Преемственность в работе педагогов как один из факторов повышения эффективности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Воробьева Наталия Игоревна, ГБС(К)ОУ школа № 609, учитель математики.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определенную стадию
развития, проделанную ребенком».
Л.С.Выготский
Одно из условий успешного перехода на новые образовательные стандарты общего образования это развитие преемственности в образовательных учреждениях. Преемственность- система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов в обучении и воспитании с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
В психолого- педагогической литературе вопросы преемственности рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующими образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Даже соблюдая все цепочки взаимодействия и взаимосвязи в содержании учебно- воспитательного процесса, в формах и методах обучения, мы, к сожалению, практически из года в год при переходе с одной ступени обучения на другую наблюдаем снижение успеваемости, возникновение у некоторой части детей дезадаптации и снижение эмоционального благополучия учащихся и их родителей. А это значит проблема преемственности – не только педагогическая, а в значительной степени и психологическая, суть которой состоит во всестороннем и целенаправленном развитии познавательной деятельности ребенка, поддержания настроя родителей, в выстраивании системы взаимодействия между педагогами, участвующими в процессе обучения и воспитания ребенка. Поэтому под преемственностью следует понимать и внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития ребенка, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой.
Таким образом, преемственность как многогранное понятие характеризуется динамикой развития детей, организацией и осуществления самого педагогического процесса.
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы подразумеваем - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Ребенок – главная фигура всего образовательного процесса, для него и вокруг него выстраиваться работа всех специалистов образовательного учреждения . И именно взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребенка:
- внутри образовательного учреждения;
- между ОУ;
- между школой и различными дополнительными организациями, осуществляющими развитие и воспитание ребенка;
- между школой и семьей ;
- между учителями и всеми специалистами, работающими с ребенком в ОУ.
Организация работы по преемственности и взаимодействию между педагогами внутри образовательного учреждения мы видим в следующем:
- создание системы непрерывного обучения, которое обеспечивает эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм )
- создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого обучающегося
- развитие ведущей деятельности каждого периода жизни ребенка
- формирование психологической готовности к переходу на новые ступени обучения
- разработка «сквозных» программ для младшего и среднего возраста ( психологом, социальным педагогом, валеологом)
- формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования
- создание разнообразных творческих мастерских и проектов в обучении и воспитании
Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях разностороннего взаимодействия всех образовательныхструктур , участвующих в обучении и воспитании детей.
Работа школы в режиме школы полного дня (ШПД) позволяет в полной мере оптимизировать процесс обучения и воспитания через интеграцию общего и дополнительного образования. В этом случае режим работы регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, работы секций , кружков и занятий развивающей направленности. Именно в условиях ШПД выстраивается серьезная работа по взаимодействию всех звеньев образовательного процесса «ученик-учитель- воспитатель- родитель». Где воспитатель является главным координатором всей нагрузки ребенка, его подготовки к занятиям и ликвидации пробелов .
Решение проблемы преемственности связано с социально- личностным развитием ребенка, с успешностью его социализации. А значит , в проблеме преемственности мы должны видеть социально- педагогическую составляющую: взаимоотношения ребенка с социумом, влияние на него таких факторов, как семья, сверстники, институты социального воспитания.
На протяжении ряда лет мы проводим совместную работу по социальной адаптации и воспитанию обучающихся с различными организациями района: от простого посещения каких-либо мероприятий проводимых на базе Центров, библиотек до активных участников по организации и совместному их проведению. Сегодня вы как раз увидите фрагмент участия наших детей в районном проекте, посвященному Царскосельскому лицею. Огромное значение имеет взаимодействие со школами, находящихся на прилегающей территории: это и организация совместных выездов, праздников на базе других ОУ, проведение совместных экскурсий.
Особый акцент мы делаем на работу с родителями, так как именно семья оказывает решающее влияние на развитие и формирование особенностей поведения ребенка. Понимание родителями возрастных особенностей, задач соответствующего возраста, делает возможным качественную реализацию принципа преемственности. Поэтому важной задачей специалистов психологической службы школы является систематическое просвещение родителей в вопросах развития детей, каждой возрастной групы. Тот родитель, который находится «внутри проблемы» и имеет достаточный уровень осведомленности, в состоянии реально оценить ситуацию в целом и увидеть перспективу реализации возможностей своего ребенка.
В школе регулярно проводятся встречи с родителями, разработан цикл бесед, которые проводятся психологом, социальным педагогом, классными руководителями. Мы хорошо понимаем, что отсутствие активных родителей чревато тем, что они исключаются из числа важнейших факторов преемственности, что в принципе противоестественно: ведь у ребенка с возрастом будут меняться учителя, наставники, а родители – это перманентная составляющая социализации. В этой связи большая роль отводится социальному педагогу, который должен:
- использовать все имеющиеся ресурсы семьи в ходе адаптации ребенка в различные периоды обучения в школе.
- Содействовать в налаживании крепких связей между родителями, обучающимися и педагогами.
Социальный педагог выступает одним из звеньев в постоянно выстраиваемой цепочке «ученик- родитель – педагог» . Очень важно, чтобы родитель мог не только вскрыть, обозначить проблему, но и обратиться за квалифицированной помощью к специалистам. Проводимая регулярная индивидуальная работа с родителями, участие педагогов в решении их проблем привела к увеличению числа родителей посещающих и родительские собрания, беседы и встречи в рамках Клуба свободного общения.
В школе стало традицией организовывать встречи с родителями будущих первоклассников (май, июнь, август) по итогам работы ТПМПК, где родители и дошкольники знакомятся с будущим учителем, становятся участниками школьного праздника «Прощания с начальной школой». Для родителей будущих первоклассников специалистами службы сопровождения школы проводятся мини- СЕМИНАРЫ по интересующим их темам. Большую помощь в решении вопроса сближения родителей и педагогов оказывают специалисты коррекционного детского сада нашего района. Проводимые специалистами нашей школы на их базе встречи с родителями и воспитателями (декабрь, апрель) всегда имеют положительный результат по своевременному определению образовательного маршрута ребенка и оказания необходимой помощи по формированию определенных умений у ребенка для начала обучения в школе. Конечно, идеальным вариантом является сочетание д\с- школа, когда специалисты ведут сквозное наблюдение за ребенком от начала обучения до его окончания. И такие школы есть, но в нашей ситуации именно правильное взаимодействие, своевременная передача накопленной информации позволяет снимать и решать различные острые проблемы, которые встречаются на нашем пути.
Особенности комплектования нашей школы несет в себе и отдельное направление в решении проблемы преемственности, взаимодействия и адаптации обучающихся. Ученический коллектив комплектуется из детей домашних и воспитанников двух детских домов нашего района. Соединение детей, находящихся в различных жизненных ситуациях, имеющих за собой значительно отличающийся «багаж прошедшей жизни» в одном коллективе, требует от всех педагогов работы с соблюдением единых требований, внимательностью к каждому ребенку . На протяжении многих лет совместной работы с администрацией и воспитателями детских домов, у нас выработалась определенная система взаимоотношений:
- Это и проведение совместных совещаний (сентябрь, январь, апрель),
- педагогических советов по соблюдению единых требований в обучении и воспитании воспитанников (январь) ,
- посещение воспитателями д/д уроков и внеклассных мероприятий в классах, где обучаются воспитанники д/д. Воспитатели и администрация всегда являются активными участниками школьных праздников
Необходимо отметить, что многие вопросы решаются при ежедневном общении воспитателя и педагогов школы. Именно такие своевременные беседы позволяют администрации двух ОУ принимать адекватные и необходимые решения.
- Понимание требований педагогов школы воспитателями д/домов, и помощь в их выполнении воспитанниками, позволяет добиваться положительных результатов в обучении и воспитании детей. Проблемы учащихся, озвученные учителями, никогда не остаются без внимания со стороны администрации детских домов.
- Работая в тесном контакте, мы становимся для наших обучающихся единым педагогическим коллективом.
Рассматривая проблему преемственности, нельзя обойти управленческий аспект в решении вопросов по взаимодействию педагогических кадров. Очень важным для нас представляется взаимодействие и взаимосотрудничество среди педагогов, работающих в одном классе, в одной параллели. К данному вопросу, конечно же, относится: учет индивидуальных особенностей педагогов, подбор, расстановка и сопровождение педагогов, повышение их квалификации, реализация здоровьесберегающих технологий для всех субъектов образовательной деятельности. Учитывая, что в этом учебном году, в связи с увеличением контингента и открытием новых классов, в школу пришло много новых молодых специалистов, одной из задач становится организация наставничества и выстраивание взаимосотрудничества между всеми педагогами.
Отдельным вопросом по решению этих проблем стоит – оказание помощи педагогам в вопросах знания и понимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов, понимания того, что к неуспеваемости всегда приводит нарушение социально- психологической адаптации ( в том числе - несоответствие формы подачи учебного материала учителем индивидуальному стилю учебной деятельности ребенка). Традиционно осенью мы проводим педагогический совет по вопросам преемственности в работе педагогов. А специалистами службы сопровождения регулярно проводятся консультации направленные на повышение компетентности педагогов в знаниях психологических и медико-физиологических особенностях развития детей, что способствует развитию навыков прогнозирования.
Работая единым коллективом помогая друг другу, мы смогли добиться действительно хороших результатов по обучению и воспитанию наших воспитанников. На протяжении ряда лет мы ведем мониторинг отдаленных результатов своего труда: где, как и почему обучаются, или работают наши выпускники. И нам, есть чем гордиться!
- 100% выпускников продолжают обучение после 9 класса.
- Из 223 выпускников окончивших школу (с 2001 по 2011 г)- 34 (15%) выпускника продолжили свое образование в 10-х классах общеобразовательных школах района. В дальнейшем получили высшее профессиональное образование – 15 выпускников, в различных высшихучебных заведениях города. Большая же часть выпускников успешно работает по специальности, освоенной в ПУ.