Помощь родителям в формировании грамматически правильной речи у детей с общим недоразвитием речи
(методы и приемы)
Сумарокова Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №12
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
У детей речевых групп помимо не сформированности фонетико-фонематической стороны речи, часто наблюдается отставание в развитии в лексико-грамматической стороны речи. Дети не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, существительные с числительными, неправильно выбирают падежные формы существительных, не могут изменять слова во множественном числе, а также используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Эти проблемы наших детей выливаются, в последствии, в стойкие аграмматизмы, и приводят к большим проблемам в школьном обучении. Без целенаправленной работы, они уже с первого класса отстают в овладении письмом, в применении на письме грамматических правил. Также при усвоении грамматики, чисто практически, формируется и мышление. В этом огромное значение усвоения лексико-грамматических навыков в развитии речи и психических функций ребенка.
Упорядочение грамматического строя речи имеет большое значение в работе по преодолению речевого недоразвития дошкольников. С этой целью необходимо сформировать у детей систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка. Педагогический коллектив нашей группы старается научить их правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа и падежа.
Основным средством в формировании грамматически правильной речи является обучение на занятиях. А вот для автоматизации и для активного использования правильных грамматических оборотов в спонтанной речи, можно и нужно привлекать родителей.
Родители с удовольствием проигрывают с детьми отработанные на занятиях грамматические конструкции, а заодно, очень часто, уточняют и для себя правильные речевые обороты. Непременное условие – активная, доброжелательная и систематическая помощь педагогов речевой группы.
Нашу группу посещают дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с диагнозом «Тяжелое нарушение речи». В основном это дети с общим недоразвитием речи Ш и П уровней, дети у которых коммуникативные свойства речи значительно снижены. Поэтому, проводя с детьми различные игры, по нашей рекомендации, родители начинают лучше понимать своих детей и становятся им психологически гораздо ближе.
Первое что мы рекомендуем – подобрать одну или две игрушки, желательно уже знакомых детям и любимых ими, например: куклу и мишку, или клоуна и белочку – по ситуации. Именно с ними дети, при поддержке родителей, будут играть, будут «обучать» их правильно проговаривать речевые конструкции.
Затем на первом родительском собрании, объясняем систему подачи детям знаний в дошкольном учреждении, с учетом лексических тем. В раздевалке, в «Уголке для родителей», регулярно выставляем список слов, используемых на занятиях для активизации словаря, по темам, с учетом возрастной нормы.
Для практического понимания приемов и методов работы, а также для представления уровня знаний и умений своего ребенка на данном отрезке времени, мы регулярно проводим открытые занятия для родителей.
Проводим «Открытые педсоветы», т.е. родительские собрания с обсуждением общих, типичных или индивидуальных проблем, возникающих в работе с детьми.
У нас в группе стало традицией проводить с детьми и родителями «Чаепития», где обязательным условием является сюрпризный момент, т.е. сказочный персонаж, представляющий перед детьми методическую задачу, которая выполняется совместно с родителями.
Для оптимизации составления рассказа, мы берём самую близкую для детей тему « Моя семья». Родителям предлагаем сделать дома свой семейный альбом. Потом мы индивидуально с каждым ребёнком проговариваем эту тему с опорой на фотографии в альбоме, получается красочный и распространенный рассказ, который и развивает связную речь детей, и улучшает экологическую обстановку в семье.
Работая с детьми над усвоением категории числа, мы используем различные дидактические игры:
- «Поставь правильно» - магнитная доска делиться на две части, на одной закрепляются картинки с изображением одного предмета, на другой – много. Дети проговаривают: «Сюда я поставлю стол, а сюда – столы» и т.д.
- «Покажи нужную картинку» - у детей по две картинки, по просьбе логопеда дети показывают нужную и проговаривают: «Это дом, а это дома».
- «Куда что нужно?» - логопед предлагает детям, глядя на картинки, изменить слово, поставив его во множественном числе, например, отвечая на вопрос что нужно для дома, что – для детского сада (шкаф - шкафы).
- 4. Лото – карточку получает тот, кто правильно согласует существительное с числительным: «У меня два жука». «У меня пять бабочек».
Родителям, для усвоения категории множественного числа мы предлагаем проигрывать это в различных жизненных ситуациях, а для закрепления – объяснить любимой игрушке, как нужно говорить.
Мы добиваемся, чтобы дети овладевали грамматическими формами и синтаксическими структурами языка в единстве с их значением. А это возможно только при условии создания речевых грамматических автоматизмов. Без этого использование речи, как средства коммуникации, крайне затруднено.
Овладевать грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементами рекомендуется в практическом плане, без употребления терминов. Так при прохождении темы: «Согласование существительных в роде, числе и падеже» мы на различных занятиях проводим следующие дидактические игры:
- «Помоги» - дети помогают медвежонку и кукле определить свои вещи – «Мой бантик(к), моя ленточка(м)»…
- 2. «Добавь слово» - читается детям предложение, а они добавляют слово - «он», «она», или «оно»: «Вот огурец, … зеленый», «Вот дыня, … желтая».
- «Опиши предмет» - выставляются опорные картинки-схемы (цвет форма, величина, какой на ощупь и на вкус) и предлагается описать различные предметы – банан, ложка, книга.
- 4. «Слушай внимательно, ответь правильно» - читается текст, например: «В семье было двое детей. Их звали Саша и Саша. Вечером они рассказывали маме, что делали днем. Саша говорила: «Я играла, рисовала, помогала бабушке». Саша говорил: «Я играл, рисовал, помогал бабушке». А теперь ответь на вопросы: «Кто был Саша? Кто была Саша? Что делал Саша? Что делала Саша?»
- 5. «Маша(Миша) - повторяшка» - перечисляется, вначале с опорой на картинки, а затем устно, что делает Миша, дети же перечисляют действия, которые «повторяет» за ним Маша.
Здесь родителям просто необходима любимая игрушка ребенка, ведь именно ей он поможет «навести порядок», расскажет о любимой книге или вкусном фрукте и научит добавлять правильное слово. Эти игры особенно актуальны для детей, в семьях которых используют двуязычие. В таких семьях мы рекомендуем не забывать и проводить эти игры весь период дошкольного обучения.
Для усвоения падежных окончаний мы включаем в занятия следующие игры:
- Родительный падеж
а) «Чего нет?», «Кого нет?» - с детьми, с игрушками, с картинками.
б) «Желание» - натуральные продукты или картинки. Я начинаю фразу. Дети заканчивают: «Я съем кусочек …» - помидора, яблока, сливы.
в) «Верни вещь хозяину» - собираются у детей мелкие вещи, ведущий должен сказать: «Это машинка Вовы. Это бантик Светы».
2. Творительный падеж
а) «Кто чем работает?»
б) «Кто с кем работает?»
в) «С чем корзина?»
г) «Кто за кем стоит?»
3. Дательный падеж
а) «Кому дать?» - игра-хоровод
б) «Мы дежурим» - задаю вопрос: «Кто будет
подметать?», или «Что будет делать Оля?»
4. Предложный падеж
а) «Прятки» - прячется игрушка, дети
проговаривают: «Мишка прячется под столом». «Мишка
спрятался в коробке».
б) «Где мы были, что видали?» - на магнитной доске
большая картина с изображением леса или моря, или
зоопарка... У детей маленькие картинки по темам. Даю
задание: «Сегодня пойдем на прогулку в лес. Выберите по
две картинки. Что вы в лесу видели?». Дети отвечают: «Я
видел в дупле белку, под деревом грибы…»
Изучение темы: «Глагольное управление существительными» мы осуществляем на примере речевых образцов, по аналогии с которыми происходит составление других словосочетаний и предложений. Можно использовать следующие дидактические игры:
- 1. «Закончи предложение по вопросам» - Врач лечит (кого?)… Повар варит (что?)…
- 2. «Ответь на вопрос полным предложением» - Кого боится мышка? Что тает весной?
- «Передай подарок» - дети садятся полукругом и передают друг другу различные предметы со словами: «Я передаю книгу Тане» и т.д.
Здесь родителям предлагается закреплять отработанные на занятиях конструкции после прочтения ребенку любых детских книжек. Так можно выяснить, насколько ребенок правильно понял рассказ или сказку и поупражнять его в активизации пройденного материала.
Также в работе с детьми мы используем нижеперечисленные упражнения, которые необходимы при изучении тем: «Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов» и «Предлоги»
- 1. «Назови ласково» - У куклы кровать, а у куколки - …
- «Сумей сказать наоборот» - предлагаю не то, что нарисовано на картинке, а наоборот.
- «Кто чей детеныш?» - Козленок – детеныш козы.
- «Зоологическое лото» - дети группируют картинки и образуют фразы: «Лиса и лисенок живут в лесу»
- «Мои братья – гном и великан» - детям предлагается образовать различные формы слова по картинкам (нога – ножка, ножища)
Для упорядочения грамматического строя речи мы используем такие тренировочные упражнения и игры, которые позволяют формировать грамматические навыки на лексическом материале, хорошо знакомом детям:
- «Скажи по другому» - Скамейка из дерева. Деревянная скамейка.
- 2. «Закончи предложения, добавляя слова по смыслу» - У Васи есть сестра. У Миши нет … . У Миши есть брат. У Васи нет … .
Продолжается работа и по отработке темы «Предлоги»:
- «Без маленького слова, никакого дела не сделаешь!» - логопед дает задания детям, пропуская предлог: «Положи книгу … стол.», ребята затрудняются выполнить задание. Так выясняется практическая значимость предлога.
- 2. «Построимся» - Дети строятся в шеренгу и комментируют: «Лена стоит за Витей. Я стою перед Толей», парами: «Я стою рядом с Петей. Оля стоит рядом с Катей», тройками: «Гоша стоит между Сережей и Юлей».
- 3. «Приказ без слов» - на доске рисуется прямоугольник, точкой я показываю, куда положить предмет, дети выполняют. Следующее задание – объяснить, что сделал: «Я положил мяч под стол».
- 4. «Иностранец» - логопед(ведущий) придумывает рассказ: «Я прилетел … самолете. Гулял … городу».
Просмотрев на открытых занятиях перечисленные выше упражнения и игры, родители практически понимают направление работы с детьми. Ведь все это можно использовать и дома, активизировать и конкретизировать грамматические обороты в различных жизненных ситуациях и в играх с любимыми игрушками.
Также необходимо проводить работу по предупреждению дисграфии у дошкольников и на синтаксическом уровне. Необходимо преодолевать и предупреждать ошибочные словосочетания в речи детей. Мы проводим работу по усвоению детьми сочетаемости слов и осознанному построению предложений. Нужно отметить, что это одно из сложнейших направлений в работе. Именно здесь проявляется комплексное понимание и усвоение детьми проработанных грамматических категорий.
Работа над предложением занимает важное место во всей системе работы над лексико-грамматическими средствами. Эта работа ведется на каждом занятии, но целесообразно использовать упражнения, которые предлагают конструировать предложения по заданному слову или группе слов.
Одним из важнейших приемов, используемых в работе по совершенствованию грамматического строя речи и по уточнению представлений детей о связи слов в предложении, является прием постановки вопроса в предложениях и словосочетаниях от главного слова к зависимому .
- 1. На занятии называется слово, обозначающее предмет, выставляется картинка и затем, ставится вопрос к предмету. Дети подбирают подходящее по смыслу слово. Получившееся предложение произносится целиком. Затем я ставлю вопрос к третьему слову. Дети подбирают следующее слово. Опять предложение произносится полностью и т.д. Например: КОШКА – Что делает? – ЛАКАЕТ. КОШКА ЛАКАЕТ. Что кошка лакает? – МОЛОКО. КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО. Какая кошка лакает? – РЫЖАЯ. И т.д.
- 2. Прослушать предложение. Убрать указанное слово. Например: ЛЕТОМ ЯРКО СВЕТИТ СОЛНЫШКО. – Убери второе слово. Что получилось? – ЛЕТОМ СВЕТИТ СОЛНЫШКО. - Убери первое слово. Что получилось? - СВЕТИТ СОЛНЫШКО.
- 3. «Скажи по порядку». – дается набор слов, дети составляют предложение: ОГУРЦЫ, НА, ЗРЕЮТ, ГРЯДКЕ.
- 4. «Скажи, как правильно?» - предлагается исправить ошибки в предложении, например: «Лена разбил чашку».
Актуализировать и прорабатывать конструирование предложений, таких, как в первых двух перечисленных выше упражнениях родителям не нужно, т.к. для это необходимы специальные знания и подготовка. Но здесь родители понимают суть проводимой работы.
А вот игры «Скажи по порядку» и «Скажи как правильно?», можно проводить с ребенком и в транспорте, и перед сном и в любых других жизненных ситуациях. Конечно после того, как он усвоил материал на занятиях.
После того, как дети поняли тему «Распространение простого предложения», необходимо отрабатывать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и именно в этой последовательности.
Работа над сложносочиненными предложениями проводится в порядке противопоставления или объединения понятий, например: «Персик сладкий, а лимон – кислый». «Огурец зеленый и горох зеленый».
Игр и упражнений для работы над сложноподчиненными предложениями очень много, вот некоторые из них:
- «Что тебе сказали по телефону?» - ведущий сообщает «по телефону» что-то своему товарищу или просит его о чем-то. Тот «кому звонили», должен громко сказать о том, что услышал: «Лена сказала, чтобы я принес картинку».
- «Что же там делают?» - на столе лежат различные предметы, дети запоминают их. Водящий берет один или два предмета и выходит. Дети смотрят, каких предметов нет, и пытаются догадаться, что делает водящий: «Нет расчески, я думаю, что Саша причесывается».
- 3. «Скажи, что ты хочешь?» - на столе лежат игрушки и различные предметы, по вызову логопеда дети дают друг другу задания: «Я хочу, чтобы Света взяла пластилин». «Я взяла пластилин, чтобы лепить».
После того, как родители на открытом занятии увидели, возможности своих детей по распространению предложений они начинают и в жизни стимулировать своих детей отвечать полным ответом, правильно и грамматически выверено строить фразу. Так мы вместе, помогая друг другу, выполняем очень важное и нужное дело.