Статья
Секреты хореографа
Развитие координации на уроках ритмики
у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пичукова Елена Анатольевна,
учитель ритмики С(К)ОШ (VIII вида) №502
Кировского района Санкт-Петербурга,
В данной статье представлены авторские разработки развития координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и примеры танцевальных композиций, помогающие учителям, не имеющим специального хореографического образования, оптимизировать работу с детьми, делая её интереснее и креативнее. Обладая творческим потенциалом как профессиональная балерина, в работе с детьми, пытаюсь передать им все свои знания и профессиональный опыт.
Одной из немногих артистов балета Кировского (Мариинского) театра мне посчастливилось окончить Ленинградский институт физкультуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта. В эти годы, занималась всем, на что хватало сил (аэробикой, йогой, каратэ), окончила с отличием факультет этики и эстетики при университете марксизма - ленинизма, курсы интерьерного дизайна и флористики. Проводила занятия с группами ОФП и аэробики при Союзе театральных деятелей, в школе Зенита, обучала хореографии артистов Московского цирка. Принимала участие в экспериментах по внедрению неспецифических средств подготовки в работу артистов балета (аэробика, йога, магниторезонансная терапия на аппаратах профессора Назарова). В общем, жизнь кипела.
В настоящее время я преподаю ритмику в специальной (коррекционной) школе VIII вида в СПб. Периодически вместе с детьми выступаю, так как не потеряла еще своей «балетной формы». Имея значительный багаж знаний и опыта, пытаюсь передать секреты мастерства своим ученикам и надеюсь, что определенная доля моего вклада в общее дело образования и воспитания подрастающего поколения останется в сердцах моих воспитанников.
В коррекционной школе сейчас работать очень сложно, результат труда собирается по крупицам и виден не сразу. Однако, по истечению четырехлетнего обучения, положительный результат коррекции становится очевиден. Дети начинают импровизировать, с удовольствием выступают на концертах и выездных мероприятиях, представляя все виды творческой деятельности.
Для понимания всей трудности работы, необходимо представить ряд характерных особенностей психофизического развития наших школьников. Интеллектуальный коэффициент, занимающихся ритмикой по специальной (коррекционной) программе (с 1-по 5-ый классы), в отличие от нормального, составляющего 100%, равен 69-50 %. Сужение и замедление зрительных слуховых, кинестетических, тактильных и вкусовых ощущений и восприятий детей затрудняют создание адекватной для них ориентировки в окружающей среде, недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг ребёнка и что такое он сам. Не улавливается сходство и различие между предметами, затруднён анализ и синтез воспринимаемой информации. Произвольное внимание нецеленаправленно, нестойкое, характеризуется повышенной отвлекаемостью, что создаёт большие трудности при освоении навыков различных движений.
При неврологических расстройствах темп развития локомоторных функций замедлен, учитывая и то, что в 7-8 лет здоровые дети тоже отличаются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности при формировании двигательных навыков. Показатель психомоторного недоразвития - непродуктивность и недостаточная целесообразность последовательных движений, двигательное беспокойство и суетливость. Движения бедны, угловаты и недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы точные движения, а так же жестикуляция и мимика. Память отличается замедленностью, непрочностью запоминания, неточностью воспроизведения.
Наиболее недоразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщённых словесных объяснениях. Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Они не соответствуют значимости изменений, происходящих вокруг и с самим умственно отсталым ребёнком. Настроение, как правило, неустойчивое. Произвольная активность отличается слабостью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Необходимые решения принимаются по типу короткого замыкания. С большим трудом формируются нравственные и эстетические чувства. В связи с этим, у большинства занимающихся отсутствует ответственность, не появляется удовлетворение в завершении работы. Решающим показателем в обучении становится не степень умственной отсталости, а состояние психических процессов конкретного ребёнка. Педагог в учебном процессе должен исходить из реальных и индивидуальных возможностей ученика, а не от предмета и методики.
В школе постоянно находишься в напряжении, при этом необходимо одновременно решать большой объем разнообразных проблем. Дети коррекционной школы, как и все дети, при малейшем к себе послаблении со стороны учителя, начинают озорничать. К каждому надо подобрать индивидуальный подход: с кем-то пошутить, а на кого и повысить голос. Но важно создать положительный фон занятия, увлечь детей своей энергией, расположением, вниманием, проявить понимание. Тогда потребность детей в движении постепенно превратится в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Развитие координационных способностей - одна из важнейших задач коррекционного обучения. Формирование необходимых умений и навыков помогает быстрее, точнее, целесообразнее и экономичнее решать возникающие перед ребенком задачи. В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.
Задача учителя привести в соответствие психическое и физическое «Я», тогда начнет формироваться самосознание, раскроется духовный мир ребенка. Воспитанника надо научить правильно оценивать свое поведение, свои силы и возможности, устремить на достижение положительного результата деятельности. Правильная постановка реальной цели даст возможность двигаться по намеченному пути, определить сиюминутные задачи. Для детей с ОВЗ развитие координации является приоритетной задачей. От уровня её развития зависят многие сопряженные качества: ловкость, сила, быстрота реакций, равновесие и т.п. Она влияет и на скорость формирования различных навыков.
Координационные способности в своей совокупности условно можно разделить на 3 основные группы:
1. Способности соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений (чувство прилагаемого усилия).
2. Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие (устойчивое положение тела в статической позе и в движении).
3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (степень развития мышечного чувства и сформированность умения рационально выполнять необходимые действия).
Малыш начинает хорошо ходить, когда найдет, ещё не осознанно, свой центр тяжести (свою «центральную ось», которая перемещается при движении с ноги на ногу). Овладевая чувством равновесия, ребенок ощущает большую легкость в движениях, которые становятся уверенней по мере развития этого чувства. Вследствие этого облегчается и задача освоения любого двигательного навыка. С первых уроков необходимо прививать детям навык правильной «гордой» осанки, следить за положением головы, расправленными плечами и лопатками, правильной постановкой стоп и коленного сустава. Наклон головы вниз влияет на положение позвоночника и не дает расправиться плечевому поясу, что создает трудность при нахождении равновесия. Стопы, из-за неправильного развития мелких мышц, зачастую имеют «завал» на большой палец или мизинец. Это приводит к деформации стоп и неправильному развитию мышц нижних конечностей. Коленные суставы и стопы удерживают весь вес нашего тела, поэтому необходимо развивать их мышцы и укреплять связки. Колено, при выполнении приседаний, должно смотреть на носок стопы. «Крыловидные» лопатки мешают развитию и укреплению мышц позвоночного столба, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении. У детей часто наблюдаются сколиозы, которые можно исправить не только корригирующими упражнениями лечебной гимнастики, но и правильным выполнением хореографических упражнений.
Следует отметить, что дети не любят монотонных движений, но положительное действие на организм хореографических «па» таких, как battements tendu (равномерные движения ногой) и plie (приседания), неоспоримо. На каждом уроке надо напоминать ребенку о вышеизложенных правилах. Тогда освоение любого двигательного навыка будет намного эффективней. При выполнении различных упражнений на выработку силы мышц нельзя забывать и об их расслаблении. Наилучшим примером, в этой связи, можно назвать расслабления - работу противоположной ноги или руки. Импульсы с одного полушария головного мозга быстро переключаются на другое, что способствует временной тренировке координации и отдыху мышц противоположной стороны. При разучивании любого движения я указываю детям, что тяжесть тела находится на опорной ноге. Бедро работающей ноги - опущено вниз. Эти рекомендации помогают детям быстрее ощутить чувство равновесия.
Научив детей правильным исходным положениям, технике выполнения упражнений, начинаю работать над четкостью и точностью движений, ввожу работу с предметами (мячами, шарфами, лентами, колокольчиками, скакалками и т.п.), вызывающую всегда положительные эмоции. Игры с мячом развивают у детей ориентацию, ловкость, внимание, точность движений, быстроту реакций и способствуют эмоциональной разрядке, что также ускоряет развитие координационных способностей.
Для коррекции физических возможностей я применяю на уроке доступные элементы гимнастики тай-чи, хатха-йоги, пантомимы, ушу. Эти элементы хорошо развивают пластичность, координацию и дыхание. Статические позы йоги способствуют удержанию равновесия, растягивают и укрепляют мышцы и связки. По мере развития чувства равновесия и освоения двигательной техники ребенок обретает большую легкость в движениях. Различные упражнения и танцевальные элементы становятся выполнимыми, доступными и приятными. Начинает постепенно исчезать комплекс неуверенности в себе и своих силах, проявляется активность на уроке.
Приведу несколько упражнений из комплекса лучших упражнений Тай-чи:
1. «Погружение в Чи». Встать прямо, ноги на ширине бёдер. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе ступни. Слегка согнуть ноги в коленях. Это – исходная позиция. Сделать глубокий вдох. Поднять руки на уровень плеч, кисти приподняты. Согнуть руки в локтях так, чтобы ладони были на уровне лба. Теперь распрямить руки, вытянув их перед собой. Повторить 4 раза.
2. «Обнять луну». Встать в исходную позицию. Сделать глубокий вдох. Согнуть руки так, будто обхватываете воображаемый шар. Пальцы правой ступни упереть в землю, пятка касается щиколотки левой ноги. Колено правой ноги отвести в сторону.
3. «Лошадиная грива». Стоя в позе «Обнять луну», сделать глубокий выдох. Сделать правой ногой шаг в сторону. Ноги должны быть расставлены чуть больше, чем на ширину плеч. Одновременно выставить правую руку вперед, локоть чуть согнут, кисть поднята вверх, ладонь направлена к лицу. Запястье левой руки, согнутой в локте, прижать к верхней части бедра, кисть вытянута вперед.
4. Рывок. Стоя в позе «Лошадиная грива», сделать глубокий вдох и откинуться назад. Медленно выпрямиться. Одновременно согнуть левую руку в локте так, чтобы ладонь поднялась на уровень лба. Правую руку согнуть в локте, ладонью вниз. Сделать глубокий выдох. Резким движением выбросить вперед левую руку. Кисть согнута, ладонь направлена вперед.
Упражнения 2–3–4 выполнять подряд. Весь цикл проделать 4–6 раз, чередуя стороны.
Комплекс упражнений Тай-Чи Чуань – это танец для здоровья! Научившись выполнять какое-то движение, дети говорят: «Это моё любимое движение». Такие «любимые» движения я стараюсь вставлять (в различных вариантах) в свои танцевальные композиции. Я всегда поощряю и отмечаю старательность и хорошее исполнение заданий. По мере разучивания танцевальных комбинаций, ученики начинают обучать друг друга, исправлять ошибки. Включается соревновательный момент, когда один хочет быть не хуже другого. Здесь не мешает ребенку предоставить возможность побыть учителем. Самый «благодарный» способ развития координационных способностей - это сам танец! Танцевальные композиции могут быть различной направленности: спортивной (с предметом и без него), сюжетной и бессюжетной (классические, народные, современные и т.п.). В них решается целый комплекс сиюминутных и долговременных задач. Мною поставлен целый ряд танцевальных номеров, которые доступны детям с 1 по 4 класс. Различие при работе с детьми разного возраста состоит лишь в изменении формы и сложности некоторых движений. Приведу пример: танец «Цирковые собачки». Один ребенок, который умеет вращать обруч, исполняет роль дрессировщика. Другие дети - «собачки». Собачки в гимнастических костюмах с приделанными хвостиками. На голове - ушки. У дрессировщика в руках небольшой мяч и обруч. На выход дрессировщика мяч устанавливается на небольшой стойке. Проявив смекалку, её можно сделать самостоятельно. Собачки, по призыву хозяина, выстраиваются в нужный рисунок и ждут команд. Дрессировщик показывает своё искусство: вращает обруч на руке, подбрасывает его вверх, вращает на полу с круговым обходом. Собачки следят за действием, поворачивая головы направо-налево. В облегченной форме они повторяют движения дрессировщика, выполняют команды: «сидеть»- упор присев, «лежать»- упор лежа, «поворот»- полный переворот на полу (руки вверх), «танцуй»- вращение на носках вокруг своей оси, «взять»- ловят и возвращают мяч, «прыжок»- выполняют прыжки в разных вариантах (друг через друга в парах). Затем рисунок танца изменяется: пролезая через обруч, собачки выстраиваются в круг, где выполняют акробатические элементы («свечку», перевороты боком, кувырки), броски мяча друг другу через обруч, передачу по кругу, ударяют мяч об пол. Затем все двигаются на четвереньках по кругу, выстраиваясь на «финальную прямую». Дрессировщик всё это время находится в кругу и жестами подает команды, не забывая показывать нужные упражнения. Последняя маленькая собачка, пока все выполняют колеса и стойку на руках (если эти элементы разучены на уроках физкультуры), пролезает в обруч и начинает вращение его на талии. Затем дрессировщик прокручивает её на обруче и выводит на колесо или кувырок. Все собачки дружно кланяются и убегают. Дрессировщик собирает предметы и с концом музыки - уходит.
В данном номере можно увидеть большой набор движений, используемый для развития координационных способностей. Вместе с тем развиваются образное мышление, внимание, коллективизм, взаимопомощь, ориентация, равновесие и т.п. Акробатические элементы, используемые в этом танце, должны соответствовать программе по физкультуре и быть доступными для выполнения разными учениками, хотя можно дать возможность каждому ребенку исполнить свой элемент (учитывая индивидуальные возможности). Введение несложной акробатики придает танцу современный акцент, что очень вдохновляет детей. Часто, приходя на следующий урок, дети говорят: «А я научился делать шпагат», «Посмотрите на мой кувырок», «Я правильно делаю колесо?». В общем, эта работа вызывает живой интерес к уроку, так как каждый представляет то, на что он способен.
Можно представить и другой танец, например, композиция со скакалками, поставленная на музыку песни Олега Газманова «Эскадрон». Одни дети исполняют роль «наездников», другие - «лошадей». «Наездники» погоняют своих «лошадей». Одной рукой удерживают оба конца скакалки, продетой через плечи «лошадей», другой - вращают свою скакалку, сложенную вчетверо, в разных плоскостях. Занимающиеся выполняют одинаковые движения ногами (можно закреплять и совершенствовать любые танцевальные шаги). По мере освоения необходимых элементов, ученикам можно изменить параметры движений (ускорить темп, увеличить амплитуду, усложнить перемещения в пространстве, увеличить длительность звучания мелодии). В конце композиции, занимающиеся ритмично выполняют прыжки через скакалки с определенным заданием.
В этом номере учитель может наглядно продемонстрировать уровень развития координационных способностей своих воспитанников. Но необходимо работать над точностью выполнения всех заданий. Таких сюжетных танцев может быть большое количество, но лучше выбрать наиболее понравившиеся ученикам. Теперь вернемся от танца к упражнению. Представлю «секретное» упражнение из курса пантомимы, которое не только тренирует координацию, но и целенаправленно способствует развитию мозговой деятельности. Оно достаточно легкое по форме, но чтобы его воспроизвести, надо потрудиться не один день. Итак: и.п.- основная стойка, руки вверх. Одна рука выполняет движение на музыкальный размер 3/4, другая - на 4/4/. Например: правая рука - вниз, к плечу, наверх. Левая рука - вниз, к противоположному плечу, в сторону, наверх. Если посмотреться в зеркало, то движение напомнит действия «регулировщика». Музыкальное сопровождение на 4/4. На 4 такт 3 четверти, 2 руки должны встретиться наверху. Если это получиться - упражнение выполнено правильно. Отмечу, что дети с удовольствием выполняют это упражнение. Выполняя данное упражнение регулярно, вы можете почувствовать, как ваш мозг разделяется на 2 половинки. И это не шутка - проверено на себе. Дети не смогут вам объяснить своих ощущений, но результат развития координации будет на несколько уровней выше.
В заключение, хочется сказать, что любой ребенок может развить свои способности, укрепить здоровье, преодолеть многочисленные комплексы и приобрести необходимые знания, умения и навыки. Надо только умело подобрать методы и средства воздействия на ученика. Школа призвана направить ребенка во взрослую жизнь, предоставляя им большие возможности выбора дальнейшего пути во взрослую жизнь, воспитывая достойного гражданина своего Отечества.
Литература:
1. Айдарбекова А.А. «Ритмика 1-4 классы. Программа специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида». Просвещение; 2006
2. Аксенова О.Э. «Адаптивная физкультура в школе. Учебно-методическое пособие». СПб; 2003, ГАФК.им. Лесгафта.
3. Горская И.Ю.,Суянгулова Л.А. «Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья». Монография. Омск, Сиб. ГАФК; 2000г.
4. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. «Умственная отсталость: содержание, определение и современные теории У.О. СПб; 2001г.
5. Кондратов А.М. «Йога и психическая само-регуляция». Вып.2 Алма-Ата; 1978 г.
6. Синтия Кварта. «Гимнастика тай-чи. Улучшаем здоровье, не вставая со стула». Мир книги. 2007 г.