Логопедическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Синичкин день
Левченко Виктория Викторовна,
учитель-логопед МБДОУ ДС КВ №12
ст. Выселки Выселковского района
Основные задачи:
1. Развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам «Перелетные птицы» и «Зимующие птицы».
2. Развивать грамматический строй речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок.
3. Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений.
4. Развивать психические процессы: внимание, память и мышление.
5. Развивать координацию речи с движением.
Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, запись «Птичьи голоса», презентация «Зимующие птицы», кроссворд, стихи, загадки, скороговорки, наборное полотно, перья птиц.
Ход мероприятия
Логопед:
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.
1. Логопед:
- Ребята, а вы знаете, что несколько лет назад в России появился еще один необычный праздник – Синичкин день и отмечается он 12 ноября. Как раз сегодня. Вот и мы с вами давайте отпразднуем этот день.
В этот день жители разных населенных районов нашей страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей.
- А как иначе называют этих птиц? (Дети: зимующие птицы)
- Да верно. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»
- А вам известно, чем питаются синички, и какие у них лакомства?
(Дети: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса)
- А каким образом люди еще помогают зимующим птицам?
(Дети: люди делают и развешивают кормушки для них)
- В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.
Еще народные приметы гласят: если птицы целыми стайками появляются у дома, значит, вот-вот грянут морозы, если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.
- Почему синица называется синицей, вроде она не синяя?
Из-за крика «синь-синь» или «зинь-зинь», который издают большинство синиц.(Вот послушайте как кричит синичка: запись)
- Раз мы с вами отмечаем праздник Синичкин день, то будем провожать перелетных птиц и чествовать зимующих.
- А в чем отличие перелетных птиц от зимующих?(Ответы детей)
2. Дидактическая игра «Одинаковые, но разные»
Детям раздаются картинки перелетных и зимующих птиц.
Логопед предлагает детям разместить птиц на наборном полотне на 2 группы :
зимующих птиц - под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.
3.Дидактическая игра «Орнитологи»
- Вы знаете как называется профессия человека, который изучает птиц?(Орнитолог)
- Вот и мы с вами сегодня превратимся в орнитологов и будем изучать птиц.
Посмотрите ребята, что я нашла.
- Как вы думаете, что это? (Дети: Это перья птиц)
- Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем.
«Чьи перья?»
Перо грача — грачиное перо
Перо журавля — журавлиное
Перо ласточки — ласточкино
Перо гуся — гусиное
Перо утки — утиное
Перо лебедя - лебединое
4.Зимние гости (стихотворение читает логопед, показ слайда «У кормушки»)
Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц:
— Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц!
Снегири, за ними следом
К нам спешите под окно!
Мы накормим вас обедом —
Есть и просо и пшено.
Галку, черную как сажа,
Мы не будем прогонять.
Воробью-плутишке скажем:
— Только, чур, не воровать.
А сороки-стрекотушки
Знай, кричат:
— И мне! И я!
Собирайтесь у кормушки,
Все пернатые друзья!
(Ю.Никонова)
- Назовите, а какие же птицы были перечислены в этом стихотворении, кто запомнил? (Ответы детей)
- Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Дети называют)
5.«Отгадайте загадки о птицах» (показ слайдов последовательно)
Мы пойдем всей гурьбой
Стихотворною тропой.
Друг за другом нужно встать
И загадки отгадать.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут
(Снегирь)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Зернышки ворует. (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
6. Конкурс скороговорок:
Чтобы путь нам продолжать
Надо скороговорку быстро сказать
Хитрую сороку поймать морока.
А сорок сорок – сорок морок.
Проворонила ворона вороненка.
7.Пальчиковая гимнастика « Кормушка».
Логопед: Ребята, давайте посчитаем сколько и какие птицы прилетели к кормушке.
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть ворон и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек |
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
(Кулачок-ладошка попеременно) |
8. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (детям раздают картинки с изображениями птиц)
Воробей маленький, а ворона - … .
У синицы хвост короткий, а у сороки -…
Голубь тяжелый, а воробей - …
У дятла клюв длинный, а у снегиря -… .
У лебедя шея длинная, а у утки - …
9. Игра «Подбери слова» (демонстрационное панно с деревом и кормушкой)
- Ребята я буду вам показывать действия, которые выполняют птички, а вы их будете называть
Одни синички к кормушке (что делали?) ... (подлетали). Другие синички от кормушки (что делали?) ... (отлетали). Маленькая шустрая синица кормушку вокруг (что сделала?) ... (облетела). Желтогрудая синица в кормушку (что сделала?) ... (залетела). Синичка схватила кусочек сала и из кормушки (что сделала?)... (улетела).
10. Физминутка
«Снегири»
Вот на ветке, посмотри (Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам.)
В красных майках снегири (Руками показывают грудку.)
Распустили перышки, (Делают мелкие потряхивающие движения рук,
Греются на солнышке. опущенных вдоль тела.)
Головой вертят (Повороты головой влево-вправо два раза.)
Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивая руками.)
Кыш! Кыш! Улетели! (Разбегаются, продолжая взмахивать
За метелью! За метелью! руками, как крыльями.)
11. «Давай посчитаем птичек»
- К кормушке прилетели птицы, давай их посчитаем.
1 синица, 2 синицы, 5 синиц
1снегирь, 2 снегиря, 5 снегирей
1 воробей, 2 воробья, 5 воробьев
1 голубь, 2 голубя, 5 голубей
12. Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Птицы обрадовались корму и стали кричать.
- Ребята, вспомните, кто как кричит?
Воробей - чирикает.
Голубь – воркует.
Сорока – стрекочет.
Ворона – каркает.
13. Завершение развлечения
Ну, вот мы с вами и проводили в теплые края перелетных птиц, а у нас остались зимующие птицы. Еще раз перечислите перелетных птиц и зимующих. И в завершении я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Кроссворд «Зимующие птицы»
|
|
|
||||||||||||
|
1 |
|
|
|||||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
3 |
|
4 |
|
||||||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
||||||||
По горизонтали:
2) В серой шубке перьевой
И в морозы он – герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, но тоже птица.
5) Пусть я – птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Красным брюшком я сюда.
6) Розовое брюшко,
Хохолок на макушке.
7) Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу!
По вертикали:
1) Окраской – сероватая,
Повадкой – хитроватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона. Кто это?
3)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
4)Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я – враг,
А деревьям – друг.
Ответы: 1)ворона; 2)воробей; 3)синица; 4)дятел; 5)снегирь; 6) свиристель; 7)сорока.
За поляной будет лес,
Чтоб никто в нем не исчез –
Быстро в игры поиграйте
И смело путь свой продолжайте.
Игры «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше».
Воспитатель: С заданием справились, друзья,
Теперь нас ждет веселая игра.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(кормушка)