Развитие мышления на логопедических занятиях
у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выборнова Виктория Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ№14
Василеостровского района
В старшем дошкольном возрасте, познавательное развитие- это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность прогнозировать будущие изменения. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке к школе и ко всей будущей жизни.
Но и само умственное развитие - сложный процесс, включающее в себя познавательное развитие, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления. Мышление - это процесс познания действительности с помощью различных психических процессов.
Слово логика происходит от древнегреческого logos , что значит мысль, слово, разум. В современном мире логикой называют науку о правилах, которым подчиняется процесс мышления.
Правила эти сложны , их много, поэтому осваивать их нужно постепенно. Особенно тяжело логические задания даются детям с общим недоразвитием речи, т. к. речь и мышление тесно связаны между собой.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша ,тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.
Все задания на развитие мышления являются многофункциональными и задействуют внимание, память и иногда воображение ребенка.
Задачи на сериацию. Название логической операции «сериация» происходит от слова серия. Она предполагает выстраивание строгих, логических рядов – серий. Сериация лежит в основе построения и использования различных логических закономерностей (арифметическая, геометрическая последовательность и др.) шкал различных приборов.
Задачи на поиск закономерностей в расположении фигур. Это группа задач очень похожа на предыдущую, но в них требуется найти закономерность в расположении не простого логического ряда, а четырёх или девяти фигур, расположенных также в определённой последовательности.
Задачи на объёмно-пространственные мышления. Данный раздел включает в себя разнообразные задачи. Это и мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, и изображение с верху, с лева и справа видов объёмных тел, работа с ланом помещения, работа с играми Никитина Б., а также мысленное составление разрезанных кубиков.
Задачи на классификацию в ряду приёмов логического мышления занимают одно из центральных мест. В комплекте задач, посвящённых её развитию, представлены традиционные задания, такие как «четвёртый лишний», «исключи лишнее», а также задачи на исправление ошибок классифицирования.
Выполнять задачи на классификацию невозможно, пока у ребёнка не сформированы процессы обобщения, анализа и синтеза.
Задачи на сравнение можно использовать, начиная с самого раннего возраста. Они базируются на восприятии ребенка, развивают внимание, воспитывают усидчивость.
Система «мозг – глаз - рука» едина. Задания на развитие мелкой моторики не просто важны для будущего школьного обучения, это необходимо для развития детской речи и детского интеллекта в целом.
Дошкольникам с ОНР задания на развитие словесно-логического мышления помогают пополнять активный словарь и повысить точность и логичность высказываний.
Использование данных упражнений на этапе автоматизации правильного произношения повышает самоконтроль и способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к её самостоятельным формам.
Таким образом, к семи годам ребенок с общим недоразвитием речи учится:
-выполнять элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение «часть-целое»;
объединять предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт);
-владеть обобщенными способами деятельности и благодаря этому может создавать оригинальные рисунки, конструкции, поделки;
- находить варианты решений задач открытого типа (в конструировании, в играх);
-использовать символические средства для познания окружающего мира (моделирование, чтение карт, схем, планов и др.); может использовать их и как средство запоминания;
- планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;
-в рассуждениях учитывать позицию другого ребенка, взрослого (децентрация);
-проявлять разнообразные познавательные интересы, хочет узнать как устроен мир живой и неживой природы; может самостоятельно экспериментировать с новыми для него материалами, устанавливать причинно-следственные связи;
- элементарным представлениям об истории и природных условиях жизни родной страны и родного города;
-проявлять разумность поведения дома , в детском саду, на улице.
Задача педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, не просто научить детей всему вышеперечисленному, но и сделать этот процесс интересным и увлекательным.
Для развития мышления и речи детей полезно использовать произведения русского народного творчества и рассказы русских писателей.
Загадки - это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Мудрость была в почете всегда. Особенно это видно в русских народных сказках.
Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. Пословица служит аналогией и говорит о предметах и явлениях в переносном смысле. Вследствие этой логической операции пословица обретает многозначность. Каждое слово в ней живет по закону смысловых ассоциаций. Пословицы и загадки имеют жизненную и поэтическую ценность, дети очень любят эти формы работы, их можно использовать на любом этапе коррекционной работы и в любой части логопедического занятия. В разделе игр для средней группы описаны варианты работы с загадками, а в разделе для подготовительной группы - с пословицами и короткими рассказами.
Еще одна интересная форма работы- это составление повествовательных рассказов по сериям сюжетных картинок. Ребенок должен понять, как начали развертываться события, в какой последовательности они далее развивались и чем все это завершилось. Умение создавать подобные рассказы по опорным картинкам зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные связи между ними. В ряде случаев необходимо выявить так называемый скрытый смысл, то есть ту часть содержания рассказа, которая не представлена наглядно на картинках. В зависимости от возраста детям можно предлагать картинки различной степени сложности. В средней группе – серию из 2-3 картинок, в старшей – из3-4 картинок, в подготовительной- 5 картинок. Однако в каждом конкретном случае надо учитывать индивидуальные возможности ребенка.
Работа с блоками Дьенеша и палочками Кюзенера любима детьми любого возраста и уровня развития. Эти игры прекрасно развивают мыслительные умения сравнивать, анализировать, классифицировать, абстрагировать. А также помогают детям в усвоении навыков алгоритмической культуры мышления.
Игры для детей средней группы.
Посади огород.
Задачи. Учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей. Развивать пространственное мышление. Закрепить понятие ОВОЩИ, понятие об их цвете и форме.
Оборудование. Набор игрушечных овощей. Листы картона , разделенные на 4 части (по 1 листу на ребенка).
Карточки с заданиями.
Ход игры.
Логопед показывает детям матрешку и говорит, что это матрешка огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделенные на 4 части – это огороды, где они будут сажать на грядки свои овощи. Ребятам раздают овощи.
Взрослый говорит, что овощи надо сажать не кто как захочет, а как загадала матрешка огородница. Перед тем как сажать овощи необходимо внимательно их рассмотреть, обсудить с детьми их цвет и форму. Далее взрослый показывает карточку с заданием, а ребенок «высаживает» свои овощи на «грядку» в соответствии со схемой. При затруднении взрослый объясняет ребенку принцип замещения (по цвету и форме).
Загадки и отгадки.
Задачи.
Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической . Развитие образного мышления. Расширение словаря.
Оборудование
Тексты загадок. Картинки с отгадками.
Ход игры.
Картинки с отгадками выставляются на наборное полотно. Логопед загадывает загадку , а дети рассматривают картинки и ищут отгадку. Выбирая картинку, ребенок должен объяснить свой выбор. Такое объяснение помогает ему проанализировать как смысл загадки, так и структуру имеющейся отгадки-картинки.
Маленькие и большие ножки.
Задачи.
Учить детей по сигналам, которые даются в графической, звуковой и световой форме, выполнять действия в разном темпе. Развитие координации речи и движений.
Развитие слухового и зрительного внимания. Уточнение понятий большой, огромный маленький.
Оборудование.
Полоски картона с изображением мелких, средних, больших следов человеческой ноги. Бубен. Электрический фонарик.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Логопед просит показать, какие у них ножки. Логопед весело и быстро говорит: «Маленькие ножки бежали по дорожке- топ-топ-топ», при этом несколько раз в быстром темпе притопывает ногами. Дети делают то же самое.
Затем, замедляя движения, логопед произносит : «Большие ноги шли по дороге, топ-топ». А затем: «Огромные ноги шли по дороге, топ-топ».
Взрослый повторяет все дважды, дети выполняют движения в разных темпах.
Затем логопед показывает картинку с нарисованными мелкими ,средними и крупными следами и предлагает догадаться детям, что на ней изображено и каким образом надо двигаться быстро или медленно, если логопед показывает эту картинку.
Педагог показывает бубен и предлагает детям поиграть: если бубен звучит часто, то это значит, что бегут маленькие ножки, если реже – большие, если медленно – огромные.
Аналогично повторяется игра с электрическим фонариком. В дальнейшем игру можно проводить, чередуя слуховые и зрительные сигналы.
Сложи картинку.
Задача.
Учить детей анализировать элементарную контурную схему.
Оборудование.
Образцы со схематическими изображениями предметов. Геометрические фигуры. можно использовать блоки Дьенеша.
Ход игры.
Логопед сообщает, что сейчас дети будут складывать картинки. Показывает первую картинку – вагончик. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли её хорошо видеть. Затем каждый ребёнок получает комплект фигурок, из которых можно сложить эту картинку. Для складывания первой картинки логопед раздаёт детям по одному прямоугольнику и по два кружка. Картинка должна точно соответствовать образцу. Затем, собрав все детали от предыдущего задания и раздав комплекты для выполнения следующего, логопед предлагает детям сложить новую картинку.
Картинки можно использовать в соответствии с лексической темой.
«Нарисуй» картинку палочками.
Задачи.
Учить детей схематически изображать различные предметы и сюжеты с помощью палочек и веревочек. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета. Развивать мелкую моторику.
Оборудование.
Наборы счетных палочек по 1 на каждого ребенка. Разноцветные шнурки. Картинки с образцами.
Ход игры.
Логопед раздает детям картинки с образцами и палочки. Вначале дети учатся выкладывать палочками простые формы, а затем более сложные, когда картинки из палочек будут готовы, картинки образцы помещаются на доску , дети меняются местами и пытаются отгадать , кто какую картинку выложил.
Какая это игрушка?
Задачи
Развивать воображение детей. Учить представлять предметы по их схематическим изображениям. Закрепление словаря по теме ИГРУШКИ.
Оборудование.
Набор карточек со схематическими изображениями предметов и игрушек.
Ход игры. Логопед показывает детям первую картинку, а дети перемещаясь по группе или логопедическому кабинету пытаются угадать на что эта картинка похожа. Следить за тем , чтобы ответы детей не повторялись. Выигрывает тот, кто даст наибольшее количество правильных и оригинальных ответов.
Назови одним словом.
Задачи.
Учить детей подбирать обобщающие понятия. Уточнять и расширять словарь детей.
Оборудование.
Наборы предметных картинок по разным лексическим темам и группам предметов.
Ход игры.
Логопед выкладывает 4-5 картинок , относящихся к какой-нибудь группе предметов. Ребенок должен назвать эти картинки одним словом.
Огурец, помидор , тыква. Лук – овощи.
Игры для детей старшей группы.
Замри.
Задачи. Учить детей понимать схематическое изображение позы человека. Развивать координацию движений. Развивать символическое мышление, внимание.
Оборудование. Карточки со схематическим изображением человечка в какой-нибудь позе.
Ход игры. Логопед, ведущий игру, объясняет детям правила, согласно которым все должны бегать по комнате, а по команде ведущего «раз, два, три замри» остановиться. Произнося эти слова, ведущий показывает детям одну из корточек со схематическим изображением человечка в какой-нибудь позе. Те, кто принял не правильную позу, выбывают из игры. Игра не однократно повторяется, но каждый раз с новой карточкой. Самый внимательный становится победителем.
Что сначала, что потом?
Задачи.
Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, устанавливать логическую последовательность событий. Развивать связную речь детей, упражнять в составлении коротких рассказов по серии сюжетных картинок.
Оборудование.
Наборы сюжетных картинок от 2 до 4.
Ход игры.
Логопед вынимает картинки и показывает их детям. Затем говорит, что если расположить их по порядку, то может получиться интересная история. Чтобы правильно разложить картинки , надо догадаться, что было в начале , а что потом и чем все закончилось. После выкладывания серии, детям предлагается рассказать полученный сюжет.
Затем ребята меняются наборами картинок, и игра продолжается.
Где мишка.
Задачи.
Учить детей пользоваться планом. Развивать абстрактное и символическое мышление, развивать пространственное представление. Уточнить и расширить словарь детей по теме МЕБЕЛЬ. Уточнить значение предлога ПОД.
Оборудование.
План кукольной комнаты на листе бумаги, картинки с изображениями различных предметов кукольной мебели. Вырезанная из бумаги маленькая фигурка мишки. Нарисованный план комнаты, на котором мебель обозначена геометрическими фигурами. Маленький красный кружок.
Ход игры.
Логопед предлагает детям поиграть в игру, в которой надо прятать мишку. Мишка может спрятаться под любой предмет в кукольной комнате. Сначала мишку прячет взрослый, а ищет кто-нибудь из детей. Помочь найти мишку может план комнаты с расставленной мебелью. Взрослый не заметно прячет мишку под какой-нибудь предмет мебели. Затем кладёт красный кружок на соответствующий предмет плана комнаты. Вызванный ребёнок должен, пользуясь план, найти мишку. Затем дети сами прячут мишку и отмечают его место нахождения на плане.
Загадки и отгадки.
Проводится также как в средней группе, только загадки предлагаются детям более сложные.
Четвертый лишний.
Задачи.
Учить детей классифицировать объекты. Учить подбирать обобщающие слова. Закреплять умение строить предложения с союзом а. Развивать внимание. Воспитывать умение слушать товарищей и исправлять их ошибки.
Оборудование.
Карточки с изображениями предметов, три из которых можно назвать одним словом, а четвертый предмет не подходит под это определение.
Ход игры.
Эту игру можно проводить в ходе изучения различных лексических тем. Логопед предлагает ребенку четыре картинки , одна из которых является лишней , ребенок называет (убирает) лишнюю картинку, подробно объясняя свой выбор.
Назови одним словом.
Задачи.
Учить детей подбирать обобщающие понятия. Развивать способности к анализу и синтезу. Уточнять и расширять словарь детей.
Оборудование.
Наборы предметных картинок по разным лексическим темам и группам предметов.
Ход игры.
Логопед выкладывает 9-10 картинок 4-5 из которых относятся к одной группе предметов. Ребенок должен найти эти картинки и назвать их одним словом.
Так же эту игру можно проводить как в средней группе, но без опоры на картинки ,а в словесной форме.
Примеры:
Помидор, огурец. репка-это овощи.
Яблоки, сливы, груши- это фрукты.
Мухомор, поганка, ложный опенок- ядовитые грибы.
Лимон, солнышко, цыпленок - желтые.
Конфета, варенье, торт – сладкие.
Кирпич, гиря, мешок с картошкой – тяжелые.
Колесо, тарелка, полная луна – круглые.
Баба Яга , Кощей Бессмертный, Змей Горыныч – злые (страшные, сказочные герои).
Ехать, бежать, идти –передвигаться, и т.д.
Пирамидки.
Задачи.
Учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения. Воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование.
Пирамидки. 5 карточек с контурным изображением пирамидок, собранных по-разному.
Ход игры.
Детям раздаются пирамидки. Логопед сообщает, что они будут собирать не простые пирамидки, а такие, которые нарисованы на картинке. Выигрывает тот ребенок, который первым соберет пирамидку точно по картинке.
Разные дома.
Задачи.
Учить детей сравнивать рисунок и чертеж предмета. Развивать умение анализировать, внимание. Воспитывать наблюдательность, усидчивость.
Оборудование.
Карточки с контурными изображениями домиков. Детализированные картинки к ним.
Ход игры.
В первом случае, детям предлагается найти домик в соответствии с контуром.
Во втором, дети должны найти несоответствие картинки и контурного изображения.
Найди игрушку.
Задачи. Учить детей ориентироваться по плану. Развивать символическое мышление, внимание.
Оборудование.
План группового помещения. Игрушка. Маленький красный кружок.
Ход игры.
Логопед перед занятием прячет в помещении игрушку, а на плане отмечает ее местонахождение красным кружком.
Далее педагог предлагает детям определить где спрятана игрушка опираясь на план.
Лото «Профессии».
Задачи
Развивать логическое мышление детей, способность анализировать, сравнивать. Расширять словарь по темам «Профессии», «Инструменты». Развивать связную речь.
Оборудование.
Круглые карточки с изображениями людей различных профессий и карточки-уголки с изображениями орудий труда.
Ход игры.
Детям раздают круглые карточки. Каждому ребёнку необходимо к каждой круглой карточке подобрать четыре соответствующих уголка. Выигрывает тот, кто сделает это первым и правильно объяснит для чего нужны инструменты изображённые на его карточках.
Исправь ошибку художника.
Задачи.
Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Развивать связную речь. Воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование.
20 картонных карточек, каждая из которых разделена пополам.
Ход игры.
Ребенку необходимо определить ошибку художника на одной половинке карточки и подобрать картинку-исправление.
Сложи узор
Задачи.
Развивать сообразительность, способности к анализу и синтезу. Воспитывает аккуратность. усидчивость, целеустремленность.
Оборудование.
Набор кубиков.
Образцы фигур для выкладывания.
Ход игры.
Ребенку необходимо слоить узор из кубиков в соответствии с образцом.
Сложи квадрат. ( Б. Никитин.)
Задачи.
Развивать навыки анализа и синтеза. Воспитывает аккуратность.
Оборудование.
Квадраты разных цветов, разделенные на несколько неравных частей.
Ход игры.
Ребёнку необходимо собрать квадраты определённого цвета из частей.
Подбери пару.
Задача.
Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование.
Шестьдесят карточек, каждая из которых имеет логическую пару. Ход игры. Подробное описание в коробке.
Вопросы на засыпку.
Задача.
Развивать логическое мышление, связную речь, внимание. Воспитывать умение слушать товарища.
Ход игры.
Ребёнку предлагаются вопросы:
Чего больше – огородов или овощей?;
Чего меньше – яблок или яблонь?;
Чего больше – дубов или желудей, веток или стволов, веток или листьев?
Заяц обманул лису – кто хитрее?
У кого больше лап – у зайца или у медведя?
Чего больше – зайцев или заячьих ушей?
У кого больше лап – у двух кошек или у двух собак?
Чего больше – крыльев или птиц, крыльев или ног у птицы?
Сколько ног у трёх ворон?
Оттепели сменились морозами – что было в начале, а что потом?
Чего больше – снегопада или снежинок?
Чего меньше – зим или зимних месяцев?
У чего больше колёс – у двух двухколёсных велосипедов или у одного грузового автомобиля?
Кто забивает гвозди – человек или молоток?
Журавли прилетают раньше стрижей. Какие птицы прилетают первыми, а какие позже?
Помидоры посадили раньше перцев, но позже огурцов. Что сажали первым , что вторым, что третьим?
Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. Кто самый быстрый, а кто самый медленный?
Львица ждёт льва. Кто задержался?
Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий, кто самый низкий, кто ниже жирафа?
Быстрые ответы.
Задачи.
Формировать быструю реакцию на слово. Учить угадывать слово по его признакам. Развивать сообразительность, воссоздающее воображение, умение характеризовать кого-либо или что-либо.
Ход игры.
Ребенку предлагается быстро подобрать слова. Логопед бросает ребенку мяч и называет несколько признаков предмета, ребенок должен быстро вернуть мяч и угадать слово
Кто это? Что это? Отвечай быстрее.
Звонкий, быстрый. Веселый-
Вкусный. Алый, сочный-
Желтые, красные, осенние-
Холодный, белый, пушистый-
Бурый, косолапый, неуклюжий-
Желтые, красные, зеленые-
Старательный, послушны, вежливый-
Зеленый. Продолговатый. Сочный-
Аккуратная, послушная, веселая-
Задиристый, драчливый, взъерошенный-
Белое, пушистое, легкое-
Маленькая, серенькая, пугливая-
Ветвистая, зеленая, колючая-
Новая, интересная. Библиотечная-
Старый, кирпичный, четырехэтажный-
Красное, спелое, сладкое-
Чистое, голубое, горное-
Белый, пушистый, лесной-
Пугливая, беленькая, маленькая-
Белоствольная, высокая, стройная-
В эту игру можно играть и с глаголами:
Ползет, шипит, извивается-
Поет, летает, хватает, кормит-
Варит, режет, мешает, солит-
Подметает, моет, протирает-
Шьет, подметает, кроит, режет-
Копает, рыхлит, поливает-
Волнуется, переживает, тревожится-
Гуляет, играет, веселится, разговаривает-
Ходит, жует, мычит-
Ходит, ржет, жует-
Ходит, жует, блеет-
Летает, клюет, каркает-
Чирикает, клюет, летает-
Клюет. Воркует. Летает-
Кукует, клюет, летает-
Игры для детей подготовительной группы.
Добавь словечко.
Задачи.
Развивать логическое мышление ,учить определять логические связи между предметами и явлениями.
Ход игры.
К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), подробно объяснить свой выбор.
Стрелка- часы, колесо-
Колесо- круг, ковер-
Белка- дупло, медведь-
Кофта- шерсть, шуба-
Магазин- продавец, больница-
Рыба- река, птица-
Ваза- стекло, кастрюля-
Молоко- масло, мясо-
Коза- капуста, белка-
Лошадь- сено, кошка-
Чай- печенье, суп-
Стул- спинка, корабль-
Самолет- аэропорт, корабль-
Ракета- космос, самолет-
День- обед, вечер-
Инструмент- работа, кукла_
Охотник- ружье, рыбак-
Слово- буква, дом-
Ногти- ножницы, борода-
Дождь- сырость, жара-
Лес- деревья, поле-
Лиса- хитрость, заяц-
Палец- кольцо, ухо-
Лимон- кислота, конфета-
Школа- ученик, больница-
Задача- решение, вопрос-
Писатель- книга, скульптор-
Море- капля, толпа-
Автомобиль- дорога, поезд-
Поезд- станция, самолет-
Цветок- бутон, листок-
Монгольская игра
Задачи.
Развивать пространственное мышление, воображение, способность к анализу и синтезу, конструктивное мышление, комбинаторные способности, смекалку, находчивость.
Оборудование.
Квадрат, разделенный по принципу, «каждый раз пополам» : 2 квадрата, 5 прямоугольников, 4 треугольника. Карточки с образцами.
Ход игры.
Детям предлагается сложить рисунок по образцу.
Вьетнамская игра.
Задачи.
См. монгольскую игру.
Оборудование.
Круг, разделенный на 7 замысловатых частей с обтекаемыми контурами.
Ход игры.
См. монгольскую игру.
Куб Никитина.
Задачи.
Развивать способности к комбинаторике, пространственному мышлению, учить мыслить объемными фигурами. Воспитывает усидчивость.
Оборудование.
Кубики Никитина Б.П.. карточки с образцами.
Ход игры.
Ребенку предлагается сложить объемную фигуру из кубиков по образцу.
Логические цепочки.
Проводится также как игра «что сначала, что потом?»,только на усложненном материале.
Продолжи ряд.
Задачи. Учить детей находить закономерности в расположении предметов и рядов. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику.
Оборудование.
Карточки с заданиями.
Ход игры.
Ребенку предлагается рассмотреть ряд предметов, определить закономерность в их расположении и продолжить ряд.
Назови одним словом.
Задачи. Учить детей озаглавливать группу понятий (одним или несколькими словами).
Кисель- кефир- сок- чай.
Утюг- холодильник- пылесос- кофеварка.
Муравейник- нора- логово- берлога.
Самолёт- корабль- лодка- мотоцикл.
Глина- шерсть- дерево- пластмасса.
Двойка- тройка- пятёрка- единица.
Дирижер- шофёр- воспитатель- портниха.
Салат- каша- борщ- запеканка.
Топор- лопата- пила- отвёртка.
Серьги- браслет- цепочка- кулон.
Храбрость- доброта- трудолюбие- честность.
Волейбол- баскетбол- футбол- водное поло.
Клюв- перья- крылья- коготки.
Есть- спать- учиться- гулять.
Книжка рассыпалась.
Задачи.
Формировать навыки выявления временной и логической последовательности событий, изображенных на картинках серии, и составлении на этой основе устного рассказа.
Оборудование.
Несколько серий сюжетных картинок.
Ход игры.
Играть можно с одним или несколькими детьми. Логопед объясняет детям.
Что у него было несколько маленьких книжек , но они рассыпались и странички перепутались.
Детям необходимо подумать , что было сначала, что произошло потом, и чем все закончилось. после того как ребенок объявит что сложил картинки , он должен объяснить, что изображено на них.
Предметы и тени.
Задачи.
Учить детей узнавать предметы по его теневому изображению. Развивать операции сравнения, обобщения, анализа и синтеза, логическое мышление.
Оборудование.
Кубики с предметными изображениями и изображениями теней этих предметов.
Ход игры.
Играть в эти кубики можно по разному, в зависимости от поставленных целей с детьми от 3-х до 7-и лет.
Список литературы:
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.,2001
- Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.2006
- Ткаченко Т.А. Символика для речевого развития. М. 2006
- Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. СПб. 2001
- Эльконин Д.Б. Психология игры .М. 2001