Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работа с родителями и её место в реабилитационном процессе

Из опыта работы учителя-дефектолога/педагога-психолога Золотаревой Марины Васильевны и логопеда Соболевой Светланы Александровны
Золотарева Марина Васильевна

            Психологическая помощь семье является важным направлением в системе психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
Основной целью в работе является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития.       
             Используются как индивидуальные, так и групповые формы работы по нескольким направлениям:
1. Психологическое изучение проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием ребенка с нарушениями развития;
2. Психологическое консультирование родителей;
3. Психолого-педагогическая работа с родителями детей инвалидов.
         Хочется подробнее остановиться на каждом из данных направлений.
1. Психологическое изучение проблем, возникающих у разных членов  семьи в связи с воспитанием ребенка с нарушениями развития.
На этапе диагностики ребенка специалист знакомится с родителями. Опрашивает родителей о составе семьи, социальном положении, о событиях, произошедших в семье с момента рождения ребенка. Тем самым оценивает психологический климат в семье.
Педагог-психолог задает вопросы, касающиеся детско-родительских отношений, что помогает оценить взаимоотношения матери и ребенка.
            С помощью опросников получаем информацию о какой-либо стороне семейного воспитания.  Выявляем степень вовлеченности семей в развитие ребенка. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Отвечая на вопросы, родители рассказывают о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей.
          По итогу диагностики педагог-психолог вместе с родителями определяет круг проблем, с которыми нужно поработать.
 
2. Психологическое консультирование родителей.
          Консультирование проводится по результатам каждого занятия с ребенком. Педагог-психолог анализирует вместе с родителями как работал ребенок на занятии. Что получилось, над, чем еще нужно поработать, что нужно повторить и закрепить родителям дома. Дает родителям рекомендации.
          Такие консультации помогают отследить родителям динамику развития своего ребенка и изменения, происходящие в нем.
          Так же проводятся консультации с родителями по индивидуальному запросу. Родители обращаются за помощью с различными проблемами. Это и взаимоотношения между самими родителями, отношения между детьми, конфликты поколений, то есть непонимание между мамой и бабушкой в вопросах воспитания ребенка.
           Цель педагога-психолога помочь родителям разобраться в проблеме, найти пути решения, гармонизировать эмоциональный фон, снять эмоциональное напряжение. Очень важно дать грамотные рекомендации.
 
3. Психолого-педагогическая работа с родителями детей инвалидов.         
На нашем психолого-педагогическом отделении – 2 работают родительские группы.
         Основной целью родительской группы является социально-психологическая поддержка семей.
         Основные задачи:
- формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка;
- формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных ресурсов;
- формирование партнерских взаимоотношений родителей со специалистами.
- личностное и социальное развитие родителей.
 
Основными направлениями работы родительской группы является:
- информационно-просветительское направление;
Педагог-психолог, учитель-дефектолог совместно с логопедом нашего отделения готовят информацию по актуальным вопросам родителей. Составляют рекомендации. Подбирают методики, игры, упражнения, которые помогут родителям. На родительской группе специалисты рассказывают по заявленному вопросу, затем вместе с родителями идет активное обсуждение. Родители высказывают свое мнение, задают вопросы, делятся своим опытом. Темы для обсуждения различные: режим дня; адаптация в детском саду и школе; проблемы гиперактивности; как справиться с агрессивностью и многие другие.
- занятия в системе «ребенок – родитель – специалист»;
В сотрудничестве со специалистами нашего отделения мы проводим комплексные занятия. Как правило, это тематические занятия.
Такие занятия очень сближают детей и родителей, дают возможность родителям увидеть, как работают их дети, оценить их способности, улучшить детско-родительские отношения.
          В данный момент времени на нашем отделении специалистами (логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом) реализуется новый проект социально-бытовой гостиной «Мамы разные нужны, мамы разные
важны …»
            В процессе работы с семьями мы активно используем традиционные и нетрадиционные формы работы, отражающие возможности и потребности специалистов и семьи, такие как: родительские клубы; анкетирование; размещение информации на сайте учреждения; участие родителей и детей в выставках и конкурсах; выпуск стенгазет; совместные детско-родительские мероприятия; практикумы, как отдельно для родителей, так и для родителей с детьми.
           Наше отделение посещают дети с различными нарушениями в развитии (соматические заболевания, нарушения двигательного развития, нарушения умственного развития, сенсорные нарушения, множественные нарушения, нарушения в эмоционально-волевой сфере, нарушения общении и поведении); с различной степенью тяжести; разного возраста и года обучения с ярко выраженными индивидуальными особенностями. Все это необходимо учитывать специалистам при организации деятельности, как с детьми, так и с родителями.
Работа с родителями, с семьей ребенка представляет собой одно из самых непростых, но также самых важных направлений в нашей деятельности. От того, найдем ли мы взаимопонимание с ними, зависит сама возможность, сможем ли мы быть полезными развитию ребенка.
      В течение нескольких лет совместно мы проводили тематические занятия, на которых разносторонне изучали объекты (предметы или явления), помогали осмысленно воспринимать окружающий мир и привести сформированные знания в соответствующую систему, старались пробудить фантазию, творчество и интерес, поддерживали положительно-эмоциональное настроение. Мы отмечали постепенную динамику детей по основным направлениям нашей работы, но также замечали, что из-за особенностей развития (сниженного интереса к окружающему, общей инертности, безразличия) наши дети не видят и не знают того, что происходит рядом с ними и их близкими.
      В результате наших наблюдений и анализа работы появился проект социально-бытовых гостиных «Мамы разные нужны, мамы разные важны …», включающий мастер-классы по тематическим блокам. Подготовка к реализации  проекта, идет в течение определенного времени (от одного до трех месяцев) и итогом является мастер – класс, который включает рассказ одной - двух мам о себе, о своей работе и увлечениях, увлекательные игры и упражнения и сам мастер – класс.
       Основные цели проекта социально-бытовых гостиных «Мамы разные нужны, мамы разные важны …»:

  1. По отношению к ребенку: помощь в преодолении отклонений в развитии, обучение умениям и навыкам поведения, выработка навыков самостоятельности, максимальная возможная адаптация ребенка к социальной среде.
  2. По отношению к родителям: помощь родителям в принятии и понимании нарушений в развитии ребенка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребенку; стимулирование самостоятельности и развитие способности к общению.
  3. По отношению к семье: коррекция отношений между родителями и ребенком, адаптация родителей к ребенку, воспитание уважения в семье.

      При первой знакомстве родителей с нашим проектом реакции были разные, но больше негативные. Мы сделали вывод: перед проведением таких мероприятий требуется предварительная работа, так как многим родителям трудно пойти на контакт, они не знают, как вести себя, им не хватает определенных конкретных знаний. Специалистами отделения были проведены индивидуальные и коллективные консультации, подобран и размещен на стендах иллюстрационный материал по темам:

  • Особенности развития детей с нарушениями развития,
  • Союзники специалистов в реабилитационном процессе,
  • Социально-бытовые гостиные – цели и задачи.

        В итоге проделанной работы родители поддержали наш проект и приняли активное участие в его работе. Затем в рамках заданной темы с родителями провели опрос и, исходя из этого, обсудили примерный план работы.
Вот что у нас получилось:
Социально-бытовая гостиная «Мамы разные нужны, мамы разные
важны …», тематический блок «Прощай, лето»:

  • Участие родителей и детей в выставке поделок, «Вот какое наше лето»
  • Оформление информационного стенда «Чем и как заняться с ребенком в последние дни лета»
  • Мастер-класс «Медуза в бутылке».

Социально-бытовая гостиная «Мамы разные нужны, мамы разные
важны …», тематический блок «Мамин день»:

  • Выпуск стенгазеты «Мамочка любимая»
  • Родительский клуб «Мамочка милая сядь, отдохни»
  • Составление рассказа «Я и моя семья»
  • Мастер-класс «Посажу цветок для мамочки».

Социально-бытовая гостиная «Мамы разные нужны, мамы разные
важны …», тематический блок «Новогоднее настроение»:

  • Совместное украшение помещения к Новогоднему празднику
  • Оформление информационного стенда «Игры в теплой компании»
  • Разучивание с детьми новогодних стихов
  • Мастер-класс «Канапе для новогоднего стола».

Работа социально-бытовых гостиных дает возможность:

  1. Специалистам – разнообразить методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществить связь с семьей. Создать специальные внутрисемейные социально-педагогические условия, способствующие социальной адаптации и интеграции детей в социум, результативному взаимодействию ребенка со сверстниками и родителями.
  2. Родителям – включиться в жизнь своего ребенка и стать активными союзниками специалистов.
  3. Детям – расширить рамки представлений о значимости близких людей, дать почувствовать их неповторимость, талант; а также, вселить уверенность в ребенке, что его тоже ценят, любят и заботятся о нем.

 
        Необходимо отметить, что в начале проведения данной работы многие родители настороженно отнеслись к совместным мероприятиям, вели себя сдержанно, скованно, но постепенно раскрывались и с удовольствием беседовали, играли и работали детьми, показывали фотографии и выполненные ими работы.  А сколько положительных эмоций у детей! С ними их любимые мамы, которые не сидят и наблюдают, а занимаются с ними.
  В результате психолого-педагогической работы с семьями:
- у родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка;
- родители дарят своему ребенку тепло, внимание и любовь;
- родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем;
- родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам.         
- родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации.
         Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет ускорить процессы успешной интеграции ребенка в социум.
          
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»