Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков речи у детей с ОНР

(из опыта работы)

Александрова Наталия Борисовна,
учитель-логопед первой квалификационной категории
школы №349 Санкт-Петербурга

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и закрепление звукопроизношения   с  использованием дидактических игр

Задачи:

  • Развивать словарный запас детей по всем лексическим темам
  • Познакомить детей со способами словообразования
  • Закрепить навыки по словоизменению всех частей речи
  • Автоматизировать поставленные звуки в словах и предложениях

Актуальность темы:

У детей 5-6 лет с ОНР возникают трудности в овладении лексическими средствами языка и грамматическим оформлением речи. Для преодоления трудностей в развитии речи мною разработаны специальные дидактические игры. Эти игры используются на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми. Целью дидактических игр является формирование грамматических категорий, развитие словарного запаса и автоматизация поставленных звуков речи в разных позициях. На логопедических занятиях отрабатываются функции словоизменения и словообразования в процессе игры, что позволяет вызвать интерес ребёнка к изучаемой теме и ускорить автоматизацию и дифференциацию звуков. Если ребёнок с трудом образует новые слова, это значит, что задерживается развитие словарного запаса.

Ошибки в речи детей с ОНР:

При образовании формы множественного числа возникают сложности в образовании существительных среднего рода.

Ухо – ухи, окно – окны, ведро – вёдры

Распространённые ошибки возникают при согласовании существительных с числительными.

1 окно – 5 окнов,1 дерево – 5 дерев

При образовании существительных с суффиксами многие дети допускают ошибки либо вовсе не образуют новые слова.

При образовании прилагательных от существительных притяжательные прилагательные дети могут образовать только по образцу  (лисья – волчья), а относительные прилагательные дети образуют с ошибками.

Сок из сливы – сливочный, сок из граната – гранатный

Довольно часто в речи детей встречаются замены или пропуски предлогов

На заборе сидит ворона. – В заборе сидит ворона.

Кошка играет с клубком. – Кошка играет клубок.

У детей с ЗПР функция словообразования менее сформирована, чем функция словоизменения. В экспрессивной речи отмечается опускание, отсутствие и смешение некоторых предлогов. Наблюдаются парафазии. Отсутствие глаголов или замена словом " идёт". Пассивный словарь больше активного.

Способы и приёмы работы:

Для того чтобы ребёнок мог употреблять все грамматические формы слова необходимо исправлять ошибки, подчёркивать голосом нужную часть слова, использовать многократные повторения, а также приводить аналогичные примеры слов.

Наряду с общепринятыми приёмами обучения можно использовать те приёмы, которые требуют самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

В логопедических играх развитие словоизменения и словообразования происходит на материале лексических тем совместно с автоматизацией и дифференциацией звуков.

Дидактические игры:

При изучении лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» отрабатываются грамматические категории числа существительных, предложно- падежные конструкции, образование прилагательных от существительных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Используются разнообразные игры, в которых ребёнок подбирает картинки по цвету, по аналогии, по звукам (игра «Разноцветные овощи», «Клубничка», «Вкусные истории», «Составь предложение»). Данные игры помогают автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в спонтанной речи.

Д.И. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОВОЩИ»

ЦЕЛИ:

  • активизация словаря по теме «Овощи»
  • согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже
  • автоматизация звука Л в словах и предложениях
  • закрепление оттенков основных цветов

ОПИСАНИЕ: детям предлагается подобрать овощ по цвету, затем назвать цифру, цвет и овощ.

 

При изучении лексических тем «Осень», «Деревья», «Грибы» отрабатываются грамматические конструкции существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление в речи простых предлогов, предложно-падежные конструкции. Используются игры, где ребёнок собирает или раскладывает картинки по звукам и составляет предложения с предлогом (игра «Корзинки», «Кленовое дерево», «Грибочки»). Эти игры способствуют закреплени поставленных звуков речи.

Д.И. «КЛЕНОВОЕ ДЕРЕВО»

ЦЕЛИ:

  • активизация словаря по теме «Осень. Деревья»
  • употребление в речи простых предлогов
  • автоматизация и дифференциация звуков Ш,Ч в словах

ОПИСАНИЕ: детям предлагается повесить листья со звуком Ш на одно дерево, а со звуком Ч на другое дерево.

 

При изучении лексических тем «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь» отрабатываются грамматические конструкции с предлогами, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными, образование относительных прилагательных. В работе используются игры, в которых ребёнок может подобрать сходную картинку к образцу, собрать картинку из нескольких частей, подобрать картинку к силуэту, подобрать картинку к схеме (игра «Тапочки», «Хозяюшка», «Чашка с блюдцем»,  «Лото. Одежда»,  «Кресло для собаки», «Настольная книга»). Игры направлены не только  на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков речи, а также развивают мелкую моторику, зрительное внимание и соотнесение картинки с символом.

Д.И. «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛИ:

  • активизация словаря по теме «Посуда»
  • употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
  • автоматизация звука Ч в словах

ОПИСАНИЕ: детям предлагается подобрать парную картинку, привязать карточки друг к другу и назвать слова.

 

При изучении лексических тем «Зима», «Новый год», «Игрушки» отрабатываются грамматические категории числа существительных, образование существительных множественного числа, образование форм дательного и винительного падежей существительных, образование суффиксов существительных.  ( игры «Бусы», «Ёлочки», «Кто кого видит», «Катины подарки»). В данных играх важной задачей является автоматизация и дифференциация звуков, а также развитие фонематических функций.

Д.И. «ПИРАМИДКА»

ЦЕЛИ:

  • активизация словаря по теме «Игрушки»
  • употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
  • автоматизация звуков Р, Л, Ш, С в словах

ОПИСАНИЕ: детям предлагается собрать пирамидку с картинками, в названии которых есть заданный звук и назвать слово «ласково».

 

При изучении лексических тем «Животные», «Птицы», «Рыбы» отрабатываются грамматические  категории множественного числа существительных, падежные формы существительных, употребление предлогов, согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже. Используются игры, в которых у детей формируется слоговая структура слов, мелкая моторика, зрительная память и фонематические функции. ( игры «Рыбки», «Аквариум», «Накорми животных», «Около пенька», «Снегири», «Найди зверя», «Найди пару»). Эти игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков речи.

 

Д.И. « НАЙДИ ЗВЕРЯ»

ЦЕЛИ:

  • активизация словаря по теме «Дикие животные»
  • образование прилагательных от существительных
  • автоматизация звука Р в словах и предложениях

ОПИСАНИЕ: детям предлагается разложить зверей в соответствии с буквой на карточке и подобрать слоговую схему.

 

При изучении лексических тем «Весна», «Насекомые», «Транспорт» отрабатываются грамматические конструкции с предлогами, согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже. Используются игры, в которых у детей развиваются фонематические функции и зрительное внимание. ( игры «Солнышко», «На полянке», «Цветочки и бабочки», «Жуки», «Семена», «Самолёты», «Светофор», «Сколько»). Данные игры помогают автоматизировать и дифференцировать звуки в самостоятельной речи ребёнка.

Д.И. « СОЛНЫШКО»

ЦЕЛИ:

  • активизация словаря по теме «Весна»
  • согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже
  • автоматизация и дифференциация звуков Ч, Ш, С, Л в словах

ОПИСАНИЕ: детям предлагается разложить лучики с заданным звуком и назвать число и картинки.

Изображения игр представлены в разделе фотографии

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»