Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса

Тема: логопедическая: выделение гласных звуков из слов; лексическая: цветы; грамматическая: нахождение и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Цели: образовательные: упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением; коррекционные: совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане; уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов; развивать функции словоизменения; воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; Оборудование: индивидуальные зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.

ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент 1. Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции гласных звуков). 2. Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике Р, А, В, И, К; О, З, Х, Ш, У; Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М; Логопед: – Какие гласные буквы вы еще знаете? – Назовите все 10 гласных букв. 3. Сообщение темы занятия Логопед: Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная? Дети: Значит необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением. Логопед: Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова. (Дети записывают тему занятия в тетрадях) II. Основная часть 1. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопед: А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме. (На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы) 2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов. Логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком. Однокоренные слова Логопед: Запишите однокоренные слова для слова «цветок». (Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы, цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести) В помощь логопед задает вопросы: а) помещение, где растут цветы; б) человек, который выращивает цветы; в) женщина, которая продает цветы; г) киоск, в котором продают цветы. Логопед: – Выделите общую часть родственных слов. – Какая гласная стоит после буквы в? – Как называется общая часть родственных слов? – Поставьте ударение. – В какой позиции находится гласная в корне? – Как проверить правильность ее написания? (Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку). Слова, обозначающие признаки предмета Логопед: Ребята, а какие бывают цветы? (На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?) Логопед: Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка. (Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие). Логопед: – Поставьте ударение. – В каких словах ударение падает на гласную в корне? – В каких словах есть безударная в корне? – Подберите проверочные слова. (Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку). Логопед: А какого цвета бывают цветы? (Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку). Физкультминутка Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста. Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. (Дети выполняют соответствующие движения под счёт). Слова, обозначающие действия предметов Логопед: Теперь украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета. Какие действия может совершать цветок?расцветает зацветает увядает отцветает распускается радует звенит растет Логопед: Соедините красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы. (Задания выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку). Развитие функции словоизменения Дидактическая игра «Доскажи словечко». Измените слово «цветок» по смыслу. В цветнике расцвел … (цветок). В мире лучше нет … (цветка). Очень рады мы … (цветку). Мы несем домой …(цветок). Мы любуемся …(цветком). И поем мы о …(цветке). Развитие валентностей слова «цветной» Логопед: Составьте словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки. (Картинки: шары, телевизор, капуста, карандаши, платок, фонарики) В каких словосочетаниях слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»? Развитие связной речи Работа с деформированным предложением и текстом. (Слова – опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они, любуются, их, красотой). Логопед: – А какие цветы вы знаете? – Составьте предложения, пользуясь опорными словами. – Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. – Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь. – Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение. – Какими родственными словами мы проверим сомнительные гласные? (Дети выполняют задание в тетрадях) Словесно-логические задачи Логопед: Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение. В саду расцвели белые розы. На стене висит цветной ковер. Лицо цветовода цветет от радости. III. Итог занятия Логопед: – О чем мы сегодня говорили? – Послушайте стихотворение: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты – Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы. – О чем это стихотворение? Как нужно относиться к природе? Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши желания обязательно исполнятся. Литература: Лурия А.Р. Язык и сознание Ростов-на-Дону «Феникс» 1998. Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.Д., В.Б.Горская, Пискунова В.Н. Поле речевых чудес. Екатеринбург 1996. Ванюхина Г.А. Особенности организации лекико-грамматических игр в структуре семантического поля. Журнал «Логопед». 2006, № 4.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»