Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Комплексный подход в работе с детьми с множественными нарушениями в условиях отделения социальной реабилитации

 

Золотарёва Марина Васильевна,
педагог-психолог, 1 кв. категория, СПб ГБУ ЦСРИ
Выборгского района Санкт-Петербурга,

Попова Наталья Михайловна,
учитель-дефектолог высшей кв. категории,
СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

"Мы должны стремиться не корректировать дефект,
а работать с ребенком, который имеет дефект.
Изучать ребенка, воспитывать и обучать".
В. Селивёрстов,зав.кафедрой
дошкольной педагогики

Московского Педагогического Государственного универститета.
 

За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих множественные нарушения развития, зачастую – в самых разнообразных сочетаниях. Кроме того,  сегодняшний день характеризуется практически полным отсутствием соответствующих работ по данной теме. Лишь в периодической печати (в первую очередь, журнале “Дефектология”) имеются публикации.

Тема комплексного подхода является достаточно новой для России. Многие годы дети с множественными нарушениями считались «неперспективными», как среди докторов, так и среди педагогов. Поэтому такие дети в лучшем случае получали только необходимое медицинское лечение, ни о каких других видах  помощи речи не велось. Многие из них находились и до сих пор находятся в закрытых учреждениях, где получают минимальный уход.

Однако оказание своевременной психолого – педагогической помощи детям с множественными нарушениями (на всех возрастных этапах развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

Особую значимость приобретает принцип индивидуализации коррекционной работы и установления акцента на сочетании обучения и развития  жизненной компетентности таких детей. Становится понятно, что помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития  требует целостного комплексного подхода, учитывающего системный характер нарушений.

 При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовыми осуществлять действенную помощь таким детям. Это обусловлено несколькими факторами:

1) Существующие программные и методические разработки для этой группы детей в целом носят рекомендательный характер и нормативно не утверждены.

2)  Категория детей с множественными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.

3)Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов. При этом сложно скоординировать взаимодействие специалистов разных ведомств.

4)Недостаточно разработана система ранней помощи таким детям, а это обусловливает устойчивость и фиксированность нарушений, появление множества вторичных отклонений.

5)Тенденция к появлению новых вариаций сложных нарушений определяет проблемы диагностики и планирования коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей ребенка.

На современном этапе необходимо искать новые подходы в системе коррекционно-развивающей работы  в условиях реабилитации.

Одним  из которых является комплексный подход, это одна из важнейших предпосылок успешности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка с множественными нарушениями развития. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и профессионализма педагога-психолога, учителя-дефектолога, логопеда. Универсальность знаний коррекционных педагогов определило пути разработки основных практических вопросов и  построение специальных педагогических приемов.

 Социально-реабилитационное отделение  на данный момент времени посещает 30% детей с множественными нарушениями в развитии.

Дети данной категории  имеют серьезные нарушения в  развитии познавательной, эмоционально-волевой сфер, личностных качеств,а также расстройства аутистического спектра, у которого присутствует дисфория, разные формы агрессии и другие проявления деструктивного поведения.  У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Детей  с особенностями в развитии затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей. У этой категории детей  прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязаний детей данной категории чаще всего неадекватны.

Особое внимание специалисты  нашего отделения уделяют индивидуальной работе сдетьми, которые ввиду особенностей развития не готовы к работе в группе и поставленные  задачи могут быть решены только в ходе комплексной индивидуальной работы.

Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, а самое главное на социализацию такого ребенка в обществе, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к жизни.

Как правило, дети данной категории  могут выполнять действия только при совместном выполнении с педагогами. Когда ведущей является рука педагога, а рука ребенка вложена  в руках взрослого, когда нужны дополнительные стимуляции в ходе практической деятельности, как познавательной сферы, так и поведенческих реакций. Такие дети быстро переутомляются, многие не выдерживают установленных рамок коррекционно-развивающего занятия. Из-за чего они начинают нервничать, проявлять признаки самоагрессии и агрессии. Одному  педагогу не под силу одновременно обеспечить коррекцию и развитие всех психических функций и контроль поведенческих реакций ребенка, а вот совместные занятия как нельзя лучше способствуют  эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Основными условиями организации комплексных индивидуальных занятий учителя-дефектолога и педагога-психолога на нашем отделении являются:

- создание специальной развивающей среды, подбор  оборудования и игрушек (они должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность).

- подбор методических материалов, обеспечивающих задачи диагностики и реализации основных направлений работы . Сюда должны входить программы, перспективные планы, учебно-методические пособия, нормативные документы, методики, рабочая и отчетная документация.

Таким образом, направления работы  учителя-дефектолога и педагога-психолога часто дополняют друг друга, помогая составить более полную картину нарушений и организовать комплексный подход .

Основными составляющими организации комплексных коррекционно-развивающих занятий являются три этапа:

Первый этап – диагностический. Основной целью является реализация комплексного подхода к изучению личности ребёнка со сложным нарушением развития, в  который  вовлечены различные специалисты: врачи, учителя-дефектологи, педагоги- психологи, а также семья. Главная задача состоит в определении индивидуально-психологических особенностей  уровня развития и потенциальных возможностей.

Второй этап – коррекционно-диагностический.Задачей данного этапа является изучение особенностей развития детей с множественными нарушениями и определение программы коррекционно-развивающей работы. Основная деятельность учителя-дефектолога и педагога-психолога в рамках данного этапа  заключается в одновременном проведении коррекционных занятий и осуществлении контроля за динамикой психического развития ребенка во всех сферах деятельности.

Границы второго этапа трудно определить, поскольку он служит промежуточным. С одной стороны, диагностическим, так как первичное обследование, по нашему мнению, еще не завершено и нет точных показаний для принятия окончательного решения в определении оптимального коррекционно-развивающего маршрута. С другой стороны, этот этап уже является коррекционно-развивающим, т.к. ребёнок «погружается» в процесс воспитания и развития.

Третий этап – коррекционно-развивающий.Представляет собой специально организованный, целенаправленный, коррекционный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется комплексное взаимодействие учителя-дефектолога, педагога-психолога, родителей и детей, где реализуются индивидуально-коррекционные программы. Содержание коррекционно-развивающей работы разработано с учетом закономерностей развития  и  психическими особенностями  детей с множественными нарушениями. 

Основными задачами психокоррекционной работы являются: формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных функций (пространственных и временных представлений, конструктивного праксиса, зрительного гнозиса, слухового и тактильного восприятия); развитие внимания, памяти, мыслительных процессов и моторных функций; обучение способам регуляции эмоционально-волевой сферы у детей с множественными нарушениями.

Также на этом этапе  проводится огромная просветительская работа, родителей обучают правильному взаимодействию с ребенком. Родителей учат пошаговым действиям по формированию того или иного навыка, советуют какие игрушки необходимо приобрести в соответствии с уровнем развития ребенка.

Нельзя форсировать развитие « особого ребенка», необходимо медленно пошагово идти за ним. Важно найти точку отсчета, которая продиктует следующий шаг развития.

Продолжительность занятий на начальном этапе различна  (от нескольких минут до получаса) и зависит от психофизического и эмоционального состояния ребенка. Постепенно временные рамки занятия увеличиваются.

Все занятия проводятся в игровой форме. В структуру занятия включаются дидактические игры, подвижные игры и упражнения.

Для удобства планирования занятий мы ориентируемся на три ведущих компонента:

1.                сенсорное развитие, совершенствование моторных функций, формирование зрительно-пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.

2.                Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, формирование и развитие речевой активности, формирование и стимуляция коммуникативных навыков).

3.                Обучение игровой деятельности. Поскольку у детей с тяжелыми множественными нарушениями сильно отстает или полностью отсутствует игра как вид деятельности, то на своих занятиях мы включаем игровые ситуации.

Опыт работы в проведении комплексных индивидуальных занятий с детьми с множественными нарушениями в развитии способствует  выработке  у детей навыков и действий, которые впоследствии станут мостиком к социальным навыкам и снизят зависимость ребенка от взрослых.  Это способствует включение ребенка в новый этап коррекционно-развивающей работы – групповые занятия со сверстниками.

В основе комплексной психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями в развитии лежит принцип гуманизма, который означает признание человека высшей ценностью, веру в потенциальные возможности ребенка, способствует его развитию, укреплению внутрисемейных отношений, улучшению психологического климата семьи .

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»