблицы); повторное объяснение, показ алгоритма решения примера или задачи.
К 3 группеотносятся учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (стимулирующей, направляющей, обучающейся). Продвижения в учебе крайне медленные.
Дифференцированный подход по отношению к ним заключается в следующем: теоретический материал слушают со всем классом, а практические задания выполняют более простые.
К 4 группе относятся самые слабые учащиеся, которые овладевают учебным материалом на крайне низком уровне. Нуждается в дополнительных занятиях, постоянных подсказках, контроле со стороны учителя[3].
Планируя ДП к учащимся на уроках, придерживаюсь следующих принципов:
· ДП осуществляю с опорой на сохранные возможности учащихся;
· ДП осуществляется систематически.
Индивидуальный подход (ИП) является конкретизацией ДП и предполагает учет особенностей каждого ребенка (его темперамент, характер, уровень развития познавательных процессов, работоспособность, мотивацию) [2].
Цели индивидуализации обучения:
· обучающая – усовершенствование ЗУН учащихся;
· развивающая – формирование и развитие мышления;
· воспитывающая – улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Обучение учащихся с учетом индивидуальных особенностей имеет место на каждом уроке.
На уроках чтения - различные виды пересказа (самостоятельный пересказ, с опорой на картинки, по опорным предложениям).
На уроках математики - разноуровневые задачи, вопросы на этапе устного счета.
На уроках письма ИП осуществляю следующим образом - используем вопросы разного уровня сложности на этапе повторения. Разные задания при выполнения чистописания, при выполнении одного и того же упражнения.
При проведении контрольных и самостоятельных работ, диктантов учащиеся получают разноуровневые задания.
1 вариант – для сильных учащихся; 2 вариант - для учащихся среднего уровня успеваемости; 3 вариант – для слабых учащихся.
Кроме того, слабые учащиеся (3 группа) списывают текст диктанта и выполнят более простые грамматические задания.
ИП применяется и при выполнении домашних заданий. Мною учитывается объем и характер задания.
Медлительные учащиеся получают меньшие по объему задания, при этом сохраняя сложность.
Учащиеся, которые пишут неаккуратно, получают задания меньшего объема, направленные на правильное и аккуратное списывание текста.
Индивидуально-дифференцированный подход используется нами и при оценке знаний, умений и навыков учащихся по предметам. Наряду с принятой бальной системой оценки используем нравственно – поощрительную оценку: «Молодец!», «Сегодня ты не старался», «Плохо» и т.д. Считаем, что такой подход активизирует деятельность школьников, создает условия для повышения мотивации, активности, вызывает интерес к учебе.
Таким образом, индивидуально - дифференцированный подход на уроках реализуется через задания разного объема, разной степени трудности. Разной степени оказания помощи, опосредованной карточками и дополнительной наглядностью.
Литература:
1. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб.науч.тр./ Редкол.: В.В. Воронкова и др. – М.: изд. АПН СССР, 1984.
2. Мирский С.Д. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе. // Дефектология, 1981, №2.
3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. ф-тов пед. ин-тов/Под ред. В.В.Воронковой – М., 1994.
4. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников: Сб. науч.тр./ Редкол.: В.Г. Петрова (отв.ред. ) и др. – М.: изд. АПН СССР, 1986.