Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Один из способов обучения грамотному письму

(из практической работы)

Иванова Наталья Ивановна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIвида) №609 Красногвардейского района

(ГБС(К)ОУ школа №609)

В справочнике по русской орфографии и пунктуации под редакцией С. Г. Бархударова содержится 300 правил орфографии и 100 правил пунктуации. При этом все правила правописания построены так, что нужен морфологический анализ слова, т.е. ученик должен знать, к какому виду трудностей относится его случай, какая это часть речи и каковы её морфологические трудности.

Так при написании безударных гласных в корне слова фонетические знания и умения вступают во взаимодействие с умениями выделять корень, подбирать однокоренные слова или изменять форму слова. Вот здесь и возникает проблема причиной, которой является не умение учащихся с ограниченными возможностями здоровья совмещать такие операции, как выделение ударного слога и нахождение корня слова. В учебной деятельности мы зачастую используем резервы зрительной и слуховой памяти, но как показывает практика этого не достаточно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо использовать и другие виды памяти, такие как речемоторная, эмоционально-образная, кинестетическая, тактильная.

В конце XIXвека Д. И. Тихомиров рекомендовал: «На уроках правописания хорошо заставлять детей произносить не так, как они обыкновенно выговариваются, а как пишутся… Ребенок хорошо понимает, почему он так произносит, и ни в коем случае так говорить не будет». Роль такого проговаривания Д. И. Тихомиров объяснял так: «Чтобы произвести более сильное впечатление, которое бы засело в памяти слуха».

Современник Д. И. Тихомирова И. М. Сеченов в особенности подчеркивал роль речедвигательных ощущений в процессах слуховой памяти человека. В своей работе «Рефлексы головного мозга» он писал: «Слуховые ощущения имеют перед другими то важное преимущество, что они уже в раннем детстве ассоциируются самым тесным образом с мышечными – в груди, гортани, языка и губах, т. е. с ощущениями при собственном разговоре. На этом основании слуховая память подкрепляется еще памятью осязательной». Таким образом, речь идет о проговаривании, проговаривании, которое помогает закрепить в памяти речевые движения позволяющие решить проблемы правильного письма.

Главная роль проговаривания при первоначальном обучении грамоте – усиление слухового восприятия и уточнение в сознании пишущего состава и порядка звуков и букв слова. В обучении письму слов по правилам или слов  с непроверяемым написанием проговаривание в определенной системе упражнений активизирует как запоминание, так и припоминание написания слов. Оно закрепляет написание слов, формирует навык фонемного письма. Письма с послоговым слушанием, проговариванием и написанием слогов в такт проговаривания слогов.

Перед обучающимися с ограниченными возможностями здоровья при переходе к написанию слов (в том числе и к списыванию), не соответствующих произношению, возникают две основные трудности:

1.     Найти слово, содержащее орфограмму;

2.     Объяснить написание таких слов.

У большинства обучающихся эти затруднения устойчивы, к тому же многие из них нуждаются в развитии умения последовательно рассуждать. Поэтому для таких обучающихся проговаривание слов по слогам оказывается основным приемом, помогающим учить их правописанию.

Работа по формированию навыка правильного письма, начинается с обучения грамоте и проводится на коррекционно-развивающих занятиях.

 

 

Коррекционно-развивающее занятие первый класс

 

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Цель

I этап

Произнесение слова по слогам в соответствии с написанием его звуков

Слушание

Отработать запоминание

IIэтап

Повторное произнесение слова с четкой артикуляцией

Повторение за учителем вслух

Разработать речеартикулярный аппарат.Преодолеть артикуляционные препятствия

IIIэтап

Контроль выполнения правильности задания

Работа в парах. Проговаривают слово по слогам для соседа

Взаимоконтроль.Преодолеть артикуляционные препятствия

IVэтап

Контроль выполнения правильности задания. Индивидуальная помощь

Произносят слово тихим  голосом «для себя»

Осваивает действие на уровне навыка

Vэтап

Контроль выполнения правильности задания. Индивидуальная помощь

Произносят слово про себя с движением губ для контроля учителя

Самоконтроль.

 

VIэтап

Записать слово на доске под слоговуюсамодиктовку. Показать наглядно, что проговаривание слогов и их написание должно быть одновременным

Следят, анализируют, делают выводы

Формирование первичного контроля

VIIэтап

Диктую

Учащиеся громко и медленно проговаривают слова по слогам и одновременно записывают проговариваемое слово

Отрабатывается навык правильного письма

VIIIэтап

Контроль выполнения правильности задания. Индивидуальная помощь

Проговаривают написанное по слогам, находить и исправлять  ошибки 

Развитие самоконтроля

 

 Чтобы орфографическое написание слов у ребенка действительно дошло до автоматизма, и чтобы запас этих слов был как можно богаче, “…необходимо возможно больше упражнений в правильном письме”, и одним из важнейших таких упражнений Д.Н.Ушаков называл списывание.

Важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый текст как до начала письма, так и во время записи текста, что обусловлено самим механизмом перехода внутренней речи в письменную. Это главное требование, предъявляемое к списыванию.

Для того чтобы избежать ошибки при списывании важно изначально создать условия для формирования у первоклассников внимания и привычки самоконтроля.

Специальные упражнения с использованием ИКТ открывают возможность многократно проверять и улучшать написанное, развивая тем самым у детей навык самоконтроля.

Последовательность формирования умения списывать может быть  следующая.

 

Форма проведения

Коррекционное занятие

Обоснование выбора формы

Коррекционно-развивающее  занятие позволяет работать индивидуально или малыми группами

Тема занятия. Письмо с проговариванием. Л. Н. Толстой «Галка»

Цель

I. Формирование навыка безошибочного письма.

II. Обеспечить совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе списывания.

III. Обучение самоконтролю при письме.

IV. Запоминание написания слов разной структуры.

Приемы, используемые в занятия

Проговаривание(письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок).

Ход занятия

I.                   Предъявление текста

Деятельность учителя

 На дворе стоял кувшин с водой.

Предложение читает  целиком, орфоэпически.

Деятельность обучающихся

Воспринимают записанное предложение одновременно визуально и на слух, сопровождая это восприятие проговариванием во внутренней речи.

 

 

Обоснование

Позволяет восприятию смысла прочитанного предложения, лексики и грамматической структуры.

II.                Активная орфографическая ориентировка

Деятельность учителя

 На дворе стоял кувшин с водой.

Чтение предложения орфографически (с усилением слабых позиций). Обратить внимание на подчеркнутые слова, дать разъяснения правилами и рекомендациями.

Деятельность обучающихся

Слушают, размышляют, анализируют, проговаривают.

Обоснование

Обратить внимание обучающихся на орфографическую форму списываемого предложения.

III.             Формирование умения удержание в памяти орфографической формы целого слова

Деятельность учителя

Повторное предъявление предложения, но уже без подчеркивания, по частям, в виде отдельных слов или групп слов, составляющих цельную синтаксическую, интонационно-смысловую единицу.

 

На дворе

стоял

кувшин

с водой.

Всякий раз после демонстрации очередного слова запись исчезает.

Деятельность обучающихся

Читают, орфографически проговаривают все звуки, воспроизводят по памяти, пишут, диктуя себе по слогам (орфографически).

Обоснование

Планомерное формирование грамотного письма.

IV.             Самоконтроль

Деятельность учителя

Последовательное предъявление предложений, которые по ходу предъявления проговаривается.

Задание

- Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на подчеркнутые слова.

Деятельность обучающихся

Читают, орфографически проговаривают все звуки, по необходимости исправляют свои записи.

Обоснование

Обучения самоконтролю при письме и запоминанию написания слов разной структуры.  

         

 

Начинать работу необходимо с первого класса. Слова для проговаривания объединяются так, чтобы помочь запоминанию написания слов. Все слова, которые нельзя проверить (словарные слова)  объединить в  группы по 5 слов. Работа ведется поэтапно.

Используя данную методику, обучающиеся овладевают послоговым проговариванием как сознательным грамматико-орфографическим действием, умеют писать под самодиктовку, легко запоминают слова.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»