Работа тифлопедагога в кабинете психолого-педагогической коррекции
(из опыта работы)
Сагимбаева Сауле Лябивовна,
дефектолог КГУ «Кабинет психолого-педагогической
коррекции №2», г. Астана
В КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции №2» акимата г.Астаны (далее-КППК) согласно Типовым правилам деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от «4» июля 2013 года № 258 [1] оказывается коррекционная поддержка детям от 0 до 3 лет, с проблемами в развитии от 3 до 6 (7) лет, не посещающих специальные дошкольные организации.
КППК был открыт в сентябре 2014 года. На данное время коррекционной помощью охвачено 233 ребенка, из них 101 (43%) ребенка с нарушением зрения.
Структура зрительной патологии детей КППК №2
Диагнозы |
Кол-во детей |
Миопия |
13
|
Гиперметропия/косоглазие |
56 /53
|
Колобома сетчатки |
2 |
Врожденная катаракта. |
5 |
Артифакия Атрофия зрит, нервов |
1 |
Дегенерация сетчатки |
1 |
Колобома радужки |
1 |
Субатрофия глазного яблока |
1 |
Атрофия диска зрительного нерва |
9 |
Ретинопатия недоношенных |
12 |
Всего |
101 |
У большого количества детей имеется сложная структура дефекта, то есть сочетание двух-трех нарушений развития (зрения и речи, зрения – речи - психических функций, зрения- опорно-двигательного аппарата). Всего таких детей -19.
Из таблицы видно, что большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением.
У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора. Это нарушения структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые могут приводить к слабовидению, остаточному зрению и слепоте.
Увеличивается количество тотально слепых детей с диагнозом ретинопатия недоношенных. В нашем КППК 12 % детей с нарушениями зрения поставлен такой диагноз.
Ретинопатия недоношенных (РН) — заболевание, наблюдаемое только у недоношенных, а чаще глубоко недоношенных детей. Факторами риска являются также экстремально низкий вес при рождении, кислородотерапия, сопутствующие заболевания. При прогрессировании болезни или отсутствии своевременного профилактического лечения РН приводит к слепоте и слабовидению у 4–10% детей группы риска. В настоящее время РН является одной из основных причин инвалидности с детского возраста, в мире насчитывается около 50 тыс. детей, ослепших вследствие этого заболевания.
Родители детей с функциональным нарушением зрения и слабовидящих детей часто задают такие вопросы: Наши дети видят, нам нужна только медицинская помощь офтальмолога и аппаратное лечение. Что будут делать наши дети у тифлопедагога? В чем заключается его работа тифлопедагога?
Бесспорно, медицинская помощь нужна, но наряду со снижением остроты зрения, наблюдаются также разные по степени нарушения других зрительных функций - световой и контрастной чувствительности, временной разрешающей способности, цветоразличения, поля зрения и другие.
Нарушение зрения неизбежно оказывает отрицательное влияние на зрительный акт, снижает количество и качество воспринимаемой информации.
Доказано, что снижение функций обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, снижает уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.
Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в ориентировании в малом и большом пространствах.
Кроме того, недостатки зрительного восприятия обуславливают формирование нечетких образов – представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их познавательную деятельность.
Наблюдаются нарушения памяти, внимания, без чего невозможно восприятие информации о внешнем мире. Сформированные, но не включенные в разные виды деятельности, представления быстро распадаются.
Для детей с нарушением зрения является характерным низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать сюжетные изображения, а также переводить зрительную информацию в речевой план. У детей возникают трудности, связанные с темпом работы, с качеством выполнения заданий, наблюдается быстрая истощаемость нервной системы.
Многие родители не соблюдают рекомендации глазного врача, не могут убедить ребенка носить очки и окклюдоры. Тифлопедагог постоянно контролирует и следит за тем, чтобы ребенок правильно носил их, постоянно ими пользовался.
Родителям детей с ретинопатией недоношенных 5 ст. целесообразно объяснить, что им важнее делать акцент не на лечебно-восстановительной, а на коррекционно-педагогической работе. Л.С.Выготский отмечал: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом»[2]. К моменту поступления в КППК они, как правило, уже прооперированы, проконсультированы в ведущих клиниках нашей республики, России, Израиля, Италии.
На основании вышеизложенного понятно, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной помощи тифлопедагога.
А также мы объясняем родителям во время первичного приема или на заседаниях Клуба для родителей, что, если ребенок с нарушением зрения начинает учиться в общеобразовательной школе или даже в специальной школе и не получал коррекционную помощь в детском саду или в КППК, то темп его работы отстает от темпа работы подготовленных учеников. Это приводит к неуспеваемости или успеваемости ниже его возможностей. Ребенок в таких условиях становится раздражительным, проявляет негативизм, обособляется от коллектива. Поэтому необходима ранняя помощь детям с нарушением зрения, суть которой заключается в ее комплексности, то есть в тесном взаимодействии тифлопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора ЛФК. Такую комплексную помощь оказывают в КППК №2 г.Астаны. Специфика работы педагогов с детьми с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения; в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности (муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски и др. ).
Специалисты строят работу с детьми не только с учетом коррекции выявленных нарушений, но и с учетом развития механизмов компенсации, то есть способности в условиях зрительной недостаточности эффективно, на полисенсорной основе обрабатывать информацию.
Ведущим специалистом в системе взаимодействия и преемственности в коррекционной работе является тифлопедагог
Коррекционно-педагогическая работа со слепыми и слабовидящими детьми в нашем учреждении учитывает индивидуальные особенности, физические и интеллектуальные возможности детей с нарушениями зрения. Чем раньше будет оказана тифлопедагогическая помощь, начаты систематические коррекционные занятия, тем больше вероятность восстановления зрительных функций к школьному возрасту, тем успешнее будет протекать дальнейшее развитие ребёнка, успешнее дети освоят программу начального образования.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Тифлопедагогическое обследование детей.
2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
3. Работа с родителями детей, посещающих КППК.
4. Консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с нарушением
зрения.
Основная документация тифлопедагога.
1. Карты обследования.
2. Индивидуальные развивающие программы.
3. Характеристики.
4. Планы ежедневных индивидуальных занятий с детьми.
5. План работы с родителями.
6. Расписание занятий.
7. Табель посещаемости детей.
Рабочий учебный план составлен на основании Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 ноября 2014 года № 479 О внесении изменения и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 "Об утверждении типовых учебных планов дошкольного образования Республики Казахстан"[4]
Количество индивидуальных занятий с дефектологом (тифлопедагогом) в неделю в младшей группе (0-3 лет) в КППК -2ч.:
Развитие зрительного восприятия/ развитие осязания и мелкой моторики– 1;
Ориентировка в пространстве – 1.
Занятия по СБО проводит социальный педагог 1 ч. в неделю
Количество занятий в неделю в средней и старшей группах (3-8 лет)- 3ч. в неделю:
Социально-бытовая ориентировка - 1
Развитие зрительного восприятия/ развитие осязания и мелкой моторики– 1;
Ориентировка в пространстве – 1.
Продолжительность занятий 35-45 минут.
С детьми с остаточным зрением и слепотой вместо развития зрительного восприятия проводится коррекционная учебная деятельность по развитию осязания и тонкой моторики. С остальными детьми развитие осязания и тонкой моторики проводится во всех вышеперечисленных видах коррекционной учебной деятельности.
Кабинет тифлопедагога должен быть оснащен согласно нормативам минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии[3]. Помимо этого должны быть:
- пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки, мозаика разной величины и цвета и т.д.);
- общие пособия: фланелеграф для индивидуальной работы, «чудесный мешочек», подставки, указка, прозрачный мольберт;
- пособия по развитию мыслительной деятельности (разрезные картинки, кубики, лото. домино и т.д.);
- пособия по формированию представлений об окружающем мире (натуральные предметы, аппликации, контурные и силуэтные изображения, трафареты, подбор картинок плоскопечатных и рельефных, выполненные разными способами: на приборе «Школьник», выделение контуров с помощью пластилина, ниток, бумаги разной текстуры, можно использовать краски для рисования по стеклу и др);
- пособия для коррекции и развития познавательной деятельности:
- по развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у детей с остаточным зрением (матрешки, пирамиды, цветные эталоны предметов и их изображение, эталоны формы и величины);
- по развитию осязательно-двигательного восприятия (различные виды поверхностей, тканей, материал на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал);
- развитию слухового восприятия и представления (звуковые игрушки,музыкальные инструменты, сигналы, наборы записей с различными шумами и звуками);
- по развитию обоняния (бытовые запахи и др.)
- пособия по социально-бытовой ориентировке (предметы домашнего обихода: натуральные и модели-игрушки; дозаторы и др.)
- пособия по обучению ориентировке (модели комнат, планы помещений, иллюстрации поз ребенка при ходьбе, куклы и др.)
Отвечая на вопросы родителей, мы объясняем, что
- тифлопедагог подготавливает и проводит обследование исходного уровня развития ребенка, во время которого выявляются сохранные способности, имеющие возможности, а не отсутствие у него тех или иных функций;
- планирует и проводит ежедневные коррекционные занятия с детьми индивидуально или в подгруппах;
- развивает у детей компенсаторные возможности познания окружающего мира, выявляет уровень развития пространственных представлений, определяет задачи по коррекции ориентировки в пространстве и социально-бытовой ориентировке;
- обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе со всеми специалистами и воспитателями: оказывает теоретическую и практическую помощь воспитателям, специалистам в подготовке и проведении занятий и организации свободного времени детей;
- проводит работу с родителями (лекции, индивидуальные беседы, подборка литературы по проблеме, изготовление буклетов с рекомендациями, оформление выставки методических пособий по вопросам воспитания ребенка с нарушением зрения, разработка индивидуальных заданий для родителей с учетом сложности заболевания, возраста, настенная информация, создание сайта для родителей, он-лайн консультации);
- разрабатывает и частично изготовляет с помощью родителей дидактический материал, необходимый для коррекционной работы (тактильные книжки, пособия и др.)
Итак, эффективность работы тифлопедагога с детьми зависит от компетентности и высокого профессионализма, ориентирующегося не только в специальной педагогике и психологии, но и осведомленного в вопросах медицины, в частности, в офтальмологии.
Литература
1. Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от «4» июля 2013 года № 258
2. Выготский Л.С. Собр.соч.т.5.-М., 1995.
3. Нормативы минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии
4. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 ноября 2014 года № 479 О внесении изменения и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 "Об утверждении типовых учебных планов дошкольного образования Республики Казахстан"
5. Организация деятельности реабилитационного центра (методическое руководство)- Алматыкітап, 2002 г.
6. Методическое пособие международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением- С.-Петербург "Образование" , 1995