Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Формирование представлений о здоровом образе жизни
на уроках «Истории Отечества»

 

Локтева Ольга Леонидовна,
учитель ГБС(К) ОУ №17

 

Одной из важнейших составляющих жизни человека всегда было и остаётся его здоровье. Важным элементом внутренней культуры человека является понимание того, что забота о собственном здоровье, его сохранение и приумножение должна быть предметом постоянного внимания самого человека (в том числе школьника, студента), а затем уже органов здравоохранения. Человек, который не думает о своем здоровье, не может состояться как индивид, как личность, как профессионал, не может реализовать свое предназначение.                                                            Общеобразовательная школа находится еще только на подходе к становлению курса «Основы здорового образа жизни», который не имея самостоятельного статуса, реализуется в содержании отдельных учебных дисциплин, таких как: ОБЖ, биология, валеология, физическая культура. Однако тема профилактики здорового образа жизни и формирования у обучающихся знаний и представлений об отдельных составляющих здоровья присутствует и раскрывается и на других уроках, в частности, на таком, на первый взгляд далёком от темы здоровья предмете, как «История».      Здоровье на Руси всегда являлось первой и важнейшей мерой ценности любого человека. С пожелания здоровья - «Здравствуйте», «Здравие желаю!», «Будьте здоровы» всегда начиналось и заканчивалось обращение людей друг к другу (в отличии, например, от приветствия «Добрый день!» у западноевропейских народов). Здоровый образ жизни сегодня - это не только феномен общественного сознания, но и верный признак внутренней культуры человека, проникнутого заботой о собственном здоровье.                                                                                                                         Однако, в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа. Поэтому в своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни. Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:     -формировать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;                                                                                                                                                                                                               -использовать на уроках и во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и  эмоционально здоровой личности;                                                                                                                                                                -формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной  безопасности;                                                                                                                                                                                                                                                   - систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни.                                                         Кроме использования на уроках истории различных здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, динамические паузы, элементы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз влияние на отношение обучающихся к своему здоровью имеет и содержание учебного предмета «История Отечества». Данная учебная дисциплина преподаётся в коррекционных школах (VIIIвида) три года: с 7 по 9 класс.                                     Первая (вступительная) часть посвящена общим вопросам: что такое история, что она изучает, какие использует методы изучения. Здесь необходимо отметить, что важной частью истории является изучение народного фольклора: пословиц, поговорок, сказок. Обучающимся следует напомнить, что одной из тем русского народного творчества было здоровье человека. Для этого можно привести конкретные примеры. Пословицы: здоровье дороже богатства; не рад больной и золотой кровати;тот здоровья не знает, кто болен не бывает;самого себя лечить, только портить;здоровому все здорово. Поговорки: болен –  лечись, а здоров – берегись; будь не красен, да здоров; горьким лечат, а сладким калечат; здоров будешь - все добудешь.    Следующий большой раздел касается жизни наших предков – восточных славян. Из текста учебника дети узнают, что славяне были сильными, красивыми, выносливыми, трудоспособными людьми. Эту тему следует развить. Почему же у славян было крепкое здоровье? Они, говоря современным языком, соблюдали режим дня. Вставали «с петухами», ложились спать «когда солнышко садилось», в период «полуденного пекла» делали перерыв в работе. Употребляли в пищу продукты, богатые полезными веществами, которые выращивали в поле, на огороде, собирали в лесу и ловили в реках: рожь, пшеницу, грибы, ягоды, орехи, мёд диких пчёл, рыбу, овощи (свёкла, морковь, лук, горох), фрукты (яблоки, груши, сливы). Обязательно каждый день ели горячую пищу (супы, каши), пили чистую воду. О пользе употребления этих продуктов также есть упоминания в творчестве: хрен да редька, лук да капуста – лихого не попустят; лук – от семи недуг. Обязательному упоминанию подлежат также полезные привычки наших предков: долгое нахождение на свежем воздухе, умывание «ключевой водой», походы в баню. Эти привычки, переросшие в национальные традиции, сохранялись на всём протяжении существования государства «Древняя Русь». Именно любовь к чистоте, соблюдение правил гигиены уберегли славян от страшных бедствий, постигших Западную Европу: эпидемий чумы и холеры. Правила повседневной жизни людей настолько отличались, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, выйдя замуж за французского короля, в ужасе писала своему отцу: «Куда ты прислал меня? Улицы здесь грязны, храмы уродливы, а нравы дики! А что за пища! Вместо каш, пирогов, блинов – кислое вино и мясо с кровью. Вместо бани, которую мы посещали каждую неделю –  обтирания водой. Король моется не чаще одного раза в год!».                                                     Следующим этапом изучения истории нашей страны, где поднимается тема здорового образа жизни, является эпоха преобразований Петра I. Здесь в сравнении идут различные факторы, как положительно, так и отрицательно влияющие на здоровье. Например, употребление по утрам кофе, прогулки (в том числе и водные), высокая двигательная активность, вошедшие в моду при новом российском императоре, можно отнести к факторам, благоприятно влияющим на здоровье, а чрезмерное употребление алкоголя, появление табака, отдельные элементы одежды (корсеты у женщин и тонкие рейтузы у мужчин) наносили здоровью ощутимый вред. В качестве дополнительного творческого задания можно составить с обучающимися списки вредных и полезных привычек того времени, сравнить, кто из императоров России придерживался более здорового образа жизни, а кто действовал наоборот.                                                                                                                                                                                             Отдельной темой следует выделить отношение конкретной исторической личности к своему здоровью. Например, яркий человек и выдающийся полководец А.В. Суворов. В детстве был слабым, болезненным ничем не примечательным ребёнком, но у него была цель – стать военным. Долго и упорно шёл будущий генераллисимус к своей мечте: занимался спортом, много гулял, занимался верховой ездой и фехтованием, закалялся. Итог – известен всем. Этот полководец не проиграл ни одного сражения в своей жизни, один из немногих в мире получил высшее воинское звание и золотыми буквами вписал своё имя в мировую военную историю. Другой пример. Русский император Пётр II. С 13 лет употреблял спиртные напитки, ел много жареной и копчёной пищи, каждый день устраивал балы и другие увеселительные мероприятия. В 14 лет скончался от обилия приобретённых болезней, в том числе и от того, что перегруженная печень не могла больше перерабатывать алкоголь.                                             После падения самодержавия и смены императорской власти на советскую, появились и новые особенности жизни людей. Многие квартиры стали коммунальными, в них завелись клопы и блохи, отсутствовала горячая вода,  бани стали общественными и работали по определённому графику. Первые годы советской власти – это период расцвета многих болезней, которые неизбежно появлялись в городских кварталах.                                                                                                                                                                                                                                   Более поздняя эпоха Страны Советов – это уже другая история. В стране происходило активное развитие медицины, проводились парады физкультурников, работало большое количество бесплатных спортивных секций, любой гражданин страны мог пойти на массаж или съездить в санаторий. Употребление алкоголя и курение вызывало общественное осуждение и всячески наказывалось. Неслучайно одной из причин победы нашего народа в Великой отечественной войне называют крепкое здоровье того поколения людей.                                                                                                                                                                                                                                    Период истории современной России это – с одной стороны, высокий уровень развития медицины, активная пропаганда здорового образа жизни, повышение цен на алкоголь и табачные изделия, а с другой стремительное ухудшение здоровья нации вследствие злоупотребления вредными привычками и безответственного отношения к собственному здоровью.                                                                                                                     Таким образом, мы убедились, что изучая историю нашей страны, можно проследить, как менялось отношение людей к здоровью, какие вредные и полезные привычки были и есть в нашей стране, какие позитивные и негативные примеры может найти лично для себя каждый. И какой выбрать для себя путь: здорового, активного человека или вечно хворающего, ленивого жителя.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»