Тема: «Воспитание самостоятельности ребенка в труде».
Константинова Галина Валентиновна воспитатель 1 категории ГБДОУ № 72 Калининского района г. Санкт-Петербурга.
Изучая труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, знакомясь с опытом других воспитателей, я многое беру для своей педагогической работы с детьми и родителями. Еще с младшей группы мы привлекаем детей к посильной трудовой деятельности, постепенно расширяя круг их трудовых обязанностей, как предусмотрено «Программой воспитания в детском саду». В процессе труда мы, педагоги, воспитываем у ребят ответственность, самостоятельность, развиваем умение договариваться, распределять обязанности в коллективном труде, намечать последовательность в работе, выполнять ее дружно, помогать друг другу.
В начале года наши дети, придя в подготовительную к школе группу, уже много знали и умели. В большинстве своем были активны и дружны, трудолюбивы, организованны. Однако некоторые дети были излишне грубы по отношению к своим товарищам, не всегда дружелюбны. Не все одинаково ответственно относились к порученной работе. Учитывая индивидуальные особенности детей, я их условно разделила на три подгруппы. В первую подгруппу вошли дети, умеющие сговариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельные, инициативные, исполняющие задание быстро, аккуратно. С ними я наметила дальнейшую работу по развитию стремления помогать товарищам.
Вторая подгруппа – не уверенные, робкие дети, которые трудятся охотно, но только под руководством воспитателя или с помощью более активных товарищей. В работе с ними предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.
В третьей подгруппе оказались дети, владеющие навыками, но не проявляющие инициативы, не доводящие начатое дело хорошо и до конца.
К выполнению намеченных задач я приступила с начала года. В дежурствах по уголку природы я старалась объединять детей из первой и второй подгрупп. В данном случае учитывались не только умение, темп работы и инициативность, но и умение помочь товарищу.
Во время дежурства по столовой иногда проводили своего рода конкурсы: например на лучшую сервировку стола. Еще до начала работы я беседовала с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить. Дети с интересом и желанием приступали к выполнению своих обязанностей. Такие примеры особенно благотворно влияли на детей второй и третьей подгрупп: у первых появилась уверенность в своих возможностях, у вторых – интерес к деятельности, стремление сделать все не хуже других и до конца.
Что бы оценить проделанную детьми работу я привлекала самих детей из разных подгрупп. Учила их высказывать суждения о качестве работы. Свое мнение о дежурстве я всегда высказывала после оценки, данной детьми, обязательно отмечала причины успеха и неудач. В положительной оценке деятельности в присутствии других детей особенно нуждались дети второй подгруппы. Это укрепляло их веру в себя и побуждало к самостоятельным действиям. У детей поменялось отношение к дежурным, появилось положительное отношение к их труду, возросла значимость дежурного в глазах детей. Они с нетерпением ждали своей очереди, утром приходили пораньше, тщательно готовились к выполнению обязанностей дежурного.
В своей работе с детьми, я стараюсь предоставить им больше самостоятельности в решении всех вопросов, связанных с трудовым процессом, привлекаю их к участию планирования работы. В большинстве случаев, это планирование и участие в коллективной работе связаны с генеральной уборкой в групповом помещении и на прогулочном участке. Дети решают, какой материал и сколько нужно подготовить, как распределить работу между всеми участниками трудовой деятельности. Вместе обсуждаем с чего начать, как лучше и быстрее ее сделать.
Так, например, к уборке групповой комнаты мы готовимся накануне. Дети самостоятельно решают, кто с кем будет работать, и что будут делать. Дети очень любят трудиться в коллективе, так как вместе трудиться и веселее и работа лучше спорится. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть и не оправдываться перед товарищами.
Я стараюсь установить тесную взаимосвязь игровой и трудовой деятельности детей. После беседы о работе врача выяснилось, что для организации сюжетно-ролевой игры «Больница» не хватает некоторых атрибутов. Я предложила детям изготовить их вместе со мной. Стали думать из чего и как их можно сделать. Дружно приступили к работе. Сейчас и проблем нет, если не хватает атрибутов к другим сюжетно-ролевым играм. Дети сами изготовят недостающее.
Формируя у детей самостоятельность, я воспитываю и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Дети с большим удовольствием рисуют и делают подарки для малышей, с чувством гордости дарят им.
Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет труд взрослых. Мы организовываем экскурсии и целевые прогулки, во время которых можно наблюдать над трудом взрослых, взаимоотношениями в ходе трудовой деятельности. Мы видели работу портных, дворника. Наблюдали за тем, как школьники убирали листья на нашем участке, сажали кусты. Дети моей группы с удовольствием влились в работу.
Трудовое воспитание в подготовительной к школе группе решает целый ряд задач нравственного воспитания, главной из которых является формирование нравственных качеств, необходимых ребенку для успешной учебы в школе.