Комплексный подход в работе с детьми с множественными нарушениями в условиях отделения социальной реабилитации
Золотарёва Марина Васильевна,
педагог-психолог, 1 кв. категория, СПб ГБУ ЦСРИ
Выборгского района Санкт-Петербурга,
Попова Наталья Михайловна,
учитель-дефектолог высшей кв. категории,
СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района Санкт-Петербурга
"Мы должны стремиться не корректировать дефект,
а работать с ребенком, который имеет дефект.
Изучать ребенка, воспитывать и обучать".
В. Селивёрстов,зав.кафедрой дошкольной педагогики
Московского Педагогического Государственного универститета.
За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих множественные нарушения развития, зачастую – в самых разнообразных сочетаниях. Кроме того, сегодняшний день характеризуется практически полным отсутствием соответствующих работ по данной теме. Лишь в периодической печати (в первую очередь, журнале “Дефектология”) имеются публикации.
Тема комплексного подхода является достаточно новой для России. Многие годы дети с множественными нарушениями считались «неперспективными», как среди докторов, так и среди педагогов. Поэтому такие дети в лучшем случае получали только необходимое медицинское лечение, ни о каких других видах помощи речи не велось. Многие из них находились и до сих пор находятся в закрытых учреждениях, где получают минимальный уход.
Однако оказание своевременной психолого – педагогической помощи детям с множественными нарушениями (на всех возрастных этапах развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Особую значимость приобретает принцип индивидуализации коррекционной работы и установления акцента на сочетании обучения и развития жизненной компетентности таких детей. Становится понятно, что помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития требует целостного комплексного подхода, учитывающего системный характер нарушений.
При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовыми осуществлять действенную помощь таким детям. Это обусловлено несколькими факторами:
1) Существующие программные и методические разработки для этой группы детей в целом носят рекомендательный характер и нормативно не утверждены.
2) Категория детей с множественными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.
3)Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов. При этом сложно скоординировать взаимодействие специалистов разных ведомств.
4)Недостаточно разработана система ранней помощи таким детям, а это обусловливает устойчивость и фиксированность нарушений, появление множества вторичных отклонений.
5)Тенденция к появлению новых вариаций сложных нарушений определяет проблемы диагностики и планирования коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей ребенка.
На современном этапе необходимо искать новые подходы в системе коррекционно-развивающей работы в условиях реабилитации.
Одним из которых является комплексный подход, это одна из важнейших предпосылок успешности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка с множественными нарушениями развития. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и профессионализма педагога-психолога, учителя-дефектолога, логопеда. Универсальность знаний коррекционных педагогов определило пути разработки основных практических вопросов и построение специальных педагогических приемов.
Социально-реабилитационное отделение на данный момент времени посещает 30% детей с множественными нарушениями в развитии.
Дети данной категории имеют серьезные нарушения в развитии познавательной, эмоционально-волевой сфер, личностных качеств,а также расстройства аутистического спектра, у которого присутствует дисфория, разные формы агрессии и другие проявления деструктивного поведения. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Детей с особенностями в развитии затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей. У этой категории детей прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязаний детей данной категории чаще всего неадекватны.
Особое внимание специалисты нашего отделения уделяют индивидуальной работе сдетьми, которые ввиду особенностей развития не готовы к работе в группе и поставленные задачи могут быть решены только в ходе комплексной индивидуальной работы.
Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, а самое главное на социализацию такого ребенка в обществе, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к жизни.
Как правило, дети данной категории могут выполнять действия только при совместном выполнении с педагогами. Когда ведущей является рука педагога, а рука ребенка вложена в руках взрослого, когда нужны дополнительные стимуляции в ходе практической деятельности, как познавательной сферы, так и поведенческих реакций. Такие дети быстро переутомляются, многие не выдерживают установленных рамок коррекционно-развивающего занятия. Из-за чего они начинают нервничать, проявлять признаки самоагрессии и агрессии. Одному педагогу не под силу одновременно обеспечить коррекцию и развитие всех психических функций и контроль поведенческих реакций ребенка, а вот совместные занятия как нельзя лучше способствуют эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Основными условиями организации комплексных индивидуальных занятий учителя-дефектолога и педагога-психолога на нашем отделении являются:
- создание специальной развивающей среды, подбор оборудования и игрушек (они должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность).
- подбор методических материалов, обеспечивающих задачи диагностики и реализации основных направлений работы . Сюда должны входить программы, перспективные планы, учебно-методические пособия, нормативные документы, методики, рабочая и отчетная документация.
Таким образом, направления работы учителя-дефектолога и педагога-психолога часто дополняют друг друга, помогая составить более полную картину нарушений и организовать комплексный подход .
Основными составляющими организации комплексных коррекционно-развивающих занятий являются три этапа:
Первый этап – диагностический. Основной целью является реализация комплексного подхода к изучению личности ребёнка со сложным нарушением развития, в который вовлечены различные специалисты: врачи, учителя-дефектологи, педагоги- психологи, а также семья. Главная задача состоит в определении индивидуально-психологических особенностей уровня развития и потенциальных возможностей.
Второй этап – коррекционно-диагностический.Задачей данного этапа является изучение особенностей развития детей с множественными нарушениями и определение программы коррекционно-развивающей работы. Основная деятельность учителя-дефектолога и педагога-психолога в рамках данного этапа заключается в одновременном проведении коррекционных занятий и осуществлении контроля за динамикой психического развития ребенка во всех сферах деятельности.
Границы второго этапа трудно определить, поскольку он служит промежуточным. С одной стороны, диагностическим, так как первичное обследование, по нашему мнению, еще не завершено и нет точных показаний для принятия окончательного решения в определении оптимального коррекционно-развивающего маршрута. С другой стороны, этот этап уже является коррекционно-развивающим, т.к. ребёнок «погружается» в процесс воспитания и развития.
Третий этап – коррекционно-развивающий.Представляет собой специально организованный, целенаправленный, коррекционный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется комплексное взаимодействие учителя-дефектолога, педагога-психолога, родителей и детей, где реализуются индивидуально-коррекционные программы. Содержание коррекционно-развивающей работы разработано с учетом закономерностей развития и психическими особенностями детей с множественными нарушениями.
Основными задачами психокоррекционной работы являются: формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных функций (пространственных и временных представлений, конструктивного праксиса, зрительного гнозиса, слухового и тактильного восприятия); развитие внимания, памяти, мыслительных процессов и моторных функций; обучение способам регуляции эмоционально-волевой сферы у детей с множественными нарушениями.
Также на этом этапе проводится огромная просветительская работа, родителей обучают правильному взаимодействию с ребенком. Родителей учат пошаговым действиям по формированию того или иного навыка, советуют какие игрушки необходимо приобрести в соответствии с уровнем развития ребенка.
Нельзя форсировать развитие « особого ребенка», необходимо медленно пошагово идти за ним. Важно найти точку отсчета, которая продиктует следующий шаг развития.
Продолжительность занятий на начальном этапе различна (от нескольких минут до получаса) и зависит от психофизического и эмоционального состояния ребенка. Постепенно временные рамки занятия увеличиваются.
Все занятия проводятся в игровой форме. В структуру занятия включаются дидактические игры, подвижные игры и упражнения.
Для удобства планирования занятий мы ориентируемся на три ведущих компонента:
1. сенсорное развитие, совершенствование моторных функций, формирование зрительно-пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.
2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, формирование и развитие речевой активности, формирование и стимуляция коммуникативных навыков).
3. Обучение игровой деятельности. Поскольку у детей с тяжелыми множественными нарушениями сильно отстает или полностью отсутствует игра как вид деятельности, то на своих занятиях мы включаем игровые ситуации.
Опыт работы в проведении комплексных индивидуальных занятий с детьми с множественными нарушениями в развитии способствует выработке у детей навыков и действий, которые впоследствии станут мостиком к социальным навыкам и снизят зависимость ребенка от взрослых. Это способствует включение ребенка в новый этап коррекционно-развивающей работы – групповые занятия со сверстниками.
В основе комплексной психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями в развитии лежит принцип гуманизма, который означает признание человека высшей ценностью, веру в потенциальные возможности ребенка, способствует его развитию, укреплению внутрисемейных отношений, улучшению психологического климата семьи .