Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Помощь родителям в формировании грамматически правильной речи у детей с общим недоразвитием речи

(методы и приемы)

Сумарокова Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №12
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга

У детей речевых групп помимо не сформированности фонетико-фонематической стороны речи, часто наблюдается отставание в развитии в лексико-грамматической стороны речи.  Дети не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, существительные с числительными, неправильно выбирают падежные формы существительных, не могут изменять слова во множественном числе, а также используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Эти проблемы наших детей выливаются,  в последствии,     в стойкие   аграмматизмы,  и приводят к большим проблемам в школьном обучении.  Без целенаправленной работы, они уже с первого класса отстают в овладении письмом, в применении на письме грамматических правил. Также при усвоении грамматики, чисто практически, формируется и мышление. В этом огромное значение усвоения лексико-грамматических навыков в развитии речи и психических функций ребенка.

Упорядочение грамматического строя речи имеет большое значение в работе по преодолению речевого недоразвития дошкольников. С этой целью необходимо сформировать у детей систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка. Педагогический коллектив нашей группы старается научить их правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа и падежа.

Основным средством в формировании грамматически правильной речи является обучение на занятиях.  А вот для автоматизации и для активного использования правильных грамматических оборотов в спонтанной речи, можно и нужно привлекать родителей.

Родители с удовольствием проигрывают с детьми отработанные на занятиях грамматические конструкции, а заодно, очень часто, уточняют и для себя правильные речевые обороты. Непременное условие – активная, доброжелательная и систематическая помощь педагогов речевой группы.

Нашу группу посещают дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с диагнозом «Тяжелое нарушение речи». В основном это дети с общим недоразвитием речи Ш и П уровней,  дети у которых коммуникативные свойства речи значительно снижены. Поэтому, проводя с детьми различные игры, по нашей рекомендации, родители начинают лучше понимать своих детей и становятся им психологически гораздо ближе.

Первое что мы рекомендуем – подобрать одну или две игрушки, желательно уже знакомых детям и любимых ими, например: куклу и мишку, или клоуна и белочку – по ситуации. Именно с ними дети, при поддержке родителей,  будут играть, будут «обучать» их  правильно проговаривать речевые конструкции.

Затем на первом родительском собрании,  объясняем систему подачи детям знаний в дошкольном учреждении,  с учетом лексических тем. В раздевалке, в «Уголке для родителей», регулярно выставляем список  слов,  используемых на занятиях для активизации словаря,  по темам, с учетом возрастной нормы.

Для практического понимания приемов и методов работы, а также для представления уровня знаний и умений своего ребенка на данном отрезке времени, мы регулярно проводим открытые занятия для родителей.

Проводим «Открытые педсоветы», т.е. родительские собрания с обсуждением общих, типичных или индивидуальных проблем, возникающих в работе с детьми.

У нас в группе стало традицией проводить с детьми и родителями «Чаепития», где обязательным условием является сюрпризный момент, т.е. сказочный персонаж, представляющий перед детьми методическую задачу, которая выполняется совместно с родителями.

Для оптимизации составления рассказа, мы берём самую близкую для детей тему « Моя семья». Родителям предлагаем сделать дома свой семейный альбом. Потом  мы индивидуально с каждым ребёнком проговариваем эту тему с опорой на фотографии в альбоме, получается красочный и распространенный рассказ, который и развивает связную речь детей, и улучшает экологическую обстановку в семье.

Работая с детьми над усвоением категории числа, мы используем различные дидактические игры:

  1. «Поставь правильно» - магнитная доска делиться на две части, на одной закрепляются картинки с изображением  одного предмета, на другой – много. Дети проговаривают: «Сюда я поставлю стол, а сюда – столы» и т.д.
  2. «Покажи нужную картинку» - у детей по две картинки, по просьбе логопеда дети показывают нужную и проговаривают: «Это дом, а это дома».
  3. «Куда что нужно?» - логопед предлагает детям, глядя на картинки, изменить слово, поставив его во множественном числе, например, отвечая на вопрос что нужно для дома, что – для детского сада (шкаф - шкафы).
  4. 4. Лото – карточку получает тот, кто правильно согласует существительное с числительным: «У меня два жука». «У меня пять бабочек».

Родителям, для усвоения категории множественного числа мы предлагаем проигрывать это в различных жизненных ситуациях, а для закрепления – объяснить любимой игрушке, как нужно говорить.

Мы добиваемся, чтобы дети овладевали грамматическими формами и синтаксическими структурами языка в единстве с их значением. А это возможно только при условии создания речевых грамматических автоматизмов. Без этого использование речи, как средства коммуникации, крайне затруднено.

Овладевать грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементами рекомендуется в практическом плане, без употребления терминов. Так при прохождении темы: «Согласование существительных в роде, числе и падеже» мы на различных занятиях  проводим  следующие дидактические игры:

  1. «Помоги» - дети помогают медвежонку и кукле определить свои вещи – «Мой бантик(к), моя ленточка(м)»…
  2. 2. «Добавь слово» -  читается детям предложение, а они добавляют слово - «он», «она», или «оно»:  «Вот огурец, зеленый», «Вот дыня, желтая».
  3. «Опиши предмет» - выставляются опорные картинки-схемы (цвет форма, величина, какой на ощупь и на вкус) и предлагается описать различные предметы – банан, ложка, книга.
  4. 4. «Слушай внимательно, ответь правильно» - читается текст, например: «В семье было двое детей. Их звали Саша и Саша. Вечером они рассказывали маме, что делали днем. Саша говорила: «Я играла, рисовала, помогала бабушке». Саша говорил: «Я играл, рисовал, помогал бабушке». А теперь ответь на вопросы: «Кто был Саша? Кто была Саша? Что делал Саша? Что делала Саша?»
  5. 5. «Маша(Миша) - повторяшка» - перечисляется, вначале  с опорой на картинки, а затем устно, что делает Миша, дети же перечисляют действия, которые «повторяет» за ним Маша.

Здесь родителям просто необходима любимая игрушка ребенка, ведь именно ей он поможет «навести порядок», расскажет о любимой книге или вкусном фрукте и научит добавлять правильное слово. Эти игры особенно актуальны для детей, в семьях которых используют двуязычие. В таких семьях мы рекомендуем не забывать и проводить эти игры весь период дошкольного обучения.

Для усвоения падежных окончаний мы включаем в занятия   следующие игры:

  1. Родительный падеж

а) «Чего нет?», «Кого нет?» - с детьми, с игрушками, с картинками.

б) «Желание» - натуральные продукты или картинки. Я начинаю фразу. Дети заканчивают: «Я съем кусочек …» - помидора, яблока, сливы.

в) «Верни вещь хозяину» - собираются у детей мелкие вещи, ведущий должен сказать: «Это машинка Вовы. Это бантик Светы».

2. Творительный падеж

а) «Кто чем работает?»

б) «Кто с кем работает?»

в) «С чем корзина?»

г) «Кто за кем стоит?»

3. Дательный падеж

а) «Кому дать?» - игра-хоровод

б) «Мы дежурим» - задаю вопрос: «Кто будет

подметать?», или  «Что будет делать Оля?»

4. Предложный падеж

а) «Прятки» - прячется игрушка, дети

проговаривают: «Мишка прячется под столом». «Мишка

спрятался в коробке».

б) «Где мы были, что видали?» - на магнитной доске

большая картина с изображением леса или моря, или

зоопарка... У детей маленькие картинки по темам. Даю

задание:  «Сегодня пойдем на прогулку в лес. Выберите по

две картинки. Что вы в лесу видели?». Дети отвечают: «Я

видел в дупле белку, под деревом грибы…»

Изучение темы: «Глагольное управление существительными» мы осуществляем на примере речевых образцов, по аналогии с которыми происходит составление других словосочетаний и предложений. Можно использовать следующие дидактические игры:

  1. 1. «Закончи предложение по вопросам» - Врач лечит (кого?) Повар варит (что?)
  2. 2. «Ответь на вопрос полным предложением» - Кого боится мышка? Что тает весной?
  3. «Передай подарок» - дети садятся полукругом и передают друг другу различные предметы со словами: «Я передаю книгу Тане» и т.д.

Здесь родителям предлагается закреплять отработанные на занятиях конструкции после прочтения ребенку любых детских книжек. Так можно выяснить, насколько ребенок правильно понял рассказ или сказку и поупражнять его в активизации пройденного материала.

Также в работе с детьми мы используем нижеперечисленные упражнения, которые необходимы при изучении тем: «Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов» и «Предлоги»

  1. 1. «Назови ласково» - У куклы кровать, а у куколки -
  2. «Сумей сказать наоборот» - предлагаю не то, что нарисовано на картинке, а наоборот.
  3. «Кто чей детеныш?» - Козленок детеныш козы.
  4. «Зоологическое лото» - дети группируют картинки и образуют фразы: «Лиса и лисенок живут в лесу»
  5. «Мои братья гном и великан» - детям предлагается образовать различные формы слова по картинкам (нога ножка, ножища)

Для упорядочения грамматического строя речи мы используем такие тренировочные упражнения и игры, которые позволяют формировать грамматические навыки на лексическом материале, хорошо знакомом детям:

  1. «Скажи по другому» -  Скамейка из дерева. Деревянная скамейка.
  2. 2. «Закончи предложения, добавляя слова по смыслу»  -  У Васи есть сестра. У Миши нет . У Миши есть брат. У Васи нет .

Продолжается работа и по отработке темы «Предлоги»:

  1. «Без маленького слова, никакого дела не сделаешь!» - логопед дает задания детям, пропуская предлог: «Положи книгу стол.», ребята затрудняются выполнить задание. Так выясняется практическая значимость предлога.
  2. 2. «Построимся»  -  Дети строятся в шеренгу и комментируют: «Лена стоит за Витей. Я стою перед Толей»,  парами:  «Я стою рядом с Петей. Оля стоит рядом с Катей», тройками:  «Гоша стоит между Сережей и Юлей».
  3. 3. «Приказ без слов» - на доске рисуется прямоугольник, точкой я показываю, куда положить предмет, дети выполняют. Следующее задание – объяснить, что сделал: «Я положил мяч под стол».
  4. 4. «Иностранец» - логопед(ведущий) придумывает рассказ: «Я прилетел самолете. Гулял городу».

Просмотрев на открытых занятиях перечисленные выше упражнения и игры, родители практически понимают направление работы с детьми. Ведь все это можно использовать и дома, активизировать и конкретизировать грамматические обороты в различных жизненных ситуациях и в играх с любимыми игрушками.

Также необходимо проводить работу по предупреждению дисграфии у дошкольников и на синтаксическом уровне.  Необходимо преодолевать и предупреждать  ошибочные словосочетания в речи детей. Мы проводим  работу по усвоению детьми сочетаемости слов и осознанному построению предложений.  Нужно отметить, что это одно из сложнейших направлений в работе. Именно здесь  проявляется комплексное понимание и усвоение детьми проработанных грамматических категорий.

Работа над предложением занимает важное место во всей системе работы над лексико-грамматическими средствами. Эта работа ведется на каждом занятии, но целесообразно использовать упражнения, которые предлагают конструировать предложения по заданному слову или группе слов.

Одним из важнейших приемов, используемых в работе по совершенствованию грамматического строя речи и по уточнению представлений детей о связи слов в предложении, является прием постановки вопроса в предложениях и словосочетаниях  от главного слова к зависимому .

  1. 1. На занятии называется слово, обозначающее предмет, выставляется картинка  и  затем, ставится  вопрос к предмету. Дети подбирают подходящее по смыслу слово. Получившееся предложение произносится целиком. Затем я ставлю вопрос к третьему слову. Дети подбирают  следующее слово. Опять предложение произносится полностью и т.д.  Например:  КОШКА Что делает? ЛАКАЕТ. КОШКА ЛАКАЕТ. Что кошка лакает? МОЛОКО. КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО. Какая кошка лакает? РЫЖАЯ. И т.д.
  2. 2. Прослушать предложение. Убрать указанное слово. Например: ЛЕТОМ ЯРКО СВЕТИТ СОЛНЫШКО. Убери второе слово. Что получилось? ЛЕТОМ СВЕТИТ СОЛНЫШКО. - Убери первое слово. Что получилось? - СВЕТИТ СОЛНЫШКО.
  3. 3. «Скажи по порядку». – дается  набор слов, дети составляют предложение:  ОГУРЦЫ, НА, ЗРЕЮТ, ГРЯДКЕ.
  4. 4. «Скажи, как правильно?» - предлагается исправить ошибки в предложении, например: «Лена разбил чашку».

Актуализировать и прорабатывать конструирование предложений, таких, как в первых двух перечисленных выше упражнениях  родителям не нужно, т.к. для это необходимы специальные знания и подготовка.  Но здесь родители понимают суть  проводимой работы.

А вот игры «Скажи по порядку» и «Скажи как правильно?», можно проводить с ребенком и в транспорте, и перед сном и в любых других жизненных ситуациях. Конечно после того, как он усвоил материал на занятиях.

После того, как дети поняли тему «Распространение простого предложения», необходимо отрабатывать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и именно в этой последовательности.

Работа над сложносочиненными предложениями  проводится в  порядке противопоставления или объединения понятий, например: «Персик сладкий, а лимон кислый». «Огурец зеленый и горох зеленый».

Игр и упражнений для работы над сложноподчиненными предложениями очень много, вот некоторые из них:

  1. «Что тебе сказали по телефону?» - ведущий сообщает «по телефону» что-то своему товарищу или просит его о чем-то. Тот «кому звонили», должен громко сказать о том, что услышал: «Лена сказала, чтобы я принес картинку».
  2. «Что же там делают?» - на столе лежат различные предметы, дети запоминают их. Водящий берет один или два предмета и выходит. Дети смотрят, каких предметов нет,  и пытаются догадаться, что делает водящий:  «Нет расчески, я думаю, что Саша причесывается».
  3. 3. «Скажи, что ты хочешь?» - на столе лежат игрушки и различные предметы,  по вызову логопеда дети дают друг другу задания:  «Я хочу, чтобы Света взяла пластилин». «Я взяла пластилин, чтобы лепить».

После того, как родители на открытом занятии увидели, возможности своих детей по распространению предложений они начинают и в жизни стимулировать своих детей отвечать полным ответом, правильно  и грамматически выверено  строить фразу.  Так мы вместе, помогая друг другу, выполняем очень важное и нужное дело.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»