Развитие лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков речи у детей с ОНР
(из опыта работы)
Александрова Наталия Борисовна,
учитель-логопед первой квалификационной категории
школы №349 Санкт-Петербурга
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и закрепление звукопроизношения с использованием дидактических игр
Задачи:
- Развивать словарный запас детей по всем лексическим темам
- Познакомить детей со способами словообразования
- Закрепить навыки по словоизменению всех частей речи
- Автоматизировать поставленные звуки в словах и предложениях
Актуальность темы:
У детей 5-6 лет с ОНР возникают трудности в овладении лексическими средствами языка и грамматическим оформлением речи. Для преодоления трудностей в развитии речи мною разработаны специальные дидактические игры. Эти игры используются на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми. Целью дидактических игр является формирование грамматических категорий, развитие словарного запаса и автоматизация поставленных звуков речи в разных позициях. На логопедических занятиях отрабатываются функции словоизменения и словообразования в процессе игры, что позволяет вызвать интерес ребёнка к изучаемой теме и ускорить автоматизацию и дифференциацию звуков. Если ребёнок с трудом образует новые слова, это значит, что задерживается развитие словарного запаса.
Ошибки в речи детей с ОНР:
При образовании формы множественного числа возникают сложности в образовании существительных среднего рода.
Ухо – ухи, окно – окны, ведро – вёдры
Распространённые ошибки возникают при согласовании существительных с числительными.
1 окно – 5 окнов,1 дерево – 5 дерев
При образовании существительных с суффиксами многие дети допускают ошибки либо вовсе не образуют новые слова.
При образовании прилагательных от существительных притяжательные прилагательные дети могут образовать только по образцу (лисья – волчья), а относительные прилагательные дети образуют с ошибками.
Сок из сливы – сливочный, сок из граната – гранатный
Довольно часто в речи детей встречаются замены или пропуски предлогов
На заборе сидит ворона. – В заборе сидит ворона.
Кошка играет с клубком. – Кошка играет клубок.
У детей с ЗПР функция словообразования менее сформирована, чем функция словоизменения. В экспрессивной речи отмечается опускание, отсутствие и смешение некоторых предлогов. Наблюдаются парафазии. Отсутствие глаголов или замена словом " идёт". Пассивный словарь больше активного.
Способы и приёмы работы:
Для того чтобы ребёнок мог употреблять все грамматические формы слова необходимо исправлять ошибки, подчёркивать голосом нужную часть слова, использовать многократные повторения, а также приводить аналогичные примеры слов.
Наряду с общепринятыми приёмами обучения можно использовать те приёмы, которые требуют самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.
В логопедических играх развитие словоизменения и словообразования происходит на материале лексических тем совместно с автоматизацией и дифференциацией звуков.
Дидактические игры:
При изучении лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» отрабатываются грамматические категории числа существительных, предложно- падежные конструкции, образование прилагательных от существительных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Используются разнообразные игры, в которых ребёнок подбирает картинки по цвету, по аналогии, по звукам (игра «Разноцветные овощи», «Клубничка», «Вкусные истории», «Составь предложение»). Данные игры помогают автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в спонтанной речи.
Д.И. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОВОЩИ»
ЦЕЛИ:
- активизация словаря по теме «Овощи»
- согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже
- автоматизация звука Л в словах и предложениях
- закрепление оттенков основных цветов
ОПИСАНИЕ: детям предлагается подобрать овощ по цвету, затем назвать цифру, цвет и овощ.
При изучении лексических тем «Осень», «Деревья», «Грибы» отрабатываются грамматические конструкции существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление в речи простых предлогов, предложно-падежные конструкции. Используются игры, где ребёнок собирает или раскладывает картинки по звукам и составляет предложения с предлогом (игра «Корзинки», «Кленовое дерево», «Грибочки»). Эти игры способствуют закреплени поставленных звуков речи.
Д.И. «КЛЕНОВОЕ ДЕРЕВО»
ЦЕЛИ:
- активизация словаря по теме «Осень. Деревья»
- употребление в речи простых предлогов
- автоматизация и дифференциация звуков Ш,Ч в словах
ОПИСАНИЕ: детям предлагается повесить листья со звуком Ш на одно дерево, а со звуком Ч на другое дерево.
При изучении лексических тем «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь» отрабатываются грамматические конструкции с предлогами, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными, образование относительных прилагательных. В работе используются игры, в которых ребёнок может подобрать сходную картинку к образцу, собрать картинку из нескольких частей, подобрать картинку к силуэту, подобрать картинку к схеме (игра «Тапочки», «Хозяюшка», «Чашка с блюдцем», «Лото. Одежда», «Кресло для собаки», «Настольная книга»). Игры направлены не только на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков речи, а также развивают мелкую моторику, зрительное внимание и соотнесение картинки с символом.
Д.И. «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛИ:
- активизация словаря по теме «Посуда»
- употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
- автоматизация звука Ч в словах
ОПИСАНИЕ: детям предлагается подобрать парную картинку, привязать карточки друг к другу и назвать слова.
При изучении лексических тем «Зима», «Новый год», «Игрушки» отрабатываются грамматические категории числа существительных, образование существительных множественного числа, образование форм дательного и винительного падежей существительных, образование суффиксов существительных. ( игры «Бусы», «Ёлочки», «Кто кого видит», «Катины подарки»). В данных играх важной задачей является автоматизация и дифференциация звуков, а также развитие фонематических функций.
Д.И. «ПИРАМИДКА»
ЦЕЛИ:
- активизация словаря по теме «Игрушки»
- употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
- автоматизация звуков Р, Л, Ш, С в словах
ОПИСАНИЕ: детям предлагается собрать пирамидку с картинками, в названии которых есть заданный звук и назвать слово «ласково».
При изучении лексических тем «Животные», «Птицы», «Рыбы» отрабатываются грамматические категории множественного числа существительных, падежные формы существительных, употребление предлогов, согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже. Используются игры, в которых у детей формируется слоговая структура слов, мелкая моторика, зрительная память и фонематические функции. ( игры «Рыбки», «Аквариум», «Накорми животных», «Около пенька», «Снегири», «Найди зверя», «Найди пару»). Эти игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков речи.
Д.И. « НАЙДИ ЗВЕРЯ»
ЦЕЛИ:
- активизация словаря по теме «Дикие животные»
- образование прилагательных от существительных
- автоматизация звука Р в словах и предложениях
ОПИСАНИЕ: детям предлагается разложить зверей в соответствии с буквой на карточке и подобрать слоговую схему.
При изучении лексических тем «Весна», «Насекомые», «Транспорт» отрабатываются грамматические конструкции с предлогами, согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже. Используются игры, в которых у детей развиваются фонематические функции и зрительное внимание. ( игры «Солнышко», «На полянке», «Цветочки и бабочки», «Жуки», «Семена», «Самолёты», «Светофор», «Сколько»). Данные игры помогают автоматизировать и дифференцировать звуки в самостоятельной речи ребёнка.
Д.И. « СОЛНЫШКО»
ЦЕЛИ:
- активизация словаря по теме «Весна»
- согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже
- автоматизация и дифференциация звуков Ч, Ш, С, Л в словах
ОПИСАНИЕ: детям предлагается разложить лучики с заданным звуком и назвать число и картинки.
Изображения игр представлены в разделе фотографии