Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности здоровьесберегающих технологий в подготовке
к формированию самостоятельной речи детей раннего возраста
в коррекционной группе

Сутягина Нелли Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ ЦРР – д/с № 72
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

В своём развитии речь проходит несколько этапов:

1) этап развития эмоционального общения ребенка (умение общаться улыбкой, смехом, жестами, движениями, умение произносить отдельные звуки в ответ на речь взрослого);

2) этап подготовки к формированию самостоятельной речи, который состоит из двух разделов: развитие понимания речи и слухового внимания и развитие лепетной речи;

3) формирование самостоятельной речи.

К 1,5 годам общение взрослого и ребенка является речевым. Малыш должен понимать обращенную речь, знать предметы своего обихода, показывать их, выполнять простую и двухэтапную инструкцию. Но даже при наличии хорошо сформированного понимания речи переход к самостоятельной речи может представлять для ребенка трудности.

Подготовительным этапом к формированию самостоятельной речи можно считать лепет. Если лепетная речь ребенка не сформировалась или ограниченна, необходимы занятия по её развитию: звуковое общение, от которого зависит активность лепета в самостоятельной деятельности и подражание речи взрослого. Для подражания речи у ребенка должны быть развиты интерес к речи, слуховое внимание.

Любая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в  работу учителя-логопеда  необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.

Подбор различных  здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от темы и периода обучения.

 Коррекционно-логопедические занятия носят комплексный характер, на них учитывается развитие познавательных, речевых и моторных  систем у детей раннего возраста. Все упражнения проводятся на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.

В подготовке к формированию самостоятельной речи детей раннего возраста я использую  здоровьесберегающие технологии, которые имеют ряд особенностей:

1. Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка раннего возраста.

2. Учёт имеющихся у детей 2-3 лет коррекционной группы отклонений в речевом и сенсомоторном развитии.

3. Непрерывность  использования.
4. Комплексный подход.

В подготовке к формированию самостоятельной речи, т.е. развитию понимания речи и слухового внимания и развитию лепетной речи большая роль отводится развитию дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

I.Дыхательные упражнения.

В структуру каждого занятия включается выполнение дыхательного упражнения в игровой форме. По мере овладения детьми добавляются новые упражнения.

 Дыхательные упражнения - неотъемлемая часть оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению мышц грудной клетки, закреплению навыков диафрагмально – речевого дыхания. Работа ведется над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю. Я мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции. Для каждого упражнения подбираются соответствующие пособия или картинка, доступная пониманию ребенка. Кроме основной задачи, иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально-положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.

Необходимо соблюдать ряд условий при проведении дыхательных упражнений: плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щёки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения не больше 3-4 раз. 

II. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
-уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Каждое упражнение формирует определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

С детьми раннего возраста артикуляционная гимнастика проводится 3-4 минуты, на одном занятии выполняется 2-3 упражнения в начале года и до 5-6 в конце учебного года («Сказка о язычке»). Все упражнения сопровождаются рисунками, стихотворениями или небольшими игрушками, также используются пособия для коврографа.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Сначала логопед читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, затем движения повторяет ребенок. 

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты на логопедических занятиях: их мышцы будут уже подготовлены.

III. Мелкая моторика.

При ряде нарушений речи у детей отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, формированию графических навыков.

При планировании работы над развитием мелкой моторики рук, я придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят; разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, игры с прищепками, шнуровки, лабиринты,пальчиковый бассейн, элементы суджок-терапии и др. Подробнее остановлюсь на некоторых приёмах работы.                                                                                                                         

Элементы су-джок терапии в коррекционно-речевой практике.

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий. Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок массажеров:                 

дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, сначала на правой затем на левой руке.

·        Ребёнок кладёт массажёр между ладонями катает его.

·        Ребенок сжимает массажер поочередно в правой и левой руке.

·        Ребенок поочередно надавливает на массажер подушечкой каждого пальца правой, затем левой руки.

Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.

IV. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются нарушения общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.        Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. 

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста способствует подготовке к формированию самостоятельной речи, т.е. развитию понимания речи и слухового внимания и развитию лепетной речи, а также созданию наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды, решению задач гармоничного развития дошкольников, активизации психических процессов и формирования личности ребёнка в целом.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»