Методическая разработка
Гуманизация личности ребенка в процессе занятий на уроках физического воспитания и во внеклассной работе, в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида)
Креминская Мария Михайловна,
ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья С(К)ОШ
(VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга
Физическое воспитание – это процесс, способствующий естественному физическому развитию, укреплению здоровья в интересах всестороннего и гармонического развития личности. Оно взаимодействует с трудовым, нравственным, эстетическим и правовым воспитанием.
Занятия физической культурой и спортом - одно из тех форм осознанной человеческой деятельности, в которой проявляется и совершенствуется физические способности и нравственные черты личности.
П.Ф.Лесгафт говорил: «Главной задачей средней школы будет умственное и физическое образование молодого человека и слагающаяся из этого, его нравственное развитие.
Задачами специальной (коррекционной) школы на уроках физического воспитания является:
1)укрепление здоровья и закаливание организма,
2)формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера.
3)развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости).
4)коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.
5)формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений.
6)воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями, творческое отношение к труду.
7)воспитание нравственных морально – волевых качеств: (навыков культурного поведения, высокую сознательность, коллективизм и дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, умение преодолевать трудности.)
8)специальной задачей является исправление дефектов в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют много особенностей поведения:
а) неуверенность в себе
б) замкнутость
в) озлобленность
г) боязнь выступлений на соревнованиях или даже перед своими сверстниками в классе
д) боязнь преодоление препятствий.
Физическая культура и спорт оказывают большое влияние на формирование нравственных норм и этических вкусов. Главной задачей учителей физического воспитания является во время помочь ребенку преодолеть эти недостатки.
Занятия физической культурой наших ребят, меняет их духовное, нравственное и физическое развитие. Как показывают наблюдения за нашими учащимися, при систематических занятиях у них меняется: осанка, походка, координация движений и ориентация в пространстве, а так же некоторые перечисленные черты характера и поведения.
Физическая культура и спорт способствуют преодолеть неуверенность в себе, замкнутость, боязнь выступлений на соревнованиях или даже перед своими сверстниками в классе, это особенно явно наблюдается, когда дети участвуют в соревнованиях в обществе своих сверстников.
Определяя характерные черты гуманного человека, надо отметить глубокую человечность, любовь к людям, внимательность к другим, способность оказать действенную помощь. Эти черты мы учителя физического воспитания и учителя сопровождающие команды на соревнования наблюдаем у наших учащихся. Многие дети с огромным желанием едут на соревнования, болеют, сопереживают и помогают друг другу.За прошлый учебный год сборные команды школы приняли участие в спартакиаде для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений и в соревнованиях Специального Олимпийского комитета. Это их дисциплинирует, сплачивает, укрепляет здоровье, развивает память. Они получают много ярких впечатлений.
Вместе с детьми на соревнования выезжают и родители, но не всегда это возможно. Соревнования проходят всегда на лучших площадках города легкая атлетика на зимнем стадионе им. В.И.Алексеева и на стадионе «Кировского завода», минифутбол во дворце спортивных игр «Зенит» и «Смена», лыжные гонки на Кавголовской лыжне, настольный теннис в Детской Юношеской спортивной школе Калининского района. Судят соревнования опытные и заслуженные судьи Санкт-Петербурга.
Соревнования начинаются торжественным, красочным открытием, награждение победителей проводится празднично и ярко. Открытие и награждение проводят лучшие спортсмены чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы, России и города. Известные спортсмены участвуют и в показательных выступлениях. Все это положительно влияет на нравственное и эстетическое развитие наших учащихся. Прививает любовь к красоте, желание быть такими же стройными, сильными, смелыми, ловкими, как знаменитые спортсмены.
В гуманистическом воспитании большую роль играет:
- общественное мнение,
- внутри коллективные традиции,
- взаимная ответственность и взаимопомощь.
Положительное общественное мнение формируется у наших детей на уроках физического воспитания,на тренировках, соревнованиях, а так же на классных часах.
Доброй традицией в нашей школе стали общешкольные линейки, посвященные окончанию различных соревнований, учебных четвертей. На этих линейках подводим итоги учебы, соревнований и проводим награждение победителей, участников соревнований и лучших учеников школы.
В нашей школе коллектив учителей физического
воспитания небольшой: 3 учителя, работаем мы дружно, осуществляем гуманный подход к каждому ученику и радуемся каждому даже самому маленькому успеху наших детей. Все учителя вместе решают главные задачи нашей школы:
-помощь в воспитании и укреплении здоровья наших учащихся,
-воспитание у наших детей морально-волевых и нравственных качеств,
- укрепление их характера,
- развитие физических способностей, а самое главное активизирование процесса социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель физической культуры-педагог дополнительного образования:
Креминская М.М.