Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование коллажа в логопедическом обследовании

Пырлик Оксана Михайловна

Шибалова Татьяна Александровна

учителя-логопеды  ГБДОУ детский сад №65

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

 

Важным этапом в работе учителя-логопеда является  диагностика речевого развития ребёнка. В процессе диагностики учителя-логопеды используют следующие методы и приёмы: наблюдение, беседа, анализ продуктивной деятельности, диагностические задания и ситуации.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому целесообразно использовать игровые методы и приёмы в диагностике речевого развития детей. Нами были разработаны диагностические коллажи на основе «Схемы обследования ребёнка с ОНР /от 4 до 7 лет/», предложенной Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломахой.

В качестве примера предлагаем диагностический коллаж «Домик», который мы используем  в работе в формате А3.

Диагностический коллаж «Домик».

 

К коллажу прилагаются мелкие предметы, действия с которыми позволяют обследовать состояние мелкой моторики рук. С помощью коллажа «Домик» мы обследуем речевое развитие детей, используя следующие игровые приёмы и ситуации.

1.«Засели домик».

Цель:1) уточнить знания детей о домашних животных и их детёнышах.

           2)выяснить умение детей образовывать названия детёнышей       домашних животных.

Краткое содержание:

Детям предлагается набор животных. Среди них они отбирают и называют домашних животных, «заселяют» их в дом (закрывают картинками окошки).

Затем к каждому животному подбирается его детёныш. (Кого позовёт корова?  Корова позовёт телёнка.)

 

2. «Кто и где живёт»

Цель:1) выяснить умение ориентироваться на листе бумаги.

          2) выяснить умение понимать и употреблять в речи предлоги.

Краткое содержание:

Детям предлагается  назвать  кто живёт на первом (втором) этаже, в квартире в правом верхнем углу, в левом нижнем углу. Далее  предлагается назвать,  кто живет над …, под…, между…, где находится дерево, машина, шарики (по отношению к домику).

 

3. «Жук»

Цель:1) выяснить умение согласовывать числительное с существительным.

          2) выяснить умение произносить  звук [ж] в словах.

Краткое содержание:

Детям предлагается назвать, кто может издавать звук «жжж» (жук). Затем предлагается позвать к жуку в гости его друзей (других жуков).Дети при этом произносят звук [ж]. Дети рассаживают жучков на дерево, считают их.

( один жук, два жука, …пять жуков).

 

4. «Шары»

Цель:1) уточнить знания цветов.

          2) выяснить умение согласовывать числительные с существительными.

Краткое содержание:

Детям предлагается закрыть незакрашенный шарик цветным  кружком и назвать цвет (розовый,  голубой,  синий, оранжевый, жёлтый шар).

 Далее детям предлагается посчитать шары. (Сколько  шаров улетело в небо? Один шар,  2 шара, …5 шаров).

 

 

5. «Чудо-дерево»

Цель:  уточнить умение детей обобщать одним словом группу предметов.

Краткое содержание:

Детям предлагается украсить дерево предметами и назвать их (при этом выкладываются предметы из одной лексической группы). Далее уточняется, назови одним словом, что висит на дереве.

 

6. «Цветные картинки»

Цель:  Выяснить умение детей согласовывать существительные  с прилагательными.

Краткое содержание:

Детям предлагается подобрать цветные карандаши в соответствии с цветом предмета на коллаже и назвать, что раскрасили этим карандашом? (синее ведро, зелёный мяч, чёрный ботинок, зелёное дерево).

 

7. «Гномик»

Цель:  Выяснить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Краткое содержание:

Детям рассказывается история про гномика, который хочет поселиться в доме. У него все предметы маленького размера. Детям предлагается разложить предметы в окошки дома и назвать их ласково, как их называет гномик.

Предметные картинки: стол, кровать, шкаф, ложка, одеяло, миска.

 

8. «Птичка»

Цель:  уточнить умение употреблять и дифференцировать предложно-    падежные конструкции.

Краткое содержание:

Детям предлагается с фигуркой птички выполнить различные действия:

-посади птичку на дерево.

-посади птичку под дерево и т.д.

Затем учитель-логопед выполняет действие, а ребенок говорит, что делает птичка:  птичка села на ветку (летает над деревом).

 

10. «Звучащее слово»

Цель:  уточнить  уровень  развития у детей  фонематических функций (определение первого, последнего звука в слове, определение звуков по порядку, определение количества звуков в словах)

Краткое содержание:

1)                Детям предлагается назвать:

-какой предмет находится в центре картины? (дом)

-скажи, какой первый (последний) звук в слове «дом»

     2) Какой цветок есть на картине (мак)

  -назови звуки по порядку в слове «мак» (дополнительное задание: составить схему слова «мак, закрывая кружками, обозначающими                                                                                                                                                                               гласные и согласные звуки, окошки дома.)

-что идёт из трубы дома? (дым)

-сосчитай, сколько звуков в слове «дым»

 

10. «Составь слово»

Цель: 1)уточнить знания букв.

           2) уточнить умение детей составлять из букв слово.

Краткое содержание:

Детям предлагается назвать буквы и составить из них слово, название предмета, который есть на картинке (лук).

Если дети затрудняются, им предлагается набор букв для составления слова.

 

Опыт показал, что применение диагностических коллажей позволяет учителю-логопеду в непринуждённой обстановке выявить уровень речевого развития ребёнка и зафиксировать данные обследования в речевой карте.

 

*Литература:

1. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. «Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи» // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПБ., 2000г //

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»