Особенности формирование фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
Саначина Арина Анатольевна,
учитель-логопед ГБДОУ №93
Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
При изучении речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи помимо особенностей речевого развития отмечается недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (Бельтюков В.И. [1], Волкова JI.C. [2]), таких как внимание, восприятие, память, мышление, воображение опосредованы речью, то любое отклонение в развитии речи, в частности, фонематическое её недоразвитие, отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.
В основу логопедической работы по формированию фонематического восприятия и представлений у дошкольников с ОНР были положены современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия устной речи в целом (Гвоздев А.Н. [3], Хватцев М.Е. [9]); научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б [4]). Данные этих авторов определяют поэтапную систему формирования устной речи, в которой можно выделить следующие направления:
- формирование восприятия устной речи в процессе имитации
слогов
- формирование восприятия устной речи в процессе различения
произнесенного звука.
- развитие фонематического восприятия (дифференциация
фонем)
- развитие фонематического анализа и синтеза.
По материалам исследования выдающегося филолога А.Н. Гвоздева [3], ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка, а именно говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить сложные развернутые предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова, словарный запас должен составлять от 4 до 5 тысяч слов.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются следующие особенности:
- нарушены внимание и память
- нарушена пальцевая и артикуляционная моторика
- недостаточно сформировано словесно - логическое мышление: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
Все это делает сложным процесс сосредоточения и удержания их внимания на словесно материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки деятельности. Словарный запас их обеднен по тем же причинам. Они испытывают значительные трудности в обогащении словарного запаса и формировании обобщенных представлений.
Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, ребенок значительно легче воспроизводит название шести-семи подарков на день рождение, чем четырех - пяти спрятанных на занятиях предметов.
У значительного большинства детей с ОНР наблюдаются нарушения как в общей моторики, так и в мелкой моторики рук: пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.
Именно, исходя их всех перечисленных особенностей развития детей с ОНР, наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений педагог должен воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности или задерживают процесс коррекции[7].
Логопедическая же работа по преодолению нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи это значительный раздел в развитии речи в целом: (Каше Г.А. [5])
Основными задачами коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи являются:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного произношения, слоговой структуры и фонематического восприятия)
- подготовка к овладению элементами грамоты
- дальнейшее развитие связной речи.
Но работа по формированию фонематических представлений также предполагает определенную последовательность, основанную на основном виде деятельности дошкольника-игре.
Так как у детей с ОНР значительно позже, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируются предпосылки игровой деятельности [4,6]. В процессе логопедической работы по формированию фонематических функций детям необходимо предлагались задания игрового содержания, т.к. игровая деятельность влияет на формирование психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях урочной подачи материала. В игре осуществляется и познавательное развитие детей, и речевая деятельность в целом, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Поэтому работа логопеда и воспитателя по развитию фонематических функций очень важна и должна строиться в строгой последовательности от простого к сложному.
Таким образом успешная коррекция фонематического недоразвития у детей с ОНР осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
В условиях специального учреждения весь комплекс перечисленных задач решается четкой организацией жизни детей и правильным распределением коррекционных и воспитательных мероприятий.
Так работа по развитию фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов коррекционной работы логопеда и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. [8], а так же в совместной деятельности с воспитателем по рекомендациям учителя-логопеда.
Литература:
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии), М., 1977
- Волкова JI.C. Логопедия М., 1998
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, М., 1961
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., 1990
- Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников, М., 1971
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада, М., 1993
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду М., 1987
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтовтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» - М.Просвещение, 1989
- Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками, СПб., 1996