Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирование фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Саначина Арина Анатольевна,
учитель-логопед ГБДОУ №93
Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

При изучении речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи помимо особенностей речевого развития отмечается недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (Бельтюков В.И. [1], Волкова JI.C. [2]), таких как внимание, восприятие, память, мышление, воображение опосредованы речью, то любое  отклонение в развитии речи, в частности, фонематическое её  недоразвитие, отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.

В основу логопедической работы по формированию фонематического восприятия и представлений у дошкольников с ОНР были положены современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия устной речи в целом (Гвоздев А.Н. [3], Хватцев М.Е. [9]); научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б [4]). Данные этих авторов определяют поэтапную систему формирования устной речи, в которой можно выделить следующие направления:

  • формирование восприятия устной речи в процессе имитации

слогов

  • формирование восприятия устной речи в процессе различения

произнесенного звука.

  • развитие фонематического восприятия (дифференциация

фонем)

  • развитие фонематического анализа и синтеза.

По материалам исследования выдающегося филолога А.Н. Гвоздева [3], ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка, а именно говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить сложные развернутые предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова, словарный запас должен составлять от 4 до 5 тысяч слов.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются следующие особенности:

  • нарушены внимание и память
  • нарушена пальцевая и артикуляционная моторика
  • недостаточно сформировано словесно - логическое мышление: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

Все это делает сложным процесс сосредоточения и удержания их внимания на словесно материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки деятельности. Словарный запас их обеднен по тем же причинам. Они испытывают значительные трудности в обогащении словарного запаса и формировании обобщенных представлений.

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, ребенок значительно легче воспроизводит название шести­-семи подарков на день рождение, чем четырех - пяти спрятанных на занятиях предметов.

У значительного большинства детей с ОНР наблюдаются нарушения как в общей моторики, так и в мелкой моторики рук: пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.

Именно, исходя их всех перечисленных особенностей развития детей с ОНР, наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений педагог должен воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности или задерживают процесс коррекции[7].

Логопедическая же работа по преодолению нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи это значительный раздел в развитии речи в целом: (Каше Г.А. [5])

Основными задачами коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного произношения, слоговой структуры и фонематического восприятия)
  • подготовка к овладению элементами грамоты
  • дальнейшее развитие связной речи.

Но работа по формированию фонематических представлений также предполагает определенную последовательность, основанную на основном виде деятельности дошкольника-игре.

Так как у детей с ОНР значительно позже, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируются предпосылки игровой деятельности [4,6]. В процессе логопедической работы по формированию фонематических функций детям необходимо предлагались задания игрового содержания, т.к. игровая деятельность влияет на формирование психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях урочной подачи материала. В игре осуществляется и познавательное развитие детей, и речевая деятельность в целом, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Поэтому работа логопеда и воспитателя по развитию фонематических функций очень важна и должна строиться в строгой последовательности от простого к сложному.

Таким образом успешная коррекция фонематического недоразвития у детей с ОНР осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

В условиях специального учреждения весь комплекс перечисленных задач решается четкой организацией жизни детей и правильным распределением коррекционных и воспитательных мероприятий.

Так работа по развитию фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов коррекционной работы логопеда и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. [8], а так же в совместной деятельности с воспитателем по рекомендациям учителя-логопеда.

 

Литература:

  1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии), М., 1977
  2. Волкова JI.C. Логопедия М., 1998
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, М., 1961
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., 1990
  5. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников, М., 1971
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада, М., 1993
  7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду М., 1987
  8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтовтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» - М.Просвещение, 1989
  9. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками, СПб., 1996

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»