Коррекционно-развивающая деятельность у детей с ОВЗ
Куранова Наталья Александровна
Воспитание детей представляет социальную деятельность, которая обеспечивает передачу накопленных ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых людей к детям , от человека к человеку. любая деятельность характеризуется наличием у каждого учителя своей программы, по которой он работает. Это содержание различных совместных деятельных подходов., направленных на решение определенных задач. Развитие ребенка с интеллектуальным недоразвитием –это процесс, который направлен на то, чтобы ребенок состоялся как личность, способная к саморазвитию .Главные задачи в воспитании и учебе в работе с детьми ограниченными в здоровье - развивать и корректировать . Понятия «развивающая» и «коррекционная» деятельность не равны, каждое из них имеет свое содержание.Развивающая деятельность направлена на создание социально-психологических условий развития личности. Коррекционная деятельность решает задачи развития ребенка, решает проблемы, связанные с исправлением недостатков свойств личности, самочувствия. Коррекцией нарушений занимаются совместно с учителем- психолог, специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшей задачей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно иметь коррекционную направленность. Обучение развития у детей мыслительных процессов анализа, сравнения и обобщения. Говоря об ограниченных возможностях здоровья, прежде всего, берутся дети с недоразвитием психосоматической системой организма: психической, моторной, вегетативной. Каждая система вносит свой вклад в реализацию учебной деятельности. Психическая сфера отвечает за развитие эмоционально- волевого отношения к учению.
Моторная сфера отвечает за развитие опорно-двигательного аппарата, являющего средством пространственной реализации действий и операций.
Вегетативная система отвечает за работоспособность, утомляемость и выносливость, отражает готовность организма к осуществлению учебной деятельности. В общем развитии для усвоения знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, является важным, специально организованное обучение и воспитание, которое будет направлено на формирование психических процессов, особенно мышления. Так как именно недостаток мышления затрудняет познание окружающего мира.
Основные задачи коррекционно - развивающей работы включает в себя:
-коррекцию и развитие личности;
-коррекцию познавательных возможностей;
-формирование и развитие коммуникативной функции речи;
-коррекцию внимания, восприятия, памяти, мышления;
-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;
-подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.
Основная задача коррекционно- развивающей работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, развития недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, его подготовку к восприятию учебного материала.
Главным условием для коррекционно-развивающей работы является соблюдение норм максимально-допустимой нагрузки, подход с учетом нарушения в развитии ребенка, состояние нервно- психической деятельности и сохранных функций.
Работа должна быть направлена на коррекцию и развитие всей личности ребенка. Большое значение имеет воспитательная работа:
-социализация воспитанников;
-формирование оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;
-повышение роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
Коррекционно-развивающая программа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить максимальное погружение ученика в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
При организации коррекционно-развивающих занятий нужно придерживаться предполагаемых принципов:
-единство коррекционно-развивающей, обучающей и воспитательной задач;
-развитие активности, самостоятельности и сознательности в процессе коррекционно – развивающих задач;
- последовательность и систематичность (знания, умения и навыки, которые приобретают дети , должны представлять систему, а их формирование должно идти поэтапно);
-содержание занятий должны быть доступны для детей (даваемый материал адаптирован с уровнем развития умственных и психологических возможностей детей);
-наглядность(для развития наблюдательности, для запоминания информации, для активного восприятия и осмысления);
-индивидуальный подход к обучающимся;
-нравственность, этичность, экологичность.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных , аудио- и видеоматериалов.
Оценка результатов коррекционной работы педагога и всех специалистов, сопровождающих ребенка с ОВЗ производится по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту медико-психолого- педагогической помощи, речевую карту.