Конспект НОД для средней группы
Золотая осень
Иванова Зинаида Кирилловна,
ГБДОУ детский сад №44
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Возрастная категория: Средний дошкольный возраст
Цель: Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования, закреплять
Умение пользоваться красками (гуашью), закреплять умение «печатать листьями (цветами)»
Задачи:
«Познание»
1. Развивать умение узнавать и называть времена года, выделять признаки «Золотой Осени» (солнышко стало мало греть, появилась желтая трава, на земле лежит «золотой ковер» из листьев, деревья стоят в «золотом убранстве»
2. Расширять знание детей о деревьях (лиственные и хвойные)
3. Закреплять навык счета. Продолжать учить детей сравнивать две группы предметов, узнавать соотношение «больше», «меньше», «поровну»
4. Способствовать развитию любознательности, мышления
«Коммуникация»
5. Совершенствовать диалогическую речь:
Учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя, отвечать на вопросы, называть картины «Пейзаж», «Портрет»
«Художественное творчество»
6. Развивать воображение, креативное мышление
7. Воспитывать эстетический вкус (красоту природы, гармоничное сочетание листьев, солнца, «золотистый ковер» из листьев под ногами.
«Социализация»
8. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
9. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы
Лист ватмана 60х40 с нарисованным фоном городского пейзажа, сухие листья,
цветы, гуашь, поролоновые тампоны, ватные палочки, фрагмент аудиозаписи «Времена года. Осень». П.И. Чайковского, салфетки, альбом с репродукциями работ детей из серии «Родники прекрасного»
Предварительная работа.
1.Рассматриваем иллюстрации, фотографии с изображением: «Портретов», «Пейзажа» - сравниваем чем отличаются.
2.Слушаем песню Гр. Гладкова «Песня о картинах»
3.Собираем листья, плетем веночки, делаем из листьев «розочки».
4.Делаем гербарии из разных листьев.
5.Беседа о лиственных и хвойных лесах - чем отличаются.
Формы организации НОД.
1.Сюрпризный момент.
2.Обсуждение.
3.Наблюдение.
4.Беседа.
5.Физминутка.
6.Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.
7.Прослушиваем аудиозапись.
8.Рисуем «Золотую Осень».
Проведение НОД.
Дети сидят на ковре вместе с воспитателем.
Вос-ль: Ребята, сейчас мы с вами послушаем музыку П.И. Чайковского,
а называется «Времена года. Осень».
Вос-ль: Ребята, вы такие молодцы так внимательно слушали. Ой, а кто к нам
Стучится?
Входит под музыку «Нейзнайка».
Вос-ль: Ребята, а кто к нам пришел? (Незнайка).
Здравствуй Незнайка, а что у тебя?
Незнайка: Я ребята принес вам картины, но они у меня все перепутались.
Давайте все вместе разберем их. Да, а какое время года, что-то я на
улице замерз? (Осень)
Вос-ль: Ребята, давайте разберем картины для этого делимся на две команды.
Первая с Незнайкой собирают «Портреты», а вторая вместе со мной
«Пейзаж». Молодцы!
Ребята я знаю стишок про осенний ветерок, давайте поучим вместе.
Упражнение «Ветерок».
- Ветер по лесу летел
- Ветер листики считал: (Дети бегают друг за другом)
- Вот дубовый, (по кругу)
- Вот кленовый,
- Вот рябиновый резной,
- Вот с березы - золотой,
- И последний лист, с осинки (Останавливаются и загибают - Ветер по лесу кружил, пальчики)
- Ветер с листьями дружил, (Кружатся на месте ) - Ветер бросил на тропинку
-К ночи ветер-ветерок
-Рядом с листьями прилег. (Ложатся на ковер )
Вос-ль: Отдохнули детки – листики, а теперь вместе с Незнайкой отгадайте к какому дереву относится этот листик?
Березовый - береза
Осиновый - осина
Рябиновый - рябина
Иголочки маленькие - ель
Иголочки большие - сосна
Вос-ль: Молодцы ребята и Незнайка, вы правильно ответили.
Вос-ль: Ребята, а теперь давайте Незнайке ответим еще раз, чем отличается
«Портрет» от «Пейзажа». ( Пейзаж – природа, деревья, кустарники, поля и т.д. ,
а «Портрет» - это мы, наши родители, друзья).
- Молодцы! Вы научили Незнайку различать картины. А теперь давайте
сядем за стол и приступим к рисованию.
Физминутка.
Встали, ручки подняли вверх – это веточки с листиками. Вдруг, ветер сильно подул веточки закачались( качаем ручками ).
Ветер, еще сильнее подул - листики упали на землю (дети опускаются на ковер ).
Вос-ль: Садимся за стол, еще раз вспомним какое время года? (Осень)
А чем отличается осень от лета? (Стали теплее одеваться).
А что происходит в природе? (Листья опадают, они желтые, красные.
Птицы улетают в теплые края. Идут дожди).
Вос-ль: Ребята, не правда, осенью очень красиво. Как добрый волшебник
раскрасил все кругом - золотой краской и получилась - Золотая Осень.
Вот и мы будем рисовать такую Золотую Осень - пейзаж. Учимся волшебному рисованию.
Листик с дерева намажу
Снизу желтенькой я краской.
Сверху я его приглажу –
Выйдет дерево, как в сказке.
Так деревья рисовать -
Ничего нет проще.
Я могу наштамповать
Небольшую рощу.
Вос-ль: Обратите ребята и Незнайка, что листики нужно намазывать снизу, там где выпуклые прожилки. Аккуратно приложить накрашенной
стороной на фон, возле нарисованной ветки. И, не сдвигая, осторожно придавить салфеткой. Поднять листик тоже нужно аккуратно, чтобы не размазать изображение. ( Дети выполняют ).
Теперь можно таким способом напечатать кустики ватными палочками нарисовать ягодки.
Незнайка давай положим все рисунки в один ряд - получится замечательный лес. Это «пейзаж», а картину назовем «Золотая Осень».
Воспитатель и Незнайка хвалит детей за их работу, за волшебную красоту осени.
Примечание: Во время работы звучит музыка Чайковского « Времена года. Осень».