Клинико-психолого-педагогические характеристики детей с ЗПР
Клинический аспект
Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед
Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на свою неоднородность задержки психического развития имеют общие специфические особенности, позволяющие выделить их в определенную аномальную категорию. (Е.А.Логинова. - 2004г)
Клинический аспект изучения задержек психического развития подразумевает интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием эмоционально волевой сферы или познавательной деятельности у детей. По ряду параметров эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер дети с ЗПР находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Их характеризует незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений. Но при этом наблюдающаяся у них «зона ближайшего развития» позволяет разделять данный дефект от умственной отсталости.
Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуальная (остаточная) органическая недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций, парциальное (частичное) нарушение психического развития. Для высшей нервной деятельности детей с ЗПР характерно снижение силы основных нервных процессов, повышенная склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности, обозначающие в целом недостаточность нейродинамики. (В.И.Лубовский. - Дефектология.: 1972г. №4.)
По мнению М.Н.Фишман, исследования нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга показали существенное отличие ее системной организации у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это проявляется в замедленной и ослабленной межполушарной интеграции и передаче сенсорной информации из одного полушария в другое. (М.Н.Фишман. – М., 1989г).
Г.Е.Сухарева, изучая детей, страдающих стойкой школьной неуспеваемостью, подчеркивала, что диагностируемые у них нарушения необходимо отличать от легких форм умственной отсталости. Задержку психического развития не следует отождествлять с задержкой темпа психического развития. Задержка психического развития – это более стойкая интеллектуальная недостаточность, в то время как задержка темпа психического развития представляет собой обратимое состояние. (Г.Е.Сухарева. Т.3. - М., 1965г.)
Среди существующих отечественных классификаций, учитывающих клиническую симптоматику ЗПР, наибольшее распространение получили классификация Т.А.Власовой и М.С.Певзнер, выделяющая две основные формы: психический и психофизический инфантилизм, астенические и церебрастенические состояния, и классификация К.С.Лебединской, в которой выделяются четыре основных клинических варианта ЗПР по этиопатологическому признаку – ЗПР: (конституционального; психогенного; соматогенного; церебрально-органического происхождения). (Логинова Е.А.- 2004г.) При задержке психического развития конституционального происхождения инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. У таких детей возникают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины.
При так называемой соматогенной задержке психического развития эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т.д. Хроническая, физическая и психическая астения тормозят развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, при раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие его личности.
Задержка психического развития церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для клиники и специальной психологии ввиду выраженности проявлений и частой необходимости специальных мер психолого-педагогической коррекции.
Причины церебрально-органических форм задержки психического развития (патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни), как видно, в определенной мере сходны с причинами олигофрении. Это сходство определяется органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Задержка психического развития значительно чаще связана с более поздним, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития. Тем не менее многие исследователи предполагают и возможность генетической этиологии.
Преобладание более поздних сроков поражения обусловливает наряду с явлениями незрелости почти постоянное наличие и признаков повреждения нервной системы. Поэтому в отличие от олигофрении, которая часто встречается в виде неосложненных форм, в структуре ЗПР церебрально-органического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств (церебрастенических, неврозоподобных, психопатоподобных, эпилептиформных, апатико-адинамических), свидетельствующих о повреждении нервной системы.. Церебрально-органическая недостаточность определяет и клинико-психологическую структуру самой задержки психического развития в отношении незрелости как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.
В зависимости от того, преобладают ли в клинической картине явления эмоционально-волевой незрелости либо функцоинальные нарушения интеллектуальной деятельности, задержка психического развития церебрально-органического генеза условно разделена на две основные группы: 1. с преобладанием явлений органического инфантилизма; 2. с преобладанием нарушений познавательной деятельности.
У детей первой группы энцефалопатические расстройства выражены негрубо и проявляются обычно в церебрастенических, реже – легких неврозоподобных явлениях, психомоторной возбудимости. В неврологическом статусе отмечаются легкая рассеянная микросимптоматика, признаки незрелости, негрубая вегетативная неустойчивость. На ЭЭГ выступают черты незрелости биоэлектрической активности мозга, легкая дисфункция мезодиэнцефальных структур. И в физическом облике часто превалируют инфантильные черты. (Лебединский В.В.- 1985г.)
По мнению Лебединской К.С., негрубые энцефалопатические расстройства с явлениями церебрастении, эмоциональной неустойчивости, пониженной работоспособности отражают нарушение уровня вегетативно-тонической регуляции. Недостаточность высших корковых функций имеет динамический характер и обусловлена повышенной истощаемостью и нестойкостью психического тонуса. Дисфункция лобных структур проявляется в недоразвитии произвольного внимания и контроля, также обнаруживая зависимость от состояния психического тонуса (импульсивность, истощаемость).
В клинической картине психического состояния детей II группы преобладают признаки недостаточности познавательной деятельности в сочетании с более стойкими энцефалопатическими расстройствами в виде более грубых органических форм церебрастенического синдрома, психопатоподобных, субклинических эпилептиформных, апатико-астенических расстройств. Нейропсихологический анализ вскрыл более распространенные и более выраженные варианты корковой патологии, чем у детей первой группы.
Дисфункция лобных структур проявляется в расстройствах не только контроля, но и программирования. Однако нарушения интеллектуальной деятельности возникают не из-за невозможности создать план умственной операции, а вторично в связи с трудностями его практического осуществления. Эти трудности обусловлены неполноценностью отдельных корковых функций, а также выраженной истощаемостью и ригидностью психических процессов, нарушающих динамику интеллектуальных операций. (Лебединская К.С. - 1982г)
Таким образом, данные проведенного нейропсихологического исследования позволили выявить определенную иерархию нарушений познавательной деятельности у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В более легких случаях в ее основе лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с истощаемостью психических функций. Однако при большей тяжести органического поражения мозга к более грубым нейродинамическим расстройствам, выражающимся в инертности психических процессов, присоединяется первичная дефицитарность отдельных корково-подкорковых функций: праксиса, зрительного гнозиса, памяти, речевой сенсомоторики и т.д. При этом отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций. Парциальная недостаточность корковых функций в свою очередь приводит к вторичному недоразвитию наиболее сложных психических новообразований, включая произвольную регуляцию, по отношению к которым перечисленные выше нарушения выступают как базальные. (Лебединский В.В. – 1985г) Н.Я.Семаго и М.М.Семаго среди детей, традиционно относимых к группе ЗПР, выделяют две различные подгруппы: К истинно задержанному развитию, понимаемому как - личностной замедленный темп формирования различных характеристик когнитивной и эмоционально сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности, авторы относят детей с «темпово задержанным типом развития» (гармоническим инфантилизмом) и «неравномерно задержанным типом развития» (дисгармоническим инфантилизмом). Другими специалистами такие варианты ЗПР могут быть охарактеризованы как ЗПР конституционального, или соматогенного генеза. Прогноз развивающей и коррекционной работы у этих детей относительно благоприятен, особенно в отношении детей с гармоническим инфантилизмом.
Другая подгруппа – это дети с парциальной несформированностью высших психических функций. Особенностью данной категории детей является то, что здесь нельзя говорить лишь о задержке развития. Эти дети не достигают развития своих сверстников, их характеризует качественно иная структура особенностей базовых составляющих психической деятельности. Другими специалистами такой вариант нарушения развития может быть охарактеризован как ЗПР церебрально- органического генеза, органический инфантилизм, минимальная мозговая дисфункция, специфические расстройства развития учебных навыков, задержка психоречевого развития, неврозоподобный (астенический) синдром и др. Прогноз в отношении таких детей сложен и учитывает много факторов, например таких, как время начала коррекционной работы, объединение усилий многих специалистов, социальное окружение ребенка. (Семаго Н.Я, Семаго М.М.– 2001г.)
Таким образом, анализ литературных данных показывает, что исследования нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга имеют существенные отличия ее системной организации у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающими детьми. Это проявляется в замедленной и ослабленной межполушарной интеграции и передаче сенсорной информации из одного полушария в другое, но диагностируемые нарушения у учащихся с ЗПР необходимо отличать от легких форм умственной отсталости.
Многие авторы, среди детей относимых к группе ЗПР выделяют две подгруппы: К первой они относят тех, у кого прогноз развития и коррекционной работы относительно благоприятен, так как их характеризует замедленный темп формирования различных характеристик когнитивной и эмоциональной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности.
Вторая группа – это дети, которые в виду качественно иной структуры особенностей базовых составляющих психической деятельности, не достигают развития своих сверстников. Поэтому прогноз в отношении таких учащихся сложен и учитывает много факторов.