Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей речевой группе «Теремок» (для детей с общим недоразвитием речи) художественно-эстетического и познавательно-речевого развития.
Тема: «Экскурсия по Санкт-Петербургу».
Константинова Галина Валентиновна воспитатель 1 категории ГБДОУ № 72 Калининского района г. Санкт-Петербурга.
Предварительная работа.
1. Рассматривание с детьми фотографий с видами Санкт-Петербурга в разное время года, с разных ракурсов: Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Зимний дворец, Александровский столп, Адмиралтейство, Медный всадник, Стрелка Васильевского острова, Ростральные колоны, Военно-морской музей, Летний домик Петра I.
2. Беседа о достопримечательностях Санкт-Петербурга, знакомых детям увиденных ранее.
3. Изготовление альбома «Вместе с мамой, вместе с папой гуляю по городу».
4. Режиссерская игра-экскурсия.
5. Рекомендации для родителей:
· Посетите музей воды;
· Прочитайте дома детям.
6. Консультация для родителей:
· Как провести с ребенком выходной день;
· Интересная экскурсия для дошкольников.
7. Заучивание стихов, песен о Санкт-Петербурге:
Стихи:
· С. Скаченков «Кораблик Адмиралтейства»;
· С. Скаченков «Петропавловский шпиль»;
· Н. Полякова «Город у залива».
Песни:
· «Город великого Петра» муз. сл.
· «Песенка о нашем городе» муз. сл.
8. Изучение техники «Граттаж».
Задачи:
IОбобщить знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга:
Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Зимний дворец, Медный всадник.
- Упражнять детей в диалогической и монологической речи;
- Закрепить навык рисования по контуру и использованием нетрадиционной техники «Граттаж».
IIВоспитывать внимание детей к собственной речи и речи друзей:
- Воспитывать у детей чувство любви к родному городу и желание узнавать новое.
IIIФормировать у детей умение внимательно слушать других
Материал к занятию:
-Демонстрационный материал «Достопримечательности
Санкт-Петербурга»;
- Мольберты(5 шт.);
- Рабочие столы (3 шт.);
- Подборка работ студентов Санкт-Петербургского художественного училища им. Н. К. Рериха:
· Акварель. «Александровский столп». Калинина Н.,
· Акварель. «Развод мостов». Пушков Н.,
· Акварель. «Летний сад». Семенова С.,
· Акварель. «Банковский мостик». Орлова Н.,
- атрибуты для ролевой игры «автобус»:
· Знак «Осторожно дети»;
· Руль;
· Фуражка водителя.
- атрибуты к динамической паузе «Светофор»:
· Дорожный знак «переход»;
· Светофор;
· Дорожный переход зебра.
- заготовки для выполнения рисунков в стиле «Граттаж»:
- палочки
Ход занятия:
Звучит музыка Н. Рогожиной «Детский сад» в исполнении группы Дельфин. В процессе подвижной игры входят дети. Воспитатель голосом экскурсовода приглашает детей на экскурсию по городу.
Воспитатель: Внимание гостей города и петербуржцев приглашаем на обзорную экскурсию по весеннему Санкт-Петербургу. Желающих просим подойти к автобусу.
Организовывается сюжетно-ролевая игра «Экскурсионный автобус». Детям предлагается выбрать водителя автобуса. Водитель выбирает необходимые атрибуты, остальные дети организовывают автобус.
Воспитатель: Друзья мои, сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по родному городу. Желаю вам, приятно провести время, узнать побольше о городе, в котором вы родились и растете. Водитель, поехали.
Там где зореньки алые, алые
Над Балтийским морем встают,
Город есть с дворцами, с каналами
Его Петербургом зовут.
Ребята, а кто основал наш город?
Ребенок: Наш город основал Петр I.
Воспитатель: Мы с вами делаем первую остановку. Я прошу вас выти из автобуса, и обратить внимание на крепость.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину «Петропавловская крепость».
Воспитатель: Как называется эта крепость?
Ребенок: Эта Петропавловская крепость.
Воспитатель: А кто из вас хочет на некоторое время стать экскурсоводом и рассказать о П.к. (Ребенок рассказывает о П.к.).
Воспитатель: Очень интересная экскурсия, правда, ребята! А к следующему архитектурному зданию я предлагаю пойти пешком. Ребята, а как называется мост, который перекинулся через Неву к Зимнему дворцу?
Дети рассматривают изображение Дворцового моста.
Ребенок: Дворцовый.
Воспитатель: А вам известно, что Санкт-Петербург музей мостов. В нашем городе огромное количество мостиков и мостов, в том числе и разводных. А для чего разводят мосты?
Ребенок: Мосты разводят для того чтобы они не мешал проходить судам по Неве. На этих судах в город везет продукты, строительные материалы.
Воспитатель: Давайте перейдем Неву по Дворцовому мосту.
Дети проходят по «мосту» (спортивная дуга) к изображению «Адмиралтейство».
Воспитатель: Обратите внимание перед нами «Адмиралтейство». Кто хочет стать экскурсоводом и рассказать об этом архитектурном ансамбле.
Ребенок: Я хочу.
Воспитатель: Обратите внимание, какой пышный фонтан украшает Адмиралтейство. Санкт-Петербург не только город мостов, но и город фонтанов. Продолжим нашу экскурсию, следующая наша остановка будет у Зимнего дворца, для этого нам нужно перейти дорогу. Вы помните правила дорожного движения?
Динамическая пауза, подвижная игра «Светофор».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где нужно переходить дорогу?
Ребенок: Там, где стоит светофор.
Воспитатель: А ещё, что обязательно должно быть?
Ребенок: Знак «Пешеходный переход» и на асфальте «зебра».
Воспитатель: Посмотрите, у нас все есть, давайте поиграем.
Загорелся красный свет!
Дети: Стой, дороги нет.
Воспитатель: Загорелся желтый свет!
Дети: Приготовились.
Воспитатель: Загорелся зеленый свет!
Дети: Переход разрешен, можно идти.
Воспитатель показывает сигналы светофора. Дети перешли дорогу, перед ними изображение Зимнего дворца.
Воспитатель: Перед нами Зимний дворец. Есть ещё желающие провести эту экскурсию?
Ребенок: Можно я проведу.
Воспитатель: Вам понравилась эта экскурсия?!
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется площадь, на которой стоит Зимний дворец?
Ребенок: Эта площадь называется Дворцовой.
Воспитатель: А вы знаете, что эта площадь не всегда была такой строгой и красивой? При Петре Iздесь было болото, рядом с которым паслись коровы, а теперь это одна из самых красивых площадей мира.
А сейчас, пожалуйста, проходите в автобус располагайтесь поуютней и мы поедем дальше.
Ребята вы сказали, что Эрмитаж – это музей картин и экспонатов. Мне интересно, а кто же смотрит и охраняет эрмитажные экспонаты?
Ребенок: Я знаю о смотрителях Эрмитажа, это коты и кошки, которые живут в подвалах Эрмитажа.
Информация и показ паспорта кота.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину «Медный всадник».
Воспитатель: Пока мы с вами говорили про котов, наш автобус подъехал к памятнику Петру I. Выходите из автобуса, давайте подойдем поближе. Какое ещё название есть у этого памятника?
Ребенок: Медный всадник.
Воспитатель: Кто же будет экскурсоводом на сей раз?
Ребенок: Я хочу.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, немного утомились, давайте разомнемся, выходите все сюда.
Речь с движением «По городу»,перед детьми следующая картина – Невский проспект.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где же мы с вами находимся? Какая улица, проспект является главным в нашем городе?
Ребенок: Это Невский проспект.
Воспитатель: Я хочу вам показать одно местечко на Невском проспекте, где пишут свои картины не только настоящие художники, но и будущие, а пока они только студенты Художественного училища им. Н.К. Рериха. Они пишут картины Санкт-Петербурга.
Дети вместе с воспитателем подходят к мольбертам.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, вы узнали это место?
Ребенок: Это Летний сад. На аллеях сада стоят статуи, которые подарили Петру гости города.
Воспитатель: А на этой картине, что изображено?
Ребенок: Это Александровский столп. Он поставлен на Дворцовой площади в честь победы в войне с Наполеоном.
Воспитатель: Давайте перейдем к другой картине, что на ней изображено? Ребенок: Мы видим разведенный мост, под которым идет парусник.
Воспитатель: На этой картине изображен мостик, как он называется?
Ребенок: Банковский мостик.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает необычную историю про этот мостик.
Ребенок: Я знаю!
Воспитатель: Очень интересная история, фантастика какая-то. Ребята, я предлагаю вам выбрать то место, которое вы хотите нарисовать в известной вам технике «Граттаж». Пожалуйста, проходите в нашу художественную мастерскую, располагайтесь и пишите свои картины.
Звучит музыка Д. Шостаковича Прелюдия души № 5.
Воспитатель: Вы все отлично справились со своей работой, у вас получились замечательные картины. Давайте и мы организуем выставку.
Дети бережно несут свои работы, которые воспитатель прикрепляет на мольберт.
Воспитатель: У нас получилась удивительная выставка, но мне кажется, что наши работы имеют незаконченный вид. Я предлагаю на следующем занятии организовать багетную мастерскую и поместить картины в багет. Кто мне подскажет, что же такое багет?
Ребенок: Багет – это рамка, в которую вставляют холст, картина выглядит законченной.
Воспитатель: Какие вы у меня тонкие ценители искусства, вот и подошла к концу наша экскурсия по весеннему Петербургу. Мы с вами прокатились по городу в автобусе, узнали много интересного о достопримечательностях красивейшего города в мире. Посмотрели картины будущих художников и сами написали картины и нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Занимайте места и мы отправляемся в детский сад.
Воспитатель показывает узнаваемые детьми фотографии Калининского района.
Воспитатель: Как называется этот вокзал?
Дети: Финляндский.
Появляется картинка метро Политехническая.
Воспитатель: Как называется метро, которое мы проезжаем?
Дети: Политехническая.
Воспитатель: Посмотрите НИИ Кибернетики, а вы называете это башней. А сейчас, что мы проезжаем?
Дети: Родео Драйв.
Воспитатель: А что в нем находится?
Дети: Аквапарк.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Я благодарю вас за приятно проведенное время, и хочу на память подарить вам блокнотики с видами Санкт-Петербурга.
Детям вручаются блокноты с видами Санкт-Петербурга.
Воспитатель: Ребята, выходите из автобуса, и давайте пойдем в группу.