Ветюкова И.М.,
учитель-логопед
ГБДОУ № 18
Центрального района
Санкт – Петербурга
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Доказано, что развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с формированием детской речи. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга. Это положение подтверждают наши наблюдения за поведением детей, воспитывающихся в логопедической группе. У большинства из них наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, что выражается в неточном выполнении движений, в несоблюдении заданного темпа, неточной координации.
Работа по развитию мелкой моторики проводится во всех речевых группах. Однако зачастую она осуществляется лишь с использованием традиционных средств работы (использование шнуровок, игры с мозаиками и пирамидками и т.д.), к которым со временем дети теряют интерес. Исходя из этого мы изучили возможности использования как традиционных, так и нетрадиционных средств развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Прежде чем мы начали работу, обследовали состояние общей моторики и мелкой моторики рук детей, проведя ряд тестов (в т.ч. предложенные в пособии С.Е. Большаковой «Работа логопеда с дошкольником»).
Далее нами были использованы традиционные средства работы: шнуровка, застежка, завязывание бантов, обводка по внутреннему и внешнему краю, штриховка, изготовление бус, лепка, аппликация, простейшие виды оригами, различные виды мозаик, собирание пирамидок, крупных конструкторов, разнообразные вкладыши, книжки с многоразовыми наклейками, теневой театр, выполнение фигурок из палочек, изображение фигурок при помощи нити, пальчиковые игры,
Так, например, пальчиковые игры обеспечивают хорошую тренировку движений пальцев, они очень эмоциональны и просты. Детей привлекает, что пальчиковые игры отражают реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, а так же процессов, происходящих в природе. В ходе таких игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок, описанных в специальной литературе (В. В. Цвынтарный, С.Е. Большакова).
Эффективным средством развития мелкой моторики являются народные игры -потешки, выполнение действий в которых дети могут сопровождать речью.
Наряду с традиционными средствами, учитывая интерес детей к современным игрушкам, на занятиях мы стали использовать детский синтезатор (для игры на синтезаторе мы разработали несколько упражнений для одного, двух и трех пальцев) и куклу Барби-гимнастку. Изготовлена кукла с подвижными суставами, что позволяет детям, манипулируя ею, развивать мелкую моторику. В помощь детям нами была разработана таблица с перечнем упражнений для гимнастики Барби.
В процессе развития речи детей многие специалисты (Е.Ф. Соботович, Ф.И. Лалаева, Л,В. Лопатина, Н.В. Серебрякова) основное внимание уделяют формированию кинестетической основы движений рук и артикуляторных движений. Исходя из этого, мы использовали некоторые упражнения по развитию моторной функции, предусматривающие одновременное воздействие на кинестетическую основудвижения, его статическую и динамическую координации, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение. Работу с этими упражнениями мы начали в старшей группе и продолжили в подготовительной группе.
Так в подготовительной группе мы уже активно сочетали пальцевые упражнения с речевым сопровождением в стихотворной форме. При помощи пальцев мы инсценируем рифмованные истории, потешки, разыгрываем небольшие сценки, пересказываем короткие рассказы.
В подготовительной группе дети учат много стихотворений, так как идет автоматизация поставленных звуков в речи. В этой работе нам помогает книга «Расскажи стихи руками». В ней собраны произведения, которые имеют жестовое оформление. Дети, выучив стихотворение, могут его воспроизвести, сопровождая соответствующими выразительными движениями. При этом у детей развивается свобода движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, речь.
Таким образом, в результате систематической работы по развитию тонких движений пальцев рук в подготовительной группе дети овладели самыми сложными упражнениями.
Возможность использования нетрадиционных средств для развития речи детей была выявлена нами в результате наблюдения за общением детей, Так было отмечено, что у многих детей в разные возрастные периоды появляется желание создать свою языковую систему, которая понятна им одним. Дети придумывают жесты, знаки, обозначающие те или иные буквы, при помощи которых они общаются.
Этот факт натолкнул нас на мысль об использовании в работе с детьми языка глухих, поскольку они общаются руками, используя при этом две различные системы - жестовую речь и дактилологию. Термин дактилология (от греческого dactilos - палец, logos- слово, учение) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведенный пальцами руки. Во-вторых, подразумевается общение при помощи ручной азбуки, т.е. дактильная речь.
С.А. Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы, определял дактильную речь, как исходную в процессе обучения глухих детей языку, аргументируя следующими положениями:
- дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова;
- она полностью контролируется самим говорящим;
- при дактилировании формулируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее;
- между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи;
- дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью, ее грамматическим строем, словарным составом.
Анализ данных положений позволил предположить целесообразность использования элементов дактильной речи в работе по развитию мелкой моторики рук . слышащих детей, имеющих речевые нарушения.
Прежде всего, мы познакомили детей с двумя терминами - дактильная буква и дактилема, потом мы начали изучать алфавит, который воспроизводится пальцами руки. Эта работа велась параллельно с основной работой по ознакомлению с обычным русским алфавитом. На занятиях дети, знакомясь с графическим изображением той или иной буквы, учились показывать букву - дактилему пальчиками и одновременно произносить соответствующий ей звук.
Следует отметить, что не обязательно осваивать с детьми все 33 дактилемы. Зная даже несколько букв - дактилем ( а, о. у, и, э, ы, п, т, к, м, н, б, в, г, д, с), дети смогли складывать из них слоги, а потом и слова.
Следует отметить, что на занятиях, когда дети овладевали дактильной азбукой. явно повысилась их активность. Основным показателем развития интереса детей к предложенному средству общения является то, что даже вне занятия дети продолжали общаться при помощи дактильной азбуки. Основными результатами применения элементов дактильной речи как нетрадиционного средства развития мелкой моторики являются выполнение детьми более сложных упражнений рук пальцев; овладение звукобуквенным составом слова.
Таким образом, использование в работе предложенного комплекса традиционных и нетрадиционных средств в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с нарушением речи позволило достичь следующих результатов:
- самостоятельное выполнение сложных пальчиковых упражнений и их комбинаций
- развитие изобразительных и графических умений детей (при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, уверенно вели линии);
- развитие внимания и памяти детей, которые тесно связаны с речевых развитием;
- повышение интереса детей к занятиям с логопедом, положительный эмоциональный настрой;
- значительное сокращение времени на овладение правильным произношением звуков.