Один из способов обучения грамотному письму
(из практической работы)
Иванова Наталья Ивановна
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIвида) №609 Красногвардейского района
(ГБС(К)ОУ школа №609)
В справочнике по русской орфографии и пунктуации под редакцией С. Г. Бархударова содержится 300 правил орфографии и 100 правил пунктуации. При этом все правила правописания построены так, что нужен морфологический анализ слова, т.е. ученик должен знать, к какому виду трудностей относится его случай, какая это часть речи и каковы её морфологические трудности.
Так при написании безударных гласных в корне слова фонетические знания и умения вступают во взаимодействие с умениями выделять корень, подбирать однокоренные слова или изменять форму слова. Вот здесь и возникает проблема причиной, которой является не умение учащихся с ограниченными возможностями здоровья совмещать такие операции, как выделение ударного слога и нахождение корня слова. В учебной деятельности мы зачастую используем резервы зрительной и слуховой памяти, но как показывает практика этого не достаточно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо использовать и другие виды памяти, такие как речемоторная, эмоционально-образная, кинестетическая, тактильная.
В конце XIXвека Д. И. Тихомиров рекомендовал: «На уроках правописания хорошо заставлять детей произносить не так, как они обыкновенно выговариваются, а как пишутся… Ребенок хорошо понимает, почему он так произносит, и ни в коем случае так говорить не будет». Роль такого проговаривания Д. И. Тихомиров объяснял так: «Чтобы произвести более сильное впечатление, которое бы засело в памяти слуха».
Современник Д. И. Тихомирова И. М. Сеченов в особенности подчеркивал роль речедвигательных ощущений в процессах слуховой памяти человека. В своей работе «Рефлексы головного мозга» он писал: «Слуховые ощущения имеют перед другими то важное преимущество, что они уже в раннем детстве ассоциируются самым тесным образом с мышечными – в груди, гортани, языка и губах, т. е. с ощущениями при собственном разговоре. На этом основании слуховая память подкрепляется еще памятью осязательной». Таким образом, речь идет о проговаривании, проговаривании, которое помогает закрепить в памяти речевые движения позволяющие решить проблемы правильного письма.
Главная роль проговаривания при первоначальном обучении грамоте – усиление слухового восприятия и уточнение в сознании пишущего состава и порядка звуков и букв слова. В обучении письму слов по правилам или слов с непроверяемым написанием проговаривание в определенной системе упражнений активизирует как запоминание, так и припоминание написания слов. Оно закрепляет написание слов, формирует навык фонемного письма. Письма с послоговым слушанием, проговариванием и написанием слогов в такт проговаривания слогов.
Перед обучающимися с ограниченными возможностями здоровья при переходе к написанию слов (в том числе и к списыванию), не соответствующих произношению, возникают две основные трудности:
1. Найти слово, содержащее орфограмму;
2. Объяснить написание таких слов.
У большинства обучающихся эти затруднения устойчивы, к тому же многие из них нуждаются в развитии умения последовательно рассуждать. Поэтому для таких обучающихся проговаривание слов по слогам оказывается основным приемом, помогающим учить их правописанию.
Работа по формированию навыка правильного письма, начинается с обучения грамоте и проводится на коррекционно-развивающих занятиях.
Коррекционно-развивающее занятие первый класс
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Цель |
I этап |
Произнесение слова по слогам в соответствии с написанием его звуков |
Слушание |
Отработать запоминание |
IIэтап |
Повторное произнесение слова с четкой артикуляцией |
Повторение за учителем вслух |
Разработать речеартикулярный аппарат.Преодолеть артикуляционные препятствия |
IIIэтап |
Контроль выполнения правильности задания |
Работа в парах. Проговаривают слово по слогам для соседа |
Взаимоконтроль.Преодолеть артикуляционные препятствия |
IVэтап |
Контроль выполнения правильности задания. Индивидуальная помощь |
Произносят слово тихим голосом «для себя» |
Осваивает действие на уровне навыка |
Vэтап |
Контроль выполнения правильности задания. Индивидуальная помощь |
Произносят слово про себя с движением губ для контроля учителя |
Самоконтроль.
|
VIэтап |
Записать слово на доске под слоговуюсамодиктовку. Показать наглядно, что проговаривание слогов и их написание должно быть одновременным |
Следят, анализируют, делают выводы |
Формирование первичного контроля |
VIIэтап |
Диктую |
Учащиеся громко и медленно проговаривают слова по слогам и одновременно записывают проговариваемое слово |
Отрабатывается навык правильного письма |
VIIIэтап |
Контроль выполнения правильности задания. Индивидуальная помощь |
Проговаривают написанное по слогам, находить и исправлять ошибки |
Развитие самоконтроля |
Чтобы орфографическое написание слов у ребенка действительно дошло до автоматизма, и чтобы запас этих слов был как можно богаче, “…необходимо возможно больше упражнений в правильном письме”, и одним из важнейших таких упражнений Д.Н.Ушаков называл списывание.
Важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый текст как до начала письма, так и во время записи текста, что обусловлено самим механизмом перехода внутренней речи в письменную. Это главное требование, предъявляемое к списыванию.
Для того чтобы избежать ошибки при списывании важно изначально создать условия для формирования у первоклассников внимания и привычки самоконтроля.
Специальные упражнения с использованием ИКТ открывают возможность многократно проверять и улучшать написанное, развивая тем самым у детей навык самоконтроля.
Последовательность формирования умения списывать может быть следующая.
Форма проведения |
Коррекционное занятие |
Обоснование выбора формы |
Коррекционно-развивающее занятие позволяет работать индивидуально или малыми группами |
|
Тема занятия. Письмо с проговариванием. Л. Н. Толстой «Галка» |
||||
Цель |
I. Формирование навыка безошибочного письма. II. Обеспечить совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе списывания. III. Обучение самоконтролю при письме. IV. Запоминание написания слов разной структуры. |
Приемы, используемые в занятия |
Проговаривание(письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок). |
|
Ход занятия |
||||
I. Предъявление текста |
||||
Деятельность учителя На дворе стоял кувшин с водой. Предложение читает целиком, орфоэпически. |
Деятельность обучающихся Воспринимают записанное предложение одновременно визуально и на слух, сопровождая это восприятие проговариванием во внутренней речи.
|
Обоснование Позволяет восприятию смысла прочитанного предложения, лексики и грамматической структуры. |
||
II. Активная орфографическая ориентировка |
||||
Деятельность учителя На дворе стоял кувшин с водой. Чтение предложения орфографически (с усилением слабых позиций). Обратить внимание на подчеркнутые слова, дать разъяснения правилами и рекомендациями. |
Деятельность обучающихся Слушают, размышляют, анализируют, проговаривают. |
Обоснование Обратить внимание обучающихся на орфографическую форму списываемого предложения. |
||
III. Формирование умения удержание в памяти орфографической формы целого слова |
||||
Деятельность учителя Повторное предъявление предложения, но уже без подчеркивания, по частям, в виде отдельных слов или групп слов, составляющих цельную синтаксическую, интонационно-смысловую единицу.
На дворе стоял кувшин с водой. Всякий раз после демонстрации очередного слова запись исчезает. |
Деятельность обучающихся Читают, орфографически проговаривают все звуки, воспроизводят по памяти, пишут, диктуя себе по слогам (орфографически). |
Обоснование Планомерное формирование грамотного письма. |
||
IV. Самоконтроль |
||||
Деятельность учителя Последовательное предъявление предложений, которые по ходу предъявления проговаривается. Задание - Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на подчеркнутые слова. |
Деятельность обучающихся Читают, орфографически проговаривают все звуки, по необходимости исправляют свои записи. |
Обоснование Обучения самоконтролю при письме и запоминанию написания слов разной структуры. |
||
Начинать работу необходимо с первого класса. Слова для проговаривания объединяются так, чтобы помочь запоминанию написания слов. Все слова, которые нельзя проверить (словарные слова) объединить в группы по 5 слов. Работа ведется поэтапно.
Используя данную методику, обучающиеся овладевают послоговым проговариванием как сознательным грамматико-орфографическим действием, умеют писать под самодиктовку, легко запоминают слова.