Урок русского языка в 5 классе
Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Медынцева Мария Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ (VII вида) №561 Санкт-Петербурга
Задачи:
1.Образовательная - повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»
2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь;
содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся;
развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим,
создать благожелательную творческую атмосферу.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку», карточки для самостоятельной работы.
Форма: урок - путешествие
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы, цели урока.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по стране «Имя существительное» и вспомним все морфологические признаки существительного, которые изучали на последних уроках.
Поезд уже ждёт нас, но сначала нужно купить билет, а его предлагают тому, кто справится с заданием. Выполним тест.
3. Тест.
1) Имя существительное – часть речи, которая обозначает
а) действие; б) признак; в) предмет
2) Имя существительное изменяется по
а) числам; б) падежам; в) лицам
3) В предложении имена существительные чаще всего бывают
а) определением; б) подлежащим; в) дополнением; г) обстоятельством; д) сказуемым
4) На какие вопросы отвечают имена существительные?
5) Как мы называем существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевлёнными) что? (неодушевлёнными)
4. Задание. Я буду читать загадки, а вы отгадки записываете в тетрадь, распределяя их в 2 колонки в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают
1) Что это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
2) Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)
3) Под кустами, под ёлками лежит клубок с иголками. (Ёж)
4) Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух)
5) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а разговаривает. (Книга)
6) По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка)
7) Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу –
Коль не подашь мне руку. (Дверь)
8) Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)
- С заданием вы справились. Билеты куплены, поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролёры, поэтому будьте готовы.
5. Первая остановка – станция «Число»
Задание. Поставьте существительные ед. числа во мн. число, обозначьте окончания.
- Какие окончания могут иметь имена сущ. во множественном числе?
Работа с таблицей.
Друг Адрес
Окно Договор
Книга Шофёр
Машина Учитель
6. Вторая остановка – станция «Род»
Задание. Вставьте пропущенные буквы, определите род имён существительных.
Стар... рояль (м.р.)
яблочн... повидло (ср. р.)
известн... фамилия (ж.р.)
свеж... картофель (м.р.).
высок… здание (ср.р.)
- Поезд отправляется дальше.
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Один - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
8. Следующая остановка – станция Собственников
- Как вы думаете, какие существительные здесь живут?
(Собственные и нарицательные)
- Какие имена существительные мы будем относить к собственным?
(Обозначают названия единичных предметов)
- Как они пишутся?
- Я буду называть нарицательные имена существительные, а вы подберите к ним собственные.
Город – ... поэт - ...
озеро - ... страна - ...
река -... имя - …
9. А мы подъезжаем к станции «Склонение»
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Работа с таблицей
Задание. Соберите цветы в 3 корзины.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ландыш, мимоза, ромашка, сирень, тюльпан, роза, подснежник.
10. Поезд отправляется. Следующая станция – «Падеж»
А вот и станция. Здесь контролёр строгий.
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их и вопросы, на которые они отвечают.
- Какие окончания имеют существительные 1 склонения в род., дат., предложном падежах?
2 склонения в предложном падеже?
3 склонения в род., дат., предложном падежах?
- Какие окончания имеют существительные, оканчивающиеся на -ий, -ия, -ие? (работа с таблицей).
- Сейчас мы и проверим, как хорошо вы запомнили правило.
Задание. Вставьте пропущенные буквы, определите падеж имени существительного, выделите окончания.
Подойти к полянк..., просил о помощ..., край рощ…, подъехать к станц…, лечился в санатор... .
11. Итоги урока. Рефлексия.
- Какой части речи был посвящён урок?
- Какие признаки имени существительного повторяли?
- Вот и прибыл наш поезд к месту назначения. Путешествие подошло к концу. Надеюсь, оно было полезным и запоминающимся.
12. Домашнее задание.
Придумать об имени существительном сказку, стихотворение или загадку по выбору.
13. Орг. конец урока.