Успешность учебной работы коррекционного педагога
Успешность освоения обучающимися с различными вариантами дизонтогенеза учебных программ в коррекционной школе во многом обусловлена комплексно- системной работой специалистов службы сопровождения.
Поступая в школу, каждый ребёнок проходит углублённое логопедическое обследование, которое позволяет выявить речевые нарушения устной и письменной речи, а также определить уровень развития ребёнка.
Как правило у учащихся коррекционной школы наблюдается целый спектр речевых нарушений. Дефекты речи обусловлены органическим поражением центральной нервной системы (дизартрии различного типа, дисграфии разной этиологии, моторные и сенсорные алалии). Ранее органическое поражении ЦНС почти всегда приводит к грубому недоразвитию речи.
Несмотря на сложные сочетанные дефекты учащиеся осваивают программный материал в соответствии с образовательным стандартом. Каждый учащийся помимо двигательной патологии имеет в той или иной степени нарушения сенсорной, эмоциональной и интеллектуальной сфере. Задача коррекционного педагога - сформировать ту оптимально возможную базу высших писхических процессов ребенка, при которой обучение будет ему доступно.
В начале учебного года на каждого учащегося составляется индивидуальный логопедический маршрут. О результатах обследования логопед школы информирует учителей и родителей и в дальнейшем работает в тесном сотрудничестве, вырабатывая единые требования к обучению учащихся.
Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся, плановое логопедическое обследование учащихся 3 раза в год (полное обследование на начало и конце года, в середине учебного года – экспресс диагностика) позволяют корректировать патологически или дефицитарно протекающие психические процессы, обеспечивающие успешное освоение учебной программы. Логопеды ведут систематическую работу по коррекции нарушений произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, нарушений чтения и письма. Особое значение придается развитию коммуникативной функции речи.
Эффективность коррекционно-логопедической работы подтверждается положительной динамикой учащихся в развитии устной и письменной речи и улучшением качества усвоенных знаний детей, что наглядно отражено в оценках по предметам русский язык и литература, а так же всем предметам, предполагающим активную вербальную коммуникацию в учебном процессе.