Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игровые приёмы на занятиях по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ

Пономарева Любовь Николаевна

В своей работе я столкнулась с трудностями, которые связаны со звуковой системой языка. Важно, чтобы каждый ребенок был активен во всех играх (слушание, произнесение, подражание и. т.п.) Логопед руководит процессом овладения звуковой стороной речи, замечает, какие фонетические явления освоены воспитанниками, кто испытывает затруднения. В ходе игр ребенок учится управлять движением своих губ, языка, рта при произнесении звуков и слов. Пересмотрев все игровые приёмы, я остановилась на игре. Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Через игру ребенок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных «областях» жизни. Игра даёт возможность детям оценить себя на фоне других детей, и способствует формированию и развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы у детей. В процессе дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения. Цель моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых приёмов на логопедических занятиях как закрепление практических навыков по формированию фонематического восприятия. Задачи: *Проанализировать игровые приёмы. *Изучить состояние практики использования игровых приёмов на логопедических занятиях. *Выявить логопедические и методические основы конструирования и использования игровых приёмов. *Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение. *Облегчить преодоление трудностей в условии учебного материала. Объектом моей работы является познавательная деятельность дошкольников. Предмет – игровые приёмы как одна из форм организации познавательной деятельности на логопедических занятиях. Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала и его закрепления на занятиях диктует целесообразность использования игровых приёмов, являющихся эффективным способом активизации познавательной деятельности дошкольников ведущих к усвоению знаний. Применение игр повысит прочность и качество усвоения знаний дошкольников, если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами занятий; используя с другими формами, методами и приёмами; соответствуют интересам и познавательными возможностями дошкольников. На своих занятиях я использую дидактические игры, навык произношения поставленных звуков, соблюдая следующий алгоритм действий. - Привлечь внимание ребенка к отрабатываемому звуку ( в игровой ситуации); - Объяснить артикуляцию звука (в случаи необходимости); - Предоставить ребенку возможность сначала повторить звук, а затем произнести его в соответствии с игровой ситуацией. - Формировать умение различать звук, самостоятельно произносить звуки в игре; - Включать в игру слова и фразы, содержащие отработанный звук. Классификация дидактических игр. Фонетические игры. Игровая деятельность как элемент занятия может применяться на любом его этапе. Выводы. Используя игровые приёмы на занятиях, я убедилась, что активность детей повышается, появляется желание узнать новое, победить. Применять игровые приёмы можно на любом возрасте дошколят. Все игры и упражнения для развития звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком. Речевой материал фонетических занятий должен включать только правильно произносимые детьми звуки. Если в ходе занятия какое – то слово сказано ребенком неточно, логопеду следует сразу же произнести его правильно, и попросить ребенка произнести правильно, чтобы не искажать фонетическое восприятие остальных детей. Отбор слов с заданным звуком. «Почтальон» У детей на столах лежат предметные картинки (2-3).Логопед собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определение картинки письма, например, те в названии ,которых встречается звук «К». Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия. «Магазин» Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги – символы или буквы. Подавая логопеду символ или букву, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий, звук в названии покупаемого предмета. «Для кого картинка?» У детей в руках символы различных звуков или буквы. Логопед показывает картинку, ребенок доказывает, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него. Если несколько детей заявляют свои права на картинку, она достается тому, кто подберёт больше слов на обозначаемый символ (или букву) звук. «Разложи предметы (картинки) к символам» Перед детьми выставляется 3-4 знакомых символа согласных звуков или букв. Вызванные дети берут из набора перевернутых картинок или игрушек, лежащих на столе, по одной. Выигрывает тот, кто первым подставит свою картинку или предмет к нужному символу и всем докажет, что он поставил правильно, то есть произнесет в слове соответствующий звук утрированно. «Пропускаем мы во двор слов особенных набор» Логопед предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Логопед объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота ( ставят ладони правильно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они « пропустили во двор». «Мяч не трогать иль поймать – постарайтесь отгадать» Логопед предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом или буквой, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук. «Найдём спрятанные слова» Логопед показывает детям картинки с изображением моря, леса, огорода, улицы и пр. Рядом ставится определенный символ либо буква. Логопед произносит стихи: Я слова найду везде, В доме, в городе, в воде, В огороде и в саду Постараюсь и найду. Детям предлагается вспомнить предметы, которые могут быть в указанном месте и содержать в своем названии обозначенный символом звук либо букву. « Подставь символ (букву) к предмету (картинке)» Дети выбирают по одному символу данных педагогом. На столе раскладываются 5 – 6 предметов ( картинок), в названии которых имеются обозначенные звуки. Выигрывают те дети, которые раньше других отыскали соответствующий звук в названии предмета и смогли это правильно продемонстрировать. « Кубик» Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребёнок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов. «Собираем пуговки» Логопед раздаёт детям по 3 -4 пуговки и объявляет, что в специальный « звуковой сундучок» будет собирать слова с тем или иным звуком. Звук обозначается символом и выставляется перед детьми. Дети называют слова с заданным звуком в любой позиции и опускают пуговки, к которым «пришито» их слово в сундучок. « Поезд» Логопед показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: « Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук «С»…» и т.д. Логопед вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук С), другому – для второго вагона (звук Ж) и последнему – для третьего вагона (звук Р). Затем логопед приглашает еще трёх детей контролёров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры. Далее логопед меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками ( З, Ш, Л). «Предмет и имя» Логопед показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, и дает им имена в зависимости от темы занятия ( Маша, Катя, Вова, Павлик, Толя и др.). Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали. В случае ошибок логопед прибегает к помощи символа, который напоминает о нужном звуке. «Подарки гостям» Логопед представляет гостя занятия (Матрешку, Буратино, Карлсона и пр.). Детям предлагается придумать и назвать подарки или кушанья, которые можно было бы предложить гостью с зачетом того, что первый звук в названии подарка (*кушанья) должен совпадать с таковым в имени гостя. В случае ошибок или сомнений педагог предъявляет детям соответствующий символ. «Сумка – задумка» К сумке прикрепляется символ гласного или согласного звука. Педагог раздает детям фишки и предлагает собрать в сумку – задумку слова с лова с заданным звуком (без учета его позиции или в определенной позиции, если таковая уже изучена с детьми). Дети называют слова с указанным звуком, одновременно складывая фишки в сумку. Усложняем в данной игре, будет определенное обобщение, в рамках которого следует подобрать слова (овощи, игрушки, продукты, школьные принадлежности или другие объекты, »помещаемые» в сумку). «Что на елочке висит?» Дети снимают с елочки картинки и подбирают к ним соответствующие символы из лежащих на столике. «Цветик – семицветик» Символы звуков прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребенок, сорвавший лепесток, должен назвать слово с указанным звуком в любой позиции. «Нам пришло письмо из Звукограда» Логопед вынимает из конверта, «присланного» в группу, символы гласных или согласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут старички – Звуковички. Больше всего они любят игры со звуками. Взрослый предлагает назвать ответ, подобрав к каждому символу по пять названий предметов ( животных, игрушек и пр.). Дети называют слова. « Вспомним сказку» Перед детьми выставляется картинка к знакомой сказке и несколько символов. Ребенок берет символ и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произносится соответствующий звук. «Разные загадки кота Васятки» Логопед предлагает детям прослушать стихотворение (загадку) и добавить в его конец подходящее по смыслу и рифме слово. Чтобы облегчить подбор слова, взрослый показывает ребенку символ соответствующего гласного или согласного звука, на который начинается задуманное слово. Определение звука в определенной позиции в слове. «Чудесная удочка» На конце нити у маленькой самодельной удочки – магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым приклеены металлические зажимы, ребенок достает картинку и называет первый, последний заданный звук, а затем подбирает к произнесенному звуку соответствующий символ. «Цепочка слов» На столе лежат картинки (5-8штук). Логопед помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее дети выбирают картинку, название которой начинается на данный звук, и помещают ее на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей. Определение позиции звука в слове. « Ходит ёжик вдоль дорожек» На доску выставляется изображения дорожек (короткой и длинной картонных полосок) и ёжика. На первом занятии, где происходит знакомство с длинными и короткими словами, логопед, произнося длинное слово, например, милиционер, двигает изображение ежа по длинной дорожке. Затем произносит короткое слово, например, дом или сад, демонстрируется движение ежа по короткой дорожке. Другой вариант игры: к изображению ёжика прикрепляется выбранный символ (или буква). Передвигая изображение ежа по дорожке (картонной полоске) слева направо, логопед медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук ( например, СССамолёт или подноСССС). Если звук слышится начале слова, ёжик остаётся в начале дорожки, если звук слышится в конце слова, ёжик «доходит» до конца дорожки и останавливается там. Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу и концу слова, можно фиксировать какими - то объектами, например, земляничкой и грибом. «Найди место звука в слове». На доске символ звука или буква, карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Каждый ребенок получает картинку, в названии которой есть определённый звук. Ребенок проговаривает название своей картинки, выделяя голосом звук, позицию которого определяет и помещает картинку под нужной схемой. « Как их зовут?» 1 вариант Логопед предлагает узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на таблице. Для этого нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках . Дети называют : лошадь, арбуз, река, астра –и приходят к выводу, что девочку зовут Лара. Предметные картинки для составления имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин; имени Маша: мышь, автобус, шишка, антенна; имени Рома: рука, осы, мак, автомобиль. 2 вариант Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах: Шура (камыш, кенгуру, шар, ваза); Лара (стол, кошка, топор, утка); Маша (дом, сумка, ландыш, вилка); Рома (комар, колесо, сом, пила) ЛИТЕРАТУРА: 1. Н.Г. Алтухова, «Научитесь слышать звуки», издательство «Лань» Санкт – Петербург 1999 год 2. И.А. Кравченко, « Игры и упражнения со звуками и словами», издательство « Гном – Пресс» Москва 1999 год 3. Е.О. Астафьева « Играем, читаем, пишем», издательство «Детство – пресс» Санкт – Петербург 1999 год 4. Н.С. Варенцова , Е.В. Колесникова « Развитие фонематического слуха у дошкольников», издательство « Гном – Пресс» Москва 1997 год 5. Картинки подобраны из личного архива.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»