Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Малые формы двигательной активности в режиме школьного дня для учащихся с нарушениями интеллекта

Павлова Надежда Ивановна

К малым формам двигательной активности относятся:

v  физкультурные минутки;

v  физкультурные паузы;

v  физкультурные мини-паузы;

v  динамические перемены.

Физкультминутки - это комплексы физических упражнений, направленные на восстановление работоспособности учащихся, улучшение их самочувствия, повышение внимания, предупреждение нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей. В комплексы, помимо физических упражнений, могут входить элементы массажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики, упражнения для глаз.

Комплексы физкультминуток состоят из 4-6 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут для здоровых детей, и 3-5 упражнений в течение 1-2 минут для детей с нарушениями интеллекта.

Физкультурные паузы - отличаются от физкультминуток длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений) для здоровых детей, и 5-8 минут (5-7 упражнений) для детей с нарушениями интеллекта. При проведении физкультурных пауз обеспечивается некоторое снижение умственного утомления, улучшается память и внимание учащихся. Для этого можно применять комплексы общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмическую гимнастику и ритмические танцы.

Физкультурные мини-паузы - самая короткая форма активного отдыха, которая выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Выполняя упражнение или специальный приём несколько раз в ограниченное время, можно эффективно снять заторможенное состояние с нервных центров коры головного мозга или напряжение с отдельных мышечных групп, усилить кровообращение. Мини-паузы у школьников повторяются постоянно: дети начинают вертеться, крутить головой, отвлекаться, что говорит о наступившем утомлении. В этих случаях целесообразно провести мини-паузу: 1 -2 упражнения типа потягивания, встряхивания руками, самомассажа рук, спины, дыхательных упражнений.

 

Организация занятий малых форм активного отдыха.

Физкультминутка.

Эта форма двигательной активности должна использоваться всеми учителями, особенно в младших классах. Время начала физкультминутки определяется самим учителем, т.е. при наступлении первых признаков утомления. Это наблюдается примерно на 15-20 минуте после начала урока. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности и т.д.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-2 минуты и

включает комплекс из 4-5 упражнений, повторяемых 3-4 раза.

При проведении физкультурных минуток возможны следующие ошибки:

-   выполнение упражнений с недостаточной амплитудой;

-   подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;

-   увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей).

Физкультурные паузы.

Со второй половины недели во время уроков рекомендуется проводить физкультурные паузы. Их необходимо выполнять и в группах продлённого дня во время подготовки домашних заданий. Каждые 30-40 минут статичной работы за партой нужно сделать перерыв на 10-15 минут. Ф.п. проводится на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении. Упражнения и подвижные игры должны иметь среднюю интенсивность и не вызывать чрезмерного возбуждения детей.

Все формы активного отдыха не должны мешать проведению урока. Разучивание комплексов упражнений лучше проводить после уроков или на классном часе. Выполнение одного комплекса упражнений осуществляется на протяжении 10 дней или двух недель, после чего вводится новый комплекс упражнений.

Значение физкультминуток, физкультпауз и мини-пауз для детей с нарушениями интеллекта в течение учебного дня трудно переоценить. Находясь в сидячем положении, у ребят быстрее, чем у здоровых детей, наступают застойные явления в организме, появляются первые признаки утомления, дискомфортные явления. Чтобы помочь детям на протяжении всего учебного времени преодолеть возникающие трудности, необходимо введение в структуру урока и режим учебного дня малых форм активного отдыха.

 

1.1.Значимость проведения малых форм двигательной активности для учащихся с нарушениями интеллекта.

«Всё бесконечное разнообразие

внешних проявлений

мозговой деятельности

сводится окончательно

к одному лишь явлению –

мышечному движению».

И.М. Сеченов

Большую значимость в жизни детей, имеет движение.

Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребёнка. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития, что характерно для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии.

Движения – необходимая составная часть любого вида деятельности ребёнка и его естественная биологическая потребность. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребёнка. Это особенно актуально при поступлении ребёнка в школу, так как учебная работа – это труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряжённого со значительными зрительными нагрузками.

Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся в детском организме процессах роста и развития, которые обусловливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе и на учебную деятельность.

Двигательная нагрузка – управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма.

Вот почему, чтобы избежать негативных явлений в развитии молодого растущего организма и облегчить детям учебную деятельность, необходимо научить их чередовать умственное напряжение с физической работой, т.е. активному отдыху во время занятий в школе и при выполнении домашних заданий.

 

1.2. Классификация упражнений по направленности и воздействию на организм.

 

Все упражнения малых форм двигательной активности можно классифицировать по направленности и воздействию на организм человека.

Упражнения общего воздействия способствуют активизации нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребёнка. Предотвращают застойные явления в ногах, брюшной полости, области малого таза и грудной клетки. Преимущественно состоят из разнообразных динамических упражнений, выполняемых по большой амплитуде.

Упражнения при утомлении плечевого пояса, шеи, рук способствуют снижению напряжения, улучшению кровообращения, уменьшению чувства усталости и болевых ощущений этих групп мышц. Комплексы состоят в основном из элементов самомассажа, динамических упражнений для мышц спины, шеи, рук, которые сочетаются с упражнениями на расслабление мышц.

Упражнения на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук применяются в тех случаях, когда на эти мелкие мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера. В комплексах используются упражнения на расслабление, растягивание, самомассаж мышц и связок пальцев, ладонной и тыльной стороны кисти и лучезапястного сустава.

Гимнастика при утомлении глаз – офтальмотренажспособствует расслаблению глазодвигательных мышц и мышц, воздействующих на хрусталик, снижает их напряжение, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости, что создаёт благоприятные условия для функционирования органа зрения, предупреждает его переутомление. Комплексы упражнений могут включать повороты, круговые движения глазного яблока в различных направлениях, упражнения для век, элементы самомассажа, прогревание глаз ладонями.

Упражнения на повышение возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера применяются при монотонной работе на уроке, а также при разучивании нового материала, требующего усидчивости и внимания. В комплексах используются упражнения динамического характера с определённой физической нагрузкой на различные группы мышц, самомассаж ударного характера. Такие упражнения выполняются в быстром темпе, что способствует притоку крови к коре головного мозга и другим органам ребёнка.

Упражнения на активизацию внимания переключают с одной деятельности на другую и могут быть подготовительным этапом для изучения нового материала. В комплексы могут входить упражнения на координацию движений, чувство ритма, темпа.

Упражнения на формирование правильной осанки направлены на укрепление мышц туловища, выпрямления и разгрузки позвоночника. В комплексы входят упражнения типа потягивания, прогибания и выгибания спины, наклоны и повороты туловища, упражнения статического характера на сохранение правильной осанки.

Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц применяются при напряжённой умственной и физической работе на уроке или в конце учебного дня. В комплексы входят упражнения на потряхивание, раскачивание различных звеньев тела, посегментное расслабление рук, позвоночника с последующим его выпрямлением. Дыхательные упражнения выполняются в обычно принятой форме, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.

Форма двигательной

активности

Задачи

Условия

проведения

Ошибки

при

проведении

1.Физкультур

ная

минутка

Снять наступающее утомление, психическое и статическое напряжение, восстановить работоспособность учащихся, повысить эффективность урока.

Проводится в течение 2-3 минут. Комплекс включает 4-6 упражнений

с обязательным повторением 4-6 раз.

Комплексы упражнений могут выполняться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем.

Являются обязательными для всех классов начальной школы.

- Подбор упражнений без учёта вида деятельности;

- увеличение или уменьшение продолжитель-

ности упражне-

ний;

- выполнение движений с не-

достаточной ам-плитудой.

2.Физкультурная

пауза

Снять умственное утомление, статическое напряжение, улучшить память, повысить внимание занимающихся.

Проводится в основном при подготовке домашних заданий в группах продлённого дня. Продолжительность составляет 6-10 минут Комплекс включает 6-8 упражнений с обязательным повторением 4-6 раз.

- Увеличение или уменьшение продолжитель-

ности упражне-

ний;

- выполнение движений с не-

достаточной ам-плитудой.

3.Физкультурная

мини-пауза

Снять заторможенное состояние с нервных центров коры головного мозга, напряжение с отдельных мышечных групп, усилить крово-

обращение у занимающихся.

Проводится в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Комплекс состоит из 1-2 упражнений типа потягиваний, встряхивающих движений руками и ногами, наклонов туловища в стороны, элементов самомассажа рук, головы, дыхательных упражнений. Упражнения выполняются сидя и повторяются  2-3 раза.

- Увеличение продолжитель-

ности упражне-

ний.

4.Динамичес-

кая

перемена

Поддержать работоспособность, снять статическое напряжение, умственное и физическое утомление учащихся.

Желательно проведение на свежем воздухе в течение 25-30 минут. Содержание: подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы, элементы спортивных игр, самостоятельные игры детей по интересам. Окончание перемены за 5 минут до звонка на урок.

- Отсутствие индивидуальных заданий;

- отсутствие дифференциро-

ванного подхода к мальчикам и дево-

чек.

1.3. Организация и проведение занятий малых форм двигательной активности.

 

Выводы.

Исходя из всего выше изложенного о малых формах двигательной активности для учащихся с нарушениями интеллекта, можно сделать следующие выводы:

  1. Физкультурные двигательные минутки проводятся по единому    расписанию в режиме учебного дня школы.
  2. В проведении малых форм двигательной активности участвуют все учащиеся, независимо от формы и степени тяжести заболевания.
  3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся  получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной  учебной деятельности.

Например: игровое упражнение «Зайка, зайка поиграй!»

4. Постоянство в проведении игровых двигательных перемен         вырабатывает у занимающихся потребность и привычку к двигательной активности, способствует формированию культуры  движения.

Например: учащиеся с удовольствием повторяют движения за  учителем, стараясь выполнить упражнение правильно, красиво.

  1. Физкультурные минутки, двигательные перемены способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
  2. Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды и специальное спортивное оборудование.

Например: физкультминутки выполняются под музыку или со

школьными  принадлежностями (линейка, учебник, резинка, счётные

палочки и т.д.)

  1. Комплексы физических упражнений можно сочетать с несложными интеллектуальными заданиями, что позволит развивать как умственную сферу детей, так и двигательную активность. Например: присесть столько раз, сколько пальчиков у нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1)                 Голомидова С.Е. Физкультурные минутки в начальной школе./ -Волгоград: ИТД «Корифей».- 96 с.

2)                 Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.

1-5 классы. М,: ВАКО, 2004. 152 с. – (Мастерская учителя).

3)                 Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 48 с. – (Методика).

4)                 Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 64 с. (Вместе с детьми).

5)                 Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Мастерская учителя).

6)                 Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интелекта: Учебное пособие – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.

7)                 Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. – СПб.:КАРО, 2006. – 144 с.

8)                 Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 128 с.

9)                 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 127 с.

10)             Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки: Материал

для проведения физкультурных пауз. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. –  96 с.

11) Хайке Баум  Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Изд. 2-е/Пер. с нем. О.Ю. Поповой. – М.: Теревинф, 2006. – (Игровая педагогика). – 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Комплексы упражнений двигательной активности

для проведения на уроках, переменах.

 

Форма

д.а.

Направлен-

ность и

возраст учащихся

На каких уроках

рекомендовано применять

Содержание

Двигательные

действия

Физкульт-

минутка

 

Упражнения

общего воздействия для учащихся начальных классов

Гуманитарные и точные науки

«Физкультминутке каждый рад»

Встанем дружно из-за парт

Физкультминутке каждый рад.

Руки надо нам встряхнуть -

Пальцы смогут отдохнуть.

 

Чтобы вырасти скорей,

Потянулись посильней,

 

Наклонились столько раз,

Сколько хлопну я сейчас.

 

А теперь попрыгать надо,

Все ребята очень рады.

 

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим.

 

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

И.П. – стоя у парты

(и.п. – исходное положение)

Поднять руки вверх, потряхивая кистями.

 

Расслабленно опустить

руки вниз.

 

Поднять руки вверх –

потянуться.

 

Наклоны туловища вправо-влево.

 

Прыжки на месте на двух

ногах.

 

Ходьба на месте, руки  за спиной.

 

Руки в стороны – вдох,

расслабленно опустить руки вниз – выдох.

Физкуль-

минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения

общего воздействия для учащихся начальных и средних классов

Русский, иностранный языки, математика

 

«Сороки – белобоки»

Две сороки – белобоки

Дружно делали уроки.

 

Мы писали и считали,

 

 

И поэтому устали.

 

Встали по порядку,

 

Сделали зарядку.

 

Крылья расправляли,
по комнате летали.

 

Приседали столько раз,

Сколько пальчиков у нас.

 

Головою повертели,

 

И за парту снова сели.

И.П. – сидя за партой

Два хлопка перед собой

Два хлопка о колени.

Повторить 2 раза.

Сгибание и разгибание пальцев в кулак.

Повторить 2 раза.

Потряхивание кистями.

 

Встать из-за парт (кто может)

Поднять руки вверх – потянуться, руки вниз.

Повороты туловища направо - налево, руки в стороны.

Приседания – 5 раз, (подъём согнутых ног)

руки вперёд.

Повороты головы направо – налево.

Сесть за парту.

Физкуль-

минутка

Упражнения

общего воздействия для учащихся средних и старших классов

География, биология, химия, физика

«На зарядке, на заре»

 

На зарядке, на заре,

На Двине и на Днепре

Миллионы как один

Утро начинаем,

 

От Кавказа до Хибин

Плечи распрямляем.

 

Вдох и выдох,

Вдох и выдох.

До морей, до ледовитых

Ты лети, дыханье

Наше великанье.

Подниманием руки –

Вырос лес упругий,

Неоглядный вырос лес,

Миллионнорукий.

 

Кровь отлично разогрета,

А теперь держись, планета.

 

Скок-поскок, скок поскок,

Раз, два, три, четыре,

Скачет пол и потолок

У меня в квартире.

А в окне – то посмотри,

Скачут липы, фонари,

Скачет мостовая,

Люди и трамваи.

 

В заключенье бег на месте,

Эй,повертим Землю вместе

Оттолкни её ногой,

 

Подтолкни её другой –

Торопи планету

На восток к рассвету.

 

(С. Погореловский)

 

И.П. – стоя или сидя за партой

Ходьба на месте.

 

Руки за голову, потянуться – повторить 2 раза.

Руки в стороны, прогнуться.

 

Руки на пояс. Вдох носом, выдох ртом.

Руки на пояс. Вдох носом, выдох ртом.

 

Поднять руки вверх.

 

Наклоны туловища вправо – влево, руки вверх. Повторить 2раза.

Приседания  - 2раза, руки на пояс.

 

Прыжки на месте на одной и на другой ноге.

 

 

Прыжки на месте на двух ногах.

Прыжки ноги врозь – ноги вместе.

 

Бег на месте (имитация бега для того, кто сидит).

 

Ходьба на месте, дыхательные упражнения.

Физкуль-

турная

мини-пауза

Упражнения при утомлении плечевого пояса, шеи, рук

На уроках любого цикла с большим количеством письменных заданий для учащихся начальных и средних классов

 

 

«Птички»

 

Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

И.П. – сидя или стоя у парты

Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями, часто моргают веками глаз, выполняют повороты головы направо – налево.

Физкуль-

минутка

Упражнения при утомлении плечевого пояса, шеи, рук

Музыка, ИЗО, лепка (гончарное дело), трудовое обучение для учащихся начальных и средних классов

«Матрёшки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки.

 

На ногах сапожки,

Топают матрёшки.

 

 

Влево, вправо наклонись,

 

Всем знакомым поклонись.

 

 

Девчонки озорные,

 

Матрёшки расписные.

 

 

В сарафанах ваших пёстрых

Вы похожи, словно сёстры.

 

Ладушки, ладушки,

Весёлые матрёшки.

И.П. – сидя за партой

Хлопок в ладоши перед собой, хлопок по парте.

Повторить 2 раза.

Правую ногу вперёд на пятку, левую ногу вперёд на пятку, руки на пояс, затем в И.П.

Наклоны туловища влево – вправо.

Наклон головы вперёд с поворотом туловища вправо – влево.

Наклон головы влево, вправо.

Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула.

Повороты туловища направо – налево, руки к плечам. Повторить 2р

 

Хлопок в ладоши перед собой, хлопок по парте.

Повторить 2 раза.

Физкуль-

минутка

Упражнения на восстанов-

ление работо-

способности

кистей и пальцев рук

На всех уроках для учащихся начальных классов

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем разгибать.

 

В парке есть глубокий пруд. Караси в пруду живут. Чтобы стаю нам догнать,

Надо хвостиком махать

И.П. – сидя за партой

Вытянуть руки вперёд, сильно сжимать пальцы в кулаки.

Расслабить и разжать пальцы – 2-3 раза.

Вытянуть руки вперёд и качать запястьями вправо-влево, вверх-вниз вместе и поочерёдно.

Физкуль-

минутка

Упражнения на восстанов-

ление работо-

способности

кистей и пальцев рук

На уроках гуманитарного цикла для учащихся средних и старших классов

«Ветер»

Осторожно ветер

За калитку вышел,

 

Постучал в окошко,

 

Пробежал по крыше,

 

Покачал тихонько

Ветками черёмух

 

Пожурил за что-то

 

Воробьёв знакомых

И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью.

(С. Есенин)

И.П. – сидя за партой

Поднять руки вверх.

Махи руками вправо – влево.

Постучать кулачками по парте.

Перебирать пальцами по парте.

Поднять руки вверх.

Махи руками вправо – влево.

Постучать кулачками по парте.

Перебирать пальцами по парте.

Поднять руки в стороны.

Махи руками и кистями.

Физкуль-

минутка –

гимнастика для глаз – офтальмо-

тренаж

Упражнения при утомлении глаз

На всех уроках при напряжённых зрительных нагрузках для учащихся начальных классов

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

 

Ах, как солнце высоко.

 

Мы глаза сейчас закроем,

 

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём,

 

А потом скатимся вниз.

Жмурься сильно, но держись.

И.П. – сидя за партой

 

Поморгать глазами.

 

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх.

 

Закрыть глаза ладонями.

Посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх – влево.

 

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.

Физкуль-

минутка –

гимнастика для глаз – офтальмо-

тренаж

Упражнения при утомлении глаз

На всех уроках

при напряжённых зрительных нагрузках для учащихся средних и старших классов

«Филин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Метёлки»

Вы, метёлки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите.

 

 

 

«Далеко – близко»

 

И.П. – сидя за партой

Закрыть глаза и держать закрытыми на счёт 1-4.

Широко открыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счёт 1-6.

Повторить упражнение 3-4 раза.

 

И.П. – сидя за партой

Выполнить частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.

Повторить упражнение 3-4 раза.

И.П. – сидя за партой

Учащиеся смотрят в окно. Учитель называет вначале удалённый предмет, а через 2-3 секунды предмет, расположенный близко.

Учащиеся стараются быстро отыскать предметы, которые называет учитель.

Физкуль-

турная

мини-пауза

Упражнения при утомлении глаз

На всех уроках при напряжённых зрительных нагрузках для учащихся начальных и средних классов

«Часовщик»

Часовщик прищурил глаз,

Чинит часики для нас.

(С. Маршак)

«Ёлка»

Ёлка плакала сначала

От домашнего тепла,

Утром плакать перестала,

Задышала. Ожила.

(С. Маршак)

И.П. – сидя за партой

Закрыть один глаз.

Закрыть другой глаз.

Открыть глаза.

И.П. – сидя за партой

Потереть глаза.

 

Поморгать глазами.

Глубокий вдох через нос, выдох через рот.

 

 

Физкуль-

минутка

 

 

Упражнения для активизации нервной системы

 

 

На всех уроках для учащихся начальных классов

 

 

«Речка»

 

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Никому нас не догнать.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

 

 

И.П. – сидя за партой

или стоя

Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.

 

Бег на месте, руки согнуты в локтях.

Выполнять имитационные движения, как при различных способах плавания.

 

Дыхательные упражнения.

Физкуль-

минутка

Упражнения для активизации нервной системы

На всех уроках для учащихся средних и старших классов

«Дождик»

 

Дождик, лей веселей,

Тёплых капель не жалей

 

Для лесов, для полей

Для детей и для зверей,

 

И для мам,

 

И для пап,

 

Кап-кап!

Кап-кап!

 

 

Будет, будет лето

В радугу одето,

Жаркое солнце

Яркого цвета

Яркого, красивого,

Жёлтого и синего,

Зелёного и красного

И любого, разного.

(П. Синявский)

И.П. – сидя за партой

или стоя

Хлопки по левой руке правой рукой вверх до плеча и вниз до кисти.

Повторить хлопки по правой руке левой рукой.

Хлопки правой рукой по левому плечу.

Хлопки левой рукой по правому плечу.

Поднять руки вверх и опустить вниз со встря-

хивающими движения-

ми кистью руки.

Хлопки ладонями по правой ноге вниз до стопы и вверх до бедра.

Хлопки ладонями по левой ноге вниз до стопы и вверх до бедра.

Встряхивающие движения кистями рук.

Физкуль-

турная

мини-пауза

Упражнения для активизации нервной системы

На всех уроках для учащихся начальных классов

«Самомассаж постукиванием»

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(Е. Благина)

И.П. – сидя за партой

 

Кончиками пальцев ударять по груди, спине

Левой рукой по правой руке и наоборот; двумя руками по левой и правой ноге.

Физкуль-

турная

мини-пауза

Упражнения для активизации нервной системы

На всех уроках для учащихся средних и старших классов

«Бревно осилим»

Мы теперь бревно осилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз, два! Раз, два!

Будут на зиму дрова.

И.П. – сидя за партой

Изображать пилку дров одной рукой вперёд, другой рукой назад.

Физкуль-

минутка

Упражнения на формирование правильной осанки

На всех уроках для учащихся начальных классов

«Ехали»

 

 

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,
До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт.

Самолёт летит,

В нём мотор гудит: «У-у!»

И.П. – сидя за партой, спина прижата к спинке стула.

С помощью рук дети изображают транспорт, на котором едут и произносят звуки этого транспорта.

 

Физкуль-

турная

мини-пауза

Упражнения на формирование правильной осанки

На всех уроках для учащихся средних и старших классов

«Руки в стороны и вниз»

Руки в стороны и вверх,

И потянемся теперь.

 

Чтобы спинка не болела,

Мы наклоны будем делать.

 

Наклонились, раз и два,

И за парты нам пора.

И.П. – сидя за партой

Поднять руки вверх, потянуться.

 

Наклоны туловища вправо – влево, руки за

голову.

Наклон туловища вперёд, руки вперёд-2р.

Физкуль-

турная

мини-пауза

Дыхательные упражения

На всех уроках для учащихся младших, средних и старших классов.

«Музыкальный алфавит»

А, б, в, г, д, е, ё;

Ж, з, и, й, к;

Л, м, н, о, п, р, с;

Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ;

Мягкий знак и твёрдый знак, э, ю, я!

Наизусть весь алфавит знаю я!

 

И.П. – сидя за партой

Упражнение выполняется 2 раза:

1 – дыхание переводить после каждой строчки;

2 – дыхание переводить через строчку.

Можно выполнять задание под музыку.

Физкуль-турные паузы на переменах

Упражнения

общего воздействия

Для учащихся начальных классов

Комплекс упражнений

1. «Зайка»

Скачет зайчик на опушке,

Он живой, а не игрушка.

 

 

Дайте зайке лист капустный,

 

Самый лакомый и вкусный

 

 

Зайчик будет вновь скакать

 

 

Малых деток догонять.

Ну а кто не убежит,

Сам за зайкой побежит.

 

2. «Медвежонок»

Медвежонок косолапый

Ходит вперевалку,

От его когтистых лап

Ульи все вповалку.

Медвежонку снится сон

Сладкий и душистый,

Чёрный нос свой видит он

Липким, золотистым.

3. «Веточка»

Веточка пушистая,

Пышный куст сирени,

 

До чего душистая,

Что ломать не смеем.

 

Веточка нарядная

На ветру качалась,

Песенка весёлая

Пелась, не кончалась.

4. «Качели»

Качаются качели

То вверх, то вниз опять,

До неба долетели –

Попробуй их догнать!

 

И.П. – сидя или стоя

 

Прыжки на месте на двух ногах, руки согнуты перед собой, как лапки зайчика.

Полу присед, правая рука вперёд, левая на пояс.

Полу присед, левая рука вперёд, правая рука на пояс.

Прыжки на месте на двух ногах, руки как ушки зайчика.

Бег на месте.

Ходьба на месте, дыхательные упражнения.

И.П. – сидя или стоя

Ходьба на месте на внешнем своде стопы, покачиваясь из стороны

в сторону.

Полуприсед, руки сложить, как во сне под подушку вправо, затем влево.

И.П. – сидя или стоя

Медленно поднять и  опустить правую руку вверх  - 2 раза

Медленно поднять и опустить левую руку вверх – 2 раза

Покачивания на месте вправо – влево, руки вверх – веточка качается на ветру.

И.П. – сидя или стоя

Пружинистые приседания с энергичной работой рук вперёд – назад, в стороны – обхватив себя.

Физкуль-турные паузы  в группах продлённо-

го дня

Упражнения

общего воздействия

Для учащихся средних и старших классов

1.Настольные игры:

- футбол;

- хоккей;

- бильярд;

- лото;

- шашки;

- адаптированный теннис.

2.Спортивные игры:

- настольный теннис;

- бадминтон;

- баскетбол;

- волейбол;

- футбол;

- бочче.

3.Упражнения на тренажёрах.

Учащиеся по желанию выбирают тот вид двигательной активности, которым ему хочется заниматься.

Физкуль-турные паузы на переменах

Игры на знакомство, развитие сенсорной сферы, скорости и внимания.

Для учащихся всех классов

«Я приветствую тебя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сколько рук?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ладушки»

«Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре!

Мыши дёрнули за гири!

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон».

Дети встают в круг. Водящий выходит на середину и, обращаясь к кому-то, говорит:»Я приветствую тебя…» (например, поклоном). При этом он делает приветственный жест, предназначенный этому ребёнку. Затем дети меняются местами.

Учащиеся под музыку передвигаются по залу свободно. При остановке музыки ведущая называет имя ребёнка, который останавливается и закрывает глаза. Остальные игроки окружают водящего и одновременно кладут руки на его плечи, живот, спину и ноги. Дети замирают, а водящий старается угадать количество рук, приложенных  к нему.

 

Дети в парах стоят напротив друг друга и вместе рассказывают стишок. В ритме стиха они хлопают в ладоши и играют в «ладушки», то одной рукой, то двумя.

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»