Способ обучения - "Учимся играя"
Зуйкова Татьяна Петровна
Уроки СБО при социализации лиц с умственной отсталостью наиболее полно
решают следующие проблемы, которые считаются трудно разрешимыми:
" отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей;
" несформированность потребности в таком общении;
" неадекватная самооценка;
" гипертрофический эгоцентризм;
" склонность к социальному иждивенчеству.
С этими проблемами надо бороться, надо решать, необходимо искать в ребёнке резервные
возможности, что позволит учителю найти нужные направления в его работе. Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его внимание, забота стали силой формирующей характер ребёнка, его психическое состояние?
ў иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать детей своей тревогой;
ў строить свои отношения с детьми на успешности, верить в их силы и возможности;
ў чётко знать, что ребёнок не может вырасти без похвалы;
ў развивать самостоятельность у детей к их же благу (по возможности) сокращая постепенно свою помощь до минимума.
Что же помогает добиваться успешности своих учеников? Конечно это методы и инновационные формы работы, здоровье сберегающие технологии. А самое главное использовать интересный способ обучения - "Учимся играя". Почему именно играя? Да всё очень просто. Может ли ребёнок прожить без игры? Естественно нет, ведь игра - основная форма познания им жизни. В игре ребёнок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это и отражается в игре. Игра - зеркало душевных переживаний ребенка. Всё любопытное, что встречается ему в жизни, он воплощает в игре, создавая свой собственный мир, где реальная правда соединена с вымыслом. В условиях занимательной игры более успешно дети усваивают разнообразные знания, умения, навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребёнка. Игра формирует потребность оказать активное воздействие на окружающее, развивает моральные и волевые качества. Надо учить детей испытывать удовольствие от умственного напряжения, преодоления трудностей, которое несет решение игровой задачи. Но для этого дети должны захотеть включиться в её решение. Здесь и возникает необходимость в проведении дидактической игры. Именно игра и создаёт благоприятные условия для активизации познавательной деятельности. Но игра может стать средством развития только при взаимосвязи её с обучением. В условиях школы игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности, памяти, разнообразных движений, быстроты, ловкости. С помощью игры педагог решает психологические проблемы, возникающие в детском коллективе, снимает напряженность и тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях.
Структура игры помогает успешно обучать детей на уроках СБО:
ў 1.-задача:
ў 2.-игровое действие:
ў 3. -правило:
ў 4. -результат.
Все структурные компоненты игры взаимосвязаны между собой. Создание игровой ситуации может происходить с помощью "оживления" игрушки или с помощью наглядных действий. Все игры, которые использую на уроках, имеют главный методический принцип - повторяемость игрового действия с различным содержанием как необходимое условие развивающего эффекта. За многолетнюю практику работы могу сделать вывод, что главное условие успеха - это хорошее настроение играющих, их желание включиться в игру. Вот так можно добиться хорошего результата в решение учебной задачи.