Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми
старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР
Рождественская ёлка
Юн Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед ГБДОУ №81
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Цель:Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Коррекционо-образовательные задачи:
· Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
· Развитие общих речевых навыков: работа над интонационной выразительностью голоса.
· Уточнение пространственных представлений.
· Закрепление навыков самомассажа рук.
· Развитие мелкой моторики.
· Развитие мимической моторики.
· Развитие артикуляционной моторики.
· Развитие фонематических процессов.
· Продолжение работы по профилактики дисграфии.
· Совершенствование функции словообразования.
· Активизация словаря прилагательных.
Коррекционно-воспитательные задачи:
· Создание положительного эмоционального фона, радости, праздника.
· Создание у детей эмоционально приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
· Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
· Формирование дружеских взаимоотношений.
· Воспитание внимания к обращенной речи.
· Развитие чувства уверенности в себе.
· Формирование положительной мотивации на занятии.
· Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
· Формирование умения радоваться, достигая цели.
· Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
1. Копьютерная презентация на ноутбуке.
2. Сундучок для ёлочных игрушек.
3. Звездочки-наклейки.
4. Пособие: заячьи и волчьи следы, беличий хвост, лисья морда, рысий хвост, оленья голова.
5. Варежки с картинками.
6. Снежинки с наложенными буквами.
7. Изба-ширма.
8. Кукла «Бабушка Марьюшка».
9. Картинки для артикуляционной гимнастики: домик, тесто, скалка, лесенка, горка, качели.
10. Салфетки для арт. гимнастики.
11. Пряники, конфеты (красные и синие).
12. Влажные салфетки.
13. Карточки с изображениями пряников со слогами.
14. Ёлка со зведой.
15. Снежки из ваты, 3 ведра.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте, Татьяна Юрьевна.
Логопед: Ребята, к нам в группу пришли гости , поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима.
Логопед: А какой сейчас зимний месяц?
Дети: Сейчас январь.
Логопед: Какой Великий праздник мы отмечали 7 января?
Дети: Рождество Христово.
Логопед: Правильно, сейчас я вам расскажу удивительную легенду, вы её не только услышите, но и увидете. Садитесь, пожалуйста, на стульчики.
Дети садятся на стульчики, логопед рассказывает легенду.Рассказ сопровождается компьютерной презентацией.
ЛЕГЕНДА О ЁЛКЕ
Около пещеры, в которой родился Спаситель мира, росло три дерева: ель, олива и пальма. В тот святой вечер, когда зажглась звезда, рассказавшая миру о рождении Иисуса Христа.
Радовалась вся природа,
Величава и светла,
И к ногам Христа-младенца
Все дары свои несла.
Олива принесла свои золотистые плоды. Пальма тоже предлагала свой зелёный шатёр как защиту от зноя и непогоды. Только ель одна печально стояла и не знала, что бы ей принести в дар младенцу Иисусу. Печально поникли её ветви и закапали у неё слёзы прозрачной смолкой.
Эти слёзы увидала
С неба звёздочка одна,
Тихим шёпотом подругам
Что-то молвила она.
И вдруг свершилось чудо.
Звёзды посыпались с неба сверкающим дождём и усеяли каждую её веточку. Ёлочка обрадовалась, гордо подняла свои ветви и впервые явилась миру в ослепительном блеске...
С тех пор и пошёл у людей обычай украшать ёлку в рождественский вечер.
Каждый год она сияет
В день святого торжества
И огнями возвещает
СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА.
Логопед: Посмотрите, какая нарядная рождественская ёлка. А как вы дома наряжали ёлку?
Дети рассказывают как наряжали дома ёлку.
Логопед: Вы сами сделали и принесли чудесные ёлочные украшения. Покажите и расскажите про свои игрушки.
Дети показывают и рассказывают про свои ёлочные игрушки.
Логопед: Давайте и мы найдем елку со звёздочкой и украсим её игрушками. А путь к ёлочке нам укажут звёздочки-подружки.
Логопед собирает игрушки в сундучок.
Идут вдоль звёздочек и видят на полу чьи-то следы.
Логопед: Посмотрите для нас уже протоптаны тропинки, чьи это следы?
Дети: Заячьи и волчьи следы.
Логопед: Верно, даже заяц и волк помирились в эти праздничные дни. А чей хвост выглядывает из-за веток ели?
Дети: Беличий хвост.
Логопед: А чья голова высунулась справа?
Дети: Волчья голова.
Логопед: Чей хвост торчит слева?
Дети: Рысий хвост.
Логопед: Чья голова видна под нижними ветками ели?
Дети: Заячья голова.
Логопед: Молодцы! Ребята, зимой в лесу холодно, пока мы шли — замерзли наши ручки, надо их согреть.
Дети: Садятся на «пенёчки» и вместе с логопедом говорят:
Пальчики мы растираем
И с большого начинаем.
Сверху вниз его потрем —
Указательный начнем.
Потом мы растираем средний,
Безымянный и последний.
Мы ладошку растираем,
С середины начинаем.
Большим пальцем нажимаем,
Всю ладошку разминаем.
Логопед: Ребята, в лесу творятся чудеса, кто-то принес нам варежки. Но по-моему они с секретом. Если вы покажите с помощью рук то, что здесь изображено, варежки придутся вам в пору и вы больше не замерзнете.
Дети показывают статические позы руками — елку, снеговика, колокольчик, шарик, звезду, гирлянду. Надевают варежки.
Логопед: Пора отправляться дальше на поиски елки.
В лесу зима, в лесу бело, Как будто белым мехом,
Вокруг сугробы намело, Леса одеты снегом.
Нам придется идти по сугробам, высоко поднимая ноги.
Логопед: Ах ты, зимушка-зима,
Все дороги замела.
Какие большие сугробы, как мы скажем удивленно?
Дети: Дети говорят подняв брови.
Логопед: Ребята, тяжело идти, как мы обратимся к зимушке-зиме?
Дети: Говорят сердито, сдвинув брови.
Логопед: Уже совсем устали, как теперь скажем?
Дети: Говорят грустно, с соответствующей мимикой.
Логопед: Но ведь в сугробах можно валяться, лепить снежки. Как мы обратимся к зимушке-зиме?
Дети: Говорят радостно, улыбаются.
Логопед: Посмотрите, пошел снег. Какие красивые снежинки.
Логопед каждому ребёнку кладёт снежинку на ладошку.
Логопед: В нашем лесу всё необычное, даже снежинки. Если внимательно вглядеться в них, то можно что-то увидеть.
Дети: Буквы.
Логопед: Назовите свою букву и обведите её пальчиком. Как мы пишем буквы?
Дети: Сверху-вниз, слева-направо.
Дети снимают варежки.
Каждый ребёнок называет букву и обводит её пальчиком.
Логопед: Придумайте слова на звук, который обозначает ваша буква.
Дети называют слова на звуки [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы] (в середине или конце слова).
После того, как ребёнок называет слово, логопед забирает снежинку.
Логопед: Посмотрите на снежинки. Какие они?
Дети: Красивые, легкие, пушистые …
Логопед: Летим как снежинки дальше в путь.
Дети кружатся.
Логопед: Посмотрите, звездочки привели нас к избе. Здесь живет бабушка Марьюшка. Зайдём к ней в гости, ведь в эту праздничную пору все гости желанные.
Дети заходят в избу. Логопед одной рукой держит куклу и обращается к детям в роли бабушки Марьюшки.
Бабушка Марьюшка: Здравствуйте, гости дорогие, проходите, отдохните, а я вам сейчас пряничков рождественских напеку.
Логопед: Ребята, давайте поможем бабушке Марьюшке, чтобы было веселее, расскажем сказку про язычок.
Дети садятся на лавку и выполняют артикуляционную гимнастику с опорой на картинки.
Логопед: Жил-был язычок в своем домике-ротике. Утром проснулся, с боку на бок повернулся. Решил пойти посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку — нет там окошка. Постучал в другую — тоже нет окошка.
Дети: Языком упираются несколько раз в одну щеку, затем в другую.
Логопед: А тут губки улыбнулись— раскрылись и язычок выглянул в окно. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз.
Дети: Улыбаются, открывают рот. Кончик языка переводят из одного уголка рта в другой, поднимают к верхней губе, опускают к нижней..
Логопед: Хорошая погода! Сейчас же Святки - надо приготовить угощенье для дорогих гостей. Начал замешивать тесто.
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Пряники мы в печь поставим.
Дети: Пошлепывают губами, а затем покусывают зубами поверхность язычка. Потом протаскивают язык сквозь зубы. Распластанный на нижней губе язык прячут во рту.
Логопед: Можно чуть-чуть погулять. Пошел язычок к детям на горку кататься.
Дети: Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднимается горкой.
Логопед: Потом побежал на качели.
Дети: Поднимают к верхней губе и опускают к нижней губе широкий язык.
Логопед: Весело было язычку! Пора возвращаться и пряники из печи вынимать.
Логопед выносит поднос с пряниками и показывает детям.
Бабушка Марьюшка: Посмотрите, какие чудесные рождественские пряники у нас получились. Давайте их украсим.
Дети встают за столы. Перед ними тарелки с пряниками, кругленькие конфетки разных цветов. Вытирают руки влажными салфетками.
Логопед: Ребята, какие звуки выбрали бы красные конфетки?
Дети: Гласные звуки: [A], [У], [О], [И], [Э], [Ы].
Логопед: А какие звуки выбрали бы синие конфетки?
Дети: Согласные, твёрдые звуки: [М], [П].
Бабушка Марьюшка: Какие умные детки, пока вы рассказывали сказку, я вам приготовила пряники-загадки, а вы сделайте пряники-разгадки.
Логопед перед каждым ребенком кладёт пряник с написанным слогом. Дети поочереди читают слоги.
Бабушка Марьюшка: Превратите буквы в звуки.
Логопед: Выложите конфетками звуковую схему.
Дети выкладывают конфетками звуковые схемы.
Бабушка Марьюшка: Ну вот, праздничный стол готов. Присаживайтесь, гости дорогие.
Логопед: Ребята, мы же совсем забыли про елку. Какой же праздник без ёлки?
Бабушка Марьюшка, может вы нам подскажете, где нам найти ёлочку рождественскую с самой яркой звездочкой?
Бабушка Марьюшка: Да как же мне не знать, здесь она-красавица, во дворе растет.
Дети видят около избы ёлку со звездой.
Логопед: Посмотрите, это та ёлка, которую мы искали?
Дети: Да, на ней звезда горит.
Логопед: Давайте же её украсим.
Дети развешивают свои игрушки.
Логопед: Какая у нас получилась ёлка?
Дети: Нарядная, красивая, украшенная …
Логопед: Какие вы молодцы! В Святки принято развлекаться и думать только о хорошем. Это время радости, игр и веселья. Посмотрите, сколько снежков вывалило из-под ёлки. Давайте поиграем в старую русскую игру «Попади снежком в ведро».
Дети разбиваются по парам: один ребёнок кидает снежок, другой ловит его ведром.
Логопед: Вам понравилась игра?
Дети: Да.
Логопед: Ёлку мы нашли?
Дети: Нашли.
Логопед: Украсили?
Дети: Украсили.
Логопед: Пряников напекли?
Дети: Напекли.
Логопед: И тоже их украсили. А сейчас, давайте пригласим наших друзей из группы и пойдем к бабушке Марьюшке пить чай с пряниками.
Дети уходят из группы.
Конец.