Государыня ложка.
Иноземцева Елена Николаевна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №18
компенсирующего вида Центрального района г.Санкт-Петербурга
Цель:формирование интереса к культуре, быту, истории русского народа;
Коррекционно – образовательные задачи:
познакомить с кухонной утварью, историей возникновения и использованием;
способствовать развитию познавательного интереса к ремеслам наших предков;
Коррекционно- развивающие задачи:
развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, мышления, тонкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания и восприятия.
Коррекционно – воспитательные задачи:
формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.
Материал:расписные ложки, резные ложки, алюминиевые и металлические ложки, заготовки плоскостных изображений ложек, рушники, электронные видиоматериаллы
Ход мероприятия
Под русскую народную песню «К нам гости пришли», хозяйка приглашает детей в зал.
Хозяйка:
-Проходите, гости дорогие, детушки милые! Располагайтесь, поудобнее: «кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит»- не пугайтесь, так шутили в старину, приглашая гостей в горницу, самую большую, красиво убранную комнату в доме.
(Дети рассаживаются)
Хозяйка:
-У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Ребёнок:
-Гости- люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка:
-Редкий гость никогда не в тягость.
Ребёнок:
-Говорят, дома сидеть, ничего не высидеть. Вот и решили мы на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка:
-Всем ли места хватило? Всем ли видно и удобно? Всем ли слышно?
Дети:ответы детей
Хозяйка:
-А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд-
Вы, смекалистый народ!
Будь-то суп или картошка,
Для обеда нужна… (ложка)
Логопед:
Без неё мы как без рук,
На досуге- веселушка
И накормит всех подруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт. (ложка)
Хозяйка:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот
Открывай пошире рот! (ложка)
Хозяйка:
Да! Все эти загадки о государыне Ложке!
1 ребёнок:
«Не вычерпать ложкой глубокое море!»
С таким утверждением трудно поспорить.
Однако никак не могу я понять:
Зачем же солёную воду хлебать?
Я ложкой люблю, есть пирожное,
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку.
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!
2 ребёнок:
Наши ложки знает целый мир,
Наши ложки- лучший сувенир.
3 ребёнок:
Хохломские, расписные,
Наши ложки хороши!
4 ребёнок:
Мы для вас сейчас сыграем,
Вы, пляшите от души!
5 ребёнок:
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари!
Игра на ложках: р.н. песня «Во саду ли, в огороде»
Хозяйка:
Вот так ложки - веселушки,
Так и просятся в частушки.
1 ребёнок:
Лодырь да бездельник-
Им праздник и в понедельник.
2 ребёнок:
Ныне лягушки, завтра гуляшки,
Останешься без рубашки.
3 ребёнок:
Деревянные ложки –
Постучи-ка немножко.
Хочешь – вальс играй,
А хочешь – суп хлебай!
Хозяйка:
Там, где песня льётся, там легче живётся!
Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.
А вот и моя корзинка,
А в ней не кошки и не мышки,
Не бусы и не шишки,
Не кастрюли, и не плошки,
А расписные … (ложки)
Русская народная песня «Как под наши ворота» - игра на ложках
Хозяйка:
Детушки-касатушки!
Вы садитесь, не стесняйтесь
По удобней располагайтесь!
Всем видно, всем слышно
Приготовьте ручки, ножки
Расскажу я вам про ложки!
Мультимедиа «Музей ложек»
Хозяйка:
В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину её занимала русская печка.
Ребёнок:
Ой, ты, печка- сударушка,
Помоги нам, боярушка:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
В дом богатство принеси.
Хозяйка:
-Печь была самой главной вещью в доме.
В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Ой, ребятушки, а кто мне скажет, что это? (палка)
А где её можно увидеть? (на улице в парке, в лесу, у костра)
А вот давным- давно палка заменяла ложку.
А как вы думаете, удобно было кушать палочками?
Ответы детей.
-Что тогда придумал человек? (ложку)
-Из какого материала сделали ложку? (из дерева)
Игра с мячом на словообразование
Логопед:
Каких только ложек не было! Сейчас я вам буду называть из чего сделана ложка, а вы мне, как она называется.
Ложка из алюминия – алюминиевая
Ложка из стали - стальная
Ложка из олова - оловянная
Ложка из серебра - серебряная
Ложка из золота - золотая
Ложка из керамики – керамическая
Ложка из пластмассы – пластмассовая
Кроме того есть ложки разные по назначению:
Для супов – столовая
Для чая – чайная
Для кофе –
Для десерта – десертная ложка
Ложка для сувенира – сувенирная
Хозяйка:
А сколько пословиц и поговорок посвящено ложке. Ну-ка, ребятки помогите мне их вспомнить!
Дети называют пословицы:
Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Пришлась ложка ко рту, да хлебать нечего.
Один горшок, а ложек много.
Ложка дёгтя – в бочке мёда.
Ложкой моря не вычерпаешь.
Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.
Дорога ложка к обеду.
Хозяйка:
Молодцы, хорошо поработали! Много пословиц знаете, пользуйтесь ими.
Вы устали чуточку?
Отдохнём минуточку.
Если ложкарям ты друг,
То вставай скорее в круг.
Ритмическая игра «Оркестр»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! – Дети отстукивают ритм на ложках
Ложки застучали.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! –
Детки заиграли.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь! – Играют на погремушках
Пляшет погремушка.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь! –
Звонкая игрушка.
Там-там, там-там! – Четвертными длительностями ударяют в бубен
Бубен веселится.
Там-там, там-там! –
Не надо торопиться!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля! – Играют все вместе
Вместе мы играем,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля! –
Дружно подпеваем.
Раздаётся шум из-за печки. Хозяйка тянет из-за печки валенок, а вместе с ним и домовенка Кузю.
Домовенок Кузя:
-Здравствуйте мои друзья! Я к вам в гости пришёл не с пустыми руками, я принес вам подарок. Достаньте его из моего домика.
Логопед: Ой, ребята я застряла, не могу вытащить руку. И что же мне теперь делать?
Кузя: А вы сначала отгадайте загадку!
Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
Логопед:
Ой, какая красивая, будет нам чем есть и на чем играть
Домовенок Кузя:
-И в игры играть. А ну, вставайте, сейчас мы с вами сыграем в игру «Спокойно! Стучать! Вниз!», только чур, делать то, что я говорю.
В конце игры Кузя начинает что-то искать.
Хозяйка:
-Кузенька, а что ты ищешь?
Домовенок Кузя:
-Да вот потерял я свою ложку.
Хозяйка:
-Как же такое могло случиться?
Домовенок Кузя: (разводит руками)
-Сам не знаю. Ведь я для неё дорогой сам баклушу отрезал, высушил, из неё сам ложку выстругал, резьбой её украсил. И получилась чудо-ложка: большая, глубокая, удобная, резная, одна на свете такая. Ой, горе мне, горе.
Хозяйка:
-Погоди, Кузьма. Мы тебе поможем, в беде не оставим. Поможем ложку найти. Где она у тебя хранилась: в валенке? В сапоге? За поясом?
Домовенок Кузя: За поясом, за поясом, она всегда рядышком была.
Хозяйка:
А где ел –то последний раз?
Кузя: Где, где за столом. Но её тут нет. Ой, а это что за бумажка. Её раньше не было, да здесь что- то написано. Я, читать не обучен, букв не знаю. Помогите…
Хозяйка:
Ложку ты свою найдёшь,
Когда картинку соберешь.
Но для этого дружок выполни задания.
Домовенок Кузя:
-Ребята, поможете? Тогда подойдите к столам.
ЗАДАНИЕ № 1
Обведи столько ложек, сколько обозначает цифра.
ЗАДАНИЕ № 2
Выложи из ложек геометрические фигуры: прямоугольник, ромб, снежинку.
ЗАДАНИЕ № 3
Музыкальное: «Игра с ложкой»
Ты беги скорее ложка
Быстро, быстро по рукам.
У кого осталось ложка,
Тот в кругу станцует нам.
ЗАДАНИЕ № 4
Слуховой диктант. Кузя стучит ложкой, а дети рисуют кружки.
Выкладываем картинку, находим ложку.
Оркестр «Во кузнице»
На этом мы с вами прощаемся. И как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поет, и пусть вместе с ней поют родственные души.