Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми
с нарушенным звукопроизношением
Полицковая Оксана Леонидовна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №137
Невского района Санкт-Петербурга
Предлагаемая система работы предназначена для учителей-логопедов, работающих над исправлением недостатков звукопроизношения и развитием речи у детей с дизартрией и ОНР. В систему работы включены элементы логопедического массажа, самомассажа, артикуляционная гимнастика с использованием массажных щеток, упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Данная методика успешно используется при коррекции и развитии речи воспитанников, начиная с 3 - 4 летнего возраста, что позволяет начать раннюю логопедическую помощь детям. У детей с тяжелыми речевыми диагнозами нарушения звукопроизносительной стороны речи связано с поражением центральной и периферической нервной системы. Поэтому перед началом работы и во время периода коррекции речи настоятельно рекомендованы консультации врачей—специалистов (неврологов, психоневрологов, ортопедов) и медикаментозное лечение по назначению специалистов. Желательно наблюдать ребенка в период обучения у одних и тех же специалистов, чтобы врач видел ребенка в динамике и выстраивал план медицинского сопровождения. В логопедической работе у детей с дизартрией и моторной алалией первоначально необходимо создать определенную артикуляционную базу при помощи элементов массажа, самомассажа и доступной артикуляционной гимнастики с опорой на подражательные способности ребенка и лишь потом начать работу над постановкой звуков речи. С этой целью эффективно используются артикуляционные игрушки, первые зубные щетки для детей. С помощью таких игрушек разучиваются известные общие артикуляционные упражнения. Массаж лицевой мускулатуры выполняется по методике,представленной Татьяной Анатольевной Куликовской в работе «Массаж лицевых мышц для малышей». Все упражнения сопровождаются красочными иллюстрациями и стихотворными текстами, с помощью которых дети получают представление о временах года и их признаками. В пособии представлены пять комплексов с использованием основных массажных движений: поглаживающих, спиралевидных, постукивающих, зигзагообразных. Все дети перед началом занятия моют руки с мылом под контролем взрослого. Элементы массажа языка и губ логопед показывает сначала на язычке и губах игрушки, ребенок повторяет за взрослым, учит игрушку, массирует ей язычок и губы. Затем логопед делает массаж ребенку разноцветными зубными щетками, а потом ребенок массирует свои артикуляционные органы самостоятельно под контролем взрослого. Массаж артикуляционных органов проводится по всем требованиями гигиены индивидуальными щетками для каждого ребенка. Массаж губ. Массаж губ выполняется двумя разными щетками (можно использовать разные зубные щетки или наборы щеток для первых молочных зубов)попеременно. 1. Поглаживание над верхней губой и под нижней губой от середины к краям рта. 2. Поглаживание по верхней губе и по нижней губе от середины к краям рта. 3. Собирание губ в вертикальную складку. Ручки щеток или пальцы ребенка помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе. Сопровождаю это движение показом игрушки птички с клювиком. Предлагаю ребенку после движения озвучить свою птичку (например «ко—ко», «чирик» и др.) 4. «Покажи свои зубки». Ручки щеток или пальцы ребенка помещаются в то же положение, но движения идут вниз по нижней губе, обнажая нижние десны,и вверх по верхней губе, обнажая верхние десны. 5. Сжимание губ в «клювик». Указательные пальцы и большие пальцы сжимают верхнюю и нижнюю губы и делают из губ «клювик утенка» (озвучивам «кря—кря»). 6. Растягивание губ — «играем на гармошке». Ручки щеток или указательные пальцы помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение (предлагаю ребенку представить, что он играет на губах, как на гармошке). 7. Легкое постукивание щеткой по губам от угла к углу губ. 8. Легкое постукивание щетками от середины к углам губ. Предлагаю поменять щетки в руках и повторить массаж. 9. Прокатывание щетки по губам с небольшим нажимом от середины к углам губ. 10. Пощипывание верхней, а затем и нижней губы пальцами проводится от середины к краям губ. При спастичности артикуляционных мышц не применяется. Рекомендуется при гипотонии. Массаж языка. Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение. Нельзя сразу начинать расслабление и массаж с мышц языка. Массаж языка проводится после общего расслабления и указанных выше приемов самомассажа или массажа. Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому движение языка вниз в полости рта и тем самым его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. При недостаточной подвижности языка массаж проводит логопед, постепенно подключается и ребенок. Массаж можно проводить попеременно щетками. Возможны варианты, когда у взрослого одна щетка, а у ребенка другая, и ребенок повторяет за логопедом движения своей щеткой. Затем взрослый и ребенок меняются щетками. Ребенок постепенно учится приемам самомассажа. 1.Логопед, а в дальнейшем сам ребенок, поглаживает язык от корня или средней части к кончику языка двумя или одной щеткой по средней части языка. Затем то же поглаживание по боковым краям языка. 2. Учитывая особенности кровоснабжения языка, предлагаю погладить язычок по боковым краям от серединки кончика до середины средней части спинки языка. 3. Постукивание от кончика языка до серединки и наоборот по средней линии языка и по бокам. Предлагаю ребенка «барабанить» по языку, как по барабану. 4. Постукивание от одного бокового края языка до другого. 5. Рисование «елочки» на языке одной или двумя щетками одновременно. «Ствол» — движение щетки с надавливанием на язык сверху вниз, «ветки» —движения от середины языка к боковым краям. 6. «Зубки крокодила» — выполняется двумя щетками одновременно. Одна щетка помещается под язык, а вторая — сверху. Язык сжимается между щетками ритмичными движениями. Затем предлагаю поменять щетки в руках. Очень полезное упражнение при отсутствии у ребенка своих резцов. Похожее на это, «покусывание язычка» по бокам — ритмичное сжимание языка двумя щетками по боковым краям. 7. Прошу положить язык на верхнюю губу и погладить язычок по нижней части к кончику. Это упражнение очень сложное, но при системных занятиях — выполнимое. 8. Заканчиваем работу поглаживанием языка, как в первом примере. Упражнения для языка с использованием щеток. 1. «Качели» — язык раскачивается между двумя щетками. Щетки ребенок держит так, чтобы их достать сверху и снизу кончиком языка. Предлагаю поменять щетки в руках и повторить упражнение. 2. «Часики» —две щетки ребенок держит возле углов рта и дотрагивается до них языком. Щетки также прошу поменять и повторить упражнение. 3. «Иголочка» — дотянутся языком до щетки, удерживая ее как можно дальше от языка. Следить, чтобы ребенок тянул язык вперед, а не шею. 4. Игра «Угадай, какая щетка». Ребенку предлагается с закрытыми глазами дотянутся до щетки, которую держит взрослый, «пощупать» ее языком. После этого логопед показывает все три щетки и просит угадать, какую из них ребенок только что трогал. Игра повторяется несколько раз. 5. Игра «Качели» с закрытыми глазами. Ребенок раскачивает язык между двумя щетками, которые держит взрослый наверху и внизу, малыш «ощупывает» щетки язычком. После этого логопед предлагает угадать ребенку и показать, какую щетку он трогал наверху, а какую — внизу. Игра повторяется несколько раз по желанию ребенка. Эти упражнения трудны для детей, требуют больших энергозатрат. Рекомендую не допускать мышечного утомления шеи, плечевого пояса и спины. Ребенок во время игры испытывает азарт и радость, но взрослый должен закончить игру, не перенапрягая силы малыша. Все должно быть дозировано в соответствии с физическими возможностями ребенка и не вызывать переутомления и дискомфорта в мышцах. Все артикуляционные упражнения, приемы массажа и самомассажа демонстрируются родителям, которые должны дома выполнять доступные ребенку виды работы в игровой форме. Предлагаю родителям веселые стихотворения, которыми сопровождаю все виды массажа и самомассажа. Можно подобрать музыкальное сопровождение из песенок к мультфильмам и детских песен. Так, например, во время упражнения «Улыбка» звучат строчки: «От улыбки станет всем светлей...», во время упражнения «Качели» — слова из песни «Крылатые качели». Строчки: «А я играю на гармошке у прохожих на виду...» сопровождают упражнение «Гармошка» и так далее. Использование забавных игрушек, разноцветных щеток, веселых стихотворений и песен помогает проводить сложные виды артикуляционной гимнастики , массажа и самомассажа в занимательной и доступной форме. Вызывают у ребенка радость и удовольствие. Варианты стихотворных игровых текстов при логопедической работе с детьми. Мы погладим серединку язычка. Мы погладим его правый бочок. Мы погладим его левый бочок. Простучит мы щеткой свой язычок. Нарисуй ты елочку, елочку на язычке. Сколько лет тебе, скажи... Столько елок покажи. Мы рисуем солнышко, солнышко на язычке. Язычок свой разминаем И зарядку продолжаем. «Зубки крокодила» кусают язычок. Крокодила не боюсь, С крокодилом помирюсь. Язычок тянись вперед. Дотянись до щеточки. Ты загадку разгадай. Что за щетка — угадай. Раскачаем язычок Между наших щеточек. Вверх — вниз, вверх — вниз, Ты до щетки дотянись. Список используемой литературы. 1.Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. — М.: Книголюб, 2004. 2.Семенова К.А., Мухмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП. Ташкент,1979. 3.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с ЦП. Просвещение,1985 4.Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. — Санкт—Петербург, 1995 5.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика.— Санкт—Петербург, Детство — пресс,2000