Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Представления детей с нарушением зрения

Ростовцева Екатерина Викторовна,
воспитатель школы №502
Санкт-Петербурга

 

Представления - это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествующего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств.

Представления являются более высокой ступенью отражения, нежели образы восприятия, так как в них, по словам И.М.Сеченова, «совмещается все, что человек знает о предмете». Будучи наглядным, чувственным образом, представление вместе с тем характеризуется высоким уровнем обобщенности. Совмещая в себе наглядность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к мышлению.

Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничивая либо, полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении. Таким образом, первой характерной особенностью представлений детей с нарушением зрения является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Сокращенное количество представлений частично компенсируется благодаря работе сохранных анализаторов, то есть за счет увеличения количества представлений других видов, и главным образом осязательных. Однако оно не может быть возмещено полностью, так как нарушение или отсутствие возможности визуально, дистантно воспринимать явления и предметы внешнего мира делает недоступным для восприятия детей с нарушением зрения целый ряд объектов. Последнее также может быть компенсировано за счет использования в процессе обучения моделей, макетов, рисунков и т.п.

Представления детей с нарушением зрения отличаются от образов памяти зрячих и качественно. Характерными особенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм. Эти особенности проявляются у лиц с дефектами зрения в различной степени в зависимости от состояния зрительного анализатора, главным образом остроты зрения, поля зрения, а также ряда других факторов: знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания, влияющих на представления детей с нарушением зрения в той же степени, что и на образы памяти у детей с нормальным зрением.

Фрагментарность зрительных представлений частично зрячих и слабовидящих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту.

В отличие от фрагментарности представлений нормально видящих, свидетельствующий о высоком уровне обобщенности образов и выделение наиболее существенных деталей, фрагментарность представлений детей с нарушением зрения является результатом недостаточно полного чувственного знания о предмете. Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков.

В основе фрагментарности образов детей с нарушением зрения лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного (особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зрения) восприятия. Сукцессивность и фрагментарность восприятия в значительной степени преодолевается благодаря деятельности мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов. Возможна также фрагментарность представлений и при симультанном зрительном восприятии как следствие тяжелых поражений зрительного анализатора.

Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Схематизм особенно отчетливо проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных. Так, дети с нарушением зрения не могут установить различие между птицами одного вида, зерновыми растениями и т.п., не только на основе имеющихся представлений, но и во время восприятия. В первом случае они отмечают лишь наличие головы, туловища крыльев и двух ног, а во втором колоса и стебля. Наиболее же характерные признаки: форма, величина и др. - остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта. Однако схематизм их представлений может быть преодолен.

Для этого надо направлять и организовывать процесс восприятия, развивать наблюдательность, формировать навыки обследования. В результате дети с нарушением зрения начинают более полно и точно отражать объективную действительность.

С перечисленными особенностями представлений при сужении сферы чувственного познания тесно связана и недостаточная обобщенность образов памяти детей с нарушением зрения. Очевидно, что процесс обобщения, выделения существенных, характерных признаков и абстрагирования от случайных свойств, деталей и их взаимоотношений находится в зависимости от полноты отражения  чувственного, сенсорного опыта. Выпадение же большого числа, зачастую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщенных представлений, в которых отображаются наиболее существенные свойства и признаки предметов. Этот дефект еще ярче проявляется при формировании общих представлений, отражающих признаки, характерные для целого ряда объектов, относящихся к одному виду или классу. Преодолению затруднений в процессе обобщения образов и формирования общих представлений способствует расширение сферы чувственного познания путем включения в этот вид психической деятельности сохранных анализаторов и использования наглядных пособий, заменяющих недоступные для осязания или ослабленного зрения объекты.

С невозможностью осязательно или зрительно воспринимать те или иные объекты в целом или их отдельные свойства связана и такая характерная особенность представлений детей с нарушением зрения, как вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного образа в сторону преодоления последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта.

Путем для преодоления вербализма детей с нарушением зрения, является широкое использование наглядных пособий, приспособленных для осязательного и дефектного зрительного восприятия, формирование навыков осязательного и зрительного восприятия, включение в познавательную деятельность всех сохранных анализаторов, воспитание наблюдательности. При этом очень важным моментом является правильное использование наглядных пособий, методика работы с которыми должна учитывать индивидуальные особенности детей с нарушением зрения.

Разумеется, качественные и количественные изменения, наблюдающиеся при патологических нарушениях деятельности зрительного анализатора, не могут изменить самой природы и характера представлений. Фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм и узость круга образов памяти детей с нарушением зрения в значительной мере преодолеваются в процессе компенсации. Возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир.

Делая вывод, можно сказать, что нарушение зрения искажает зрительное восприятия и можно выделить такие характерные черты, как сужение круга зрительных образов, фрагментарность и схематизм представлений, вербализм действий. Для формирования, коррекции и развития данных признаков необходимо проводить коррекционно-развивающую работу.

Список литературы:

1.     Барабанщиков В.А., Динамика зрительного восприятия. АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1990.

2.     Григорьева Л.П., Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.: М.: Педагогика, 1983.

3.     Елфимова Г.С., Незрячий ребенок в классе: рекомендации родителям и учителям. М., - 2009.

4.     Епифанцева Т.Б., Настольная книга педагога-дефектолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5.     Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. СПб. : Изд-во РГПУ, - 1998.

6.     Литвак А.Г. Тифлопсихология. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2111 «Дефектология». - М.: Просвещение, 1985.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»