Использование коллажа в логопедическом обследовании
Пырлик Оксана Михайловна
Шибалова Татьяна Александровна
учителя-логопеды ГБДОУ детский сад №65
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Важным этапом в работе учителя-логопеда является диагностика речевого развития ребёнка. В процессе диагностики учителя-логопеды используют следующие методы и приёмы: наблюдение, беседа, анализ продуктивной деятельности, диагностические задания и ситуации.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому целесообразно использовать игровые методы и приёмы в диагностике речевого развития детей. Нами были разработаны диагностические коллажи на основе «Схемы обследования ребёнка с ОНР /от 4 до 7 лет/», предложенной Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломахой.
В качестве примера предлагаем диагностический коллаж «Домик», который мы используем в работе в формате А3.
Диагностический коллаж «Домик».
К коллажу прилагаются мелкие предметы, действия с которыми позволяют обследовать состояние мелкой моторики рук. С помощью коллажа «Домик» мы обследуем речевое развитие детей, используя следующие игровые приёмы и ситуации.
1.«Засели домик».
Цель:1) уточнить знания детей о домашних животных и их детёнышах.
2)выяснить умение детей образовывать названия детёнышей домашних животных.
Краткое содержание:
Детям предлагается набор животных. Среди них они отбирают и называют домашних животных, «заселяют» их в дом (закрывают картинками окошки).
Затем к каждому животному подбирается его детёныш. (Кого позовёт корова? Корова позовёт телёнка.)
2. «Кто и где живёт»
Цель:1) выяснить умение ориентироваться на листе бумаги.
2) выяснить умение понимать и употреблять в речи предлоги.
Краткое содержание:
Детям предлагается назвать кто живёт на первом (втором) этаже, в квартире в правом верхнем углу, в левом нижнем углу. Далее предлагается назвать, кто живет над …, под…, между…, где находится дерево, машина, шарики (по отношению к домику).
3. «Жук»
Цель:1) выяснить умение согласовывать числительное с существительным.
2) выяснить умение произносить звук [ж] в словах.
Краткое содержание:
Детям предлагается назвать, кто может издавать звук «жжж» (жук). Затем предлагается позвать к жуку в гости его друзей (других жуков).Дети при этом произносят звук [ж]. Дети рассаживают жучков на дерево, считают их.
( один жук, два жука, …пять жуков).
4. «Шары»
Цель:1) уточнить знания цветов.
2) выяснить умение согласовывать числительные с существительными.
Краткое содержание:
Детям предлагается закрыть незакрашенный шарик цветным кружком и назвать цвет (розовый, голубой, синий, оранжевый, жёлтый шар).
Далее детям предлагается посчитать шары. (Сколько шаров улетело в небо? Один шар, 2 шара, …5 шаров).
5. «Чудо-дерево»
Цель: уточнить умение детей обобщать одним словом группу предметов.
Краткое содержание:
Детям предлагается украсить дерево предметами и назвать их (при этом выкладываются предметы из одной лексической группы). Далее уточняется, назови одним словом, что висит на дереве.
6. «Цветные картинки»
Цель: Выяснить умение детей согласовывать существительные с прилагательными.
Краткое содержание:
Детям предлагается подобрать цветные карандаши в соответствии с цветом предмета на коллаже и назвать, что раскрасили этим карандашом? (синее ведро, зелёный мяч, чёрный ботинок, зелёное дерево).
7. «Гномик»
Цель: Выяснить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Краткое содержание:
Детям рассказывается история про гномика, который хочет поселиться в доме. У него все предметы маленького размера. Детям предлагается разложить предметы в окошки дома и назвать их ласково, как их называет гномик.
Предметные картинки: стол, кровать, шкаф, ложка, одеяло, миска.
8. «Птичка»
Цель: уточнить умение употреблять и дифференцировать предложно- падежные конструкции.
Краткое содержание:
Детям предлагается с фигуркой птички выполнить различные действия:
-посади птичку на дерево.
-посади птичку под дерево и т.д.
Затем учитель-логопед выполняет действие, а ребенок говорит, что делает птичка: птичка села на ветку (летает над деревом).
10. «Звучащее слово»
Цель: уточнить уровень развития у детей фонематических функций (определение первого, последнего звука в слове, определение звуков по порядку, определение количества звуков в словах)
Краткое содержание:
1) Детям предлагается назвать:
-какой предмет находится в центре картины? (дом)
-скажи, какой первый (последний) звук в слове «дом»
2) Какой цветок есть на картине (мак)
-назови звуки по порядку в слове «мак» (дополнительное задание: составить схему слова «мак, закрывая кружками, обозначающими гласные и согласные звуки, окошки дома.)
-что идёт из трубы дома? (дым)
-сосчитай, сколько звуков в слове «дым»
10. «Составь слово»
Цель: 1)уточнить знания букв.
2) уточнить умение детей составлять из букв слово.
Краткое содержание:
Детям предлагается назвать буквы и составить из них слово, название предмета, который есть на картинке (лук).
Если дети затрудняются, им предлагается набор букв для составления слова.
Опыт показал, что применение диагностических коллажей позволяет учителю-логопеду в непринуждённой обстановке выявить уровень речевого развития ребёнка и зафиксировать данные обследования в речевой карте.
*Литература:
1. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. «Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи» // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПБ., 2000г //