Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Преемственность в работе педагогов как один из факторов повышения эффективности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Воробьева Наталия Игоревна, ГБС(К)ОУ школа № 609, учитель математики.

«Школьное обучение никогда не

 начинается с пустого места, а всегда

опирается на определенную стадию

развития, проделанную ребенком».

Л.С.Выготский

      Одно из условий успешного перехода на новые образовательные стандарты  общего образования это развитие преемственности в образовательных учреждениях. Преемственность- система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов в обучении и воспитании с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных  этапах развития ребенка.

       В психолого- педагогической литературе вопросы преемственности   рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующими образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.  Школа как  преемник  дошкольной  ступени  не строит свою работу  с нуля, а подхватывает  достижения дошкольника  и организует  педагогическую практику, развивая накопленный  им потенциал.   Даже соблюдая все цепочки взаимодействия и взаимосвязи в содержании  учебно- воспитательного процесса, в формах и методах обучения, мы,  к сожалению, практически из года в год при переходе с одной ступени обучения на другую наблюдаем  снижение успеваемости, возникновение у некоторой части детей дезадаптации и снижение  эмоционального благополучия учащихся и их родителей. А это  значит  проблема преемственности – не только педагогическая, а в значительной степени и психологическая, суть которой состоит во всестороннем и целенаправленном развитии познавательной  деятельности ребенка,  поддержания настроя родителей,  в выстраивании системы взаимодействия между педагогами, участвующими в процессе обучения и воспитания ребенка. Поэтому   под преемственностью  следует понимать  и внутреннюю органическую  связь общего физического и духовного развития ребенка, внутреннюю подготовку  к переходу от одной ступени развития к другой.

Таким образом, преемственность как многогранное понятие  характеризуется динамикой развития детей, организацией  и осуществления самого педагогического процесса.

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы подразумеваем  - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.  Ребенок – главная фигура всего образовательного процесса, для него и вокруг него  выстраиваться  работа всех специалистов образовательного учреждения . И именно взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребенка:

  • внутри образовательного учреждения;
  • между ОУ;
  • между школой   и различными дополнительными организациями, осуществляющими развитие и воспитание ребенка;
  •  между школой  и семьей ;
  • между учителями и  всеми специалистами, работающими с ребенком  в ОУ.  

Организация работы по преемственности  и взаимодействию между педагогами внутри образовательного учреждения мы видим в следующем:

  • создание системы непрерывного обучения, которое обеспечивает эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм )
  • создание условий, благоприятных для адаптации  к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого обучающегося
  • развитие ведущей деятельности каждого периода   жизни ребенка
  • формирование психологической готовности к переходу на новые ступени обучения
  • разработка «сквозных» программ для младшего и среднего возраста ( психологом, социальным  педагогом, валеологом)
  • формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного  образования
  • создание разнообразных творческих мастерских и  проектов в обучении и воспитании

Эти важнейшие задачи могут успешно решаться  в условиях разностороннего взаимодействия  всех образовательныхструктур , участвующих в обучении и воспитании детей.

      Работа школы в режиме  школы полного дня (ШПД) позволяет  в полной мере  оптимизировать процесс обучения и воспитания через интеграцию общего и дополнительного образования. В этом случае режим работы   регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, работы секций ,  кружков и занятий развивающей направленности. Именно в условиях ШПД  выстраивается серьезная работа по взаимодействию всех звеньев образовательного процесса «ученик-учитель- воспитатель- родитель». Где воспитатель является главным координатором  всей нагрузки ребенка, его подготовки к занятиям  и ликвидации пробелов .

      Решение проблемы преемственности  связано  с социально- личностным развитием ребенка, с успешностью его социализации. А значит , в  проблеме преемственности мы должны видеть социально- педагогическую составляющую: взаимоотношения ребенка  с социумом, влияние на него таких факторов,  как семья, сверстники, институты социального воспитания.

      На протяжении ряда лет  мы  проводим совместную работу по социальной адаптации и воспитанию обучающихся с  различными организациями района: от  простого посещения каких-либо мероприятий проводимых на базе Центров, библиотек до активных участников по организации и совместному  их проведению.  Сегодня вы как раз увидите фрагмент участия наших детей в районном проекте, посвященному Царскосельскому лицею. Огромное значение имеет взаимодействие со школами, находящихся на прилегающей территории: это и  организация  совместных выездов, праздников на базе других ОУ, проведение совместных экскурсий.

        Особый акцент мы делаем на работу с родителями, так как именно семья оказывает решающее влияние на развитие и  формирование особенностей поведения ребенка. Понимание родителями возрастных особенностей, задач соответствующего  возраста,  делает возможным качественную реализацию принципа преемственности.  Поэтому важной задачей специалистов психологической службы  школы  является  систематическое просвещение родителей в вопросах развития детей, каждой возрастной групы. Тот родитель, который находится «внутри проблемы» и имеет достаточный уровень осведомленности, в состоянии реально оценить ситуацию в целом и   увидеть перспективу реализации возможностей своего ребенка.

          В школе регулярно проводятся встречи с родителями, разработан цикл бесед, которые проводятся  психологом, социальным педагогом,  классными руководителями.  Мы хорошо понимаем, что отсутствие активных родителей   чревато тем, что они исключаются из числа важнейших факторов преемственности, что в принципе противоестественно: ведь у ребенка  с возрастом  будут меняться учителя, наставники, а родители – это перманентная составляющая   социализации. В этой связи большая роль отводится социальному педагогу, который должен:

  • использовать все имеющиеся ресурсы семьи в ходе адаптации ребенка в различные периоды обучения в школе.
  • Содействовать в налаживании крепких связей между родителями, обучающимися  и педагогами.

Социальный педагог выступает одним из звеньев в постоянно выстраиваемой цепочке  «ученик- родитель – педагог» . Очень важно, чтобы родитель мог не только вскрыть, обозначить проблему, но и обратиться за квалифицированной помощью к специалистам.  Проводимая регулярная индивидуальная работа с родителями, участие педагогов в решении их проблем  привела к увеличению числа родителей посещающих и родительские собрания,  беседы и  встречи в рамках Клуба свободного общения.

     В школе стало традицией  организовывать встречи с родителями будущих первоклассников (май, июнь, август) по итогам работы ТПМПК, где родители и дошкольники знакомятся с будущим учителем, становятся участниками  школьного праздника «Прощания с начальной школой». Для родителей будущих первоклассников специалистами службы сопровождения  школы проводятся  мини- СЕМИНАРЫ по интересующим их темам.  Большую помощь в решении  вопроса сближения родителей и педагогов  оказывают специалисты  коррекционного детского сада нашего  района. Проводимые специалистами нашей школы на их базе встречи с родителями и воспитателями  (декабрь, апрель)  всегда имеют  положительный результат по  своевременному определению образовательного маршрута ребенка и оказания необходимой помощи по формированию определенных умений у ребенка  для  начала обучения в школе. Конечно, идеальным вариантом является сочетание д\с- школа, когда   специалисты  ведут сквозное наблюдение за ребенком от начала обучения до его окончания. И такие школы есть, но в нашей  ситуации именно правильное взаимодействие, своевременная передача накопленной информации позволяет  снимать и решать различные острые проблемы, которые встречаются на нашем пути. 

    Особенности комплектования нашей школы несет в себе и отдельное направление в решении проблемы преемственности, взаимодействия и адаптации обучающихся. Ученический коллектив комплектуется из детей домашних и воспитанников двух детских домов  нашего района. Соединение детей, находящихся в различных жизненных ситуациях, имеющих за собой  значительно отличающийся «багаж прошедшей жизни»  в одном коллективе,  требует от всех педагогов работы с соблюдением  единых требований, внимательностью к каждому ребенку . На протяжении многих лет совместной работы с администрацией и воспитателями  детских домов, у нас выработалась определенная система взаимоотношений:

  • Это и проведение совместных совещаний  (сентябрь, январь, апрель),
  •   педагогических советов по соблюдению единых требований в обучении и воспитании воспитанников (январь) ,
  •   посещение воспитателями д/д уроков и внеклассных мероприятий в классах, где обучаются воспитанники д/д. Воспитатели и администрация всегда являются активными  участниками школьных праздников

Необходимо отметить, что  многие вопросы  решаются  при  ежедневном общении  воспитателя и   педагогов школы. Именно такие своевременные  беседы   позволяют администрации двух ОУ  принимать адекватные и необходимые решения.

  • Понимание   требований педагогов школы  воспитателями  д/домов, и помощь в их выполнении воспитанниками,   позволяет добиваться положительных результатов в обучении и воспитании детей.   Проблемы учащихся, озвученные учителями, никогда не остаются без внимания со стороны администрации детских домов.
  • Работая в тесном контакте, мы становимся для наших обучающихся единым педагогическим коллективом.

Рассматривая проблему преемственности, нельзя обойти управленческий аспект в решении вопросов по взаимодействию педагогических кадров. Очень важным для нас представляется взаимодействие и взаимосотрудничество среди педагогов, работающих в одном классе, в одной  параллели. К данному вопросу, конечно же, относится: учет индивидуальных особенностей  педагогов, подбор, расстановка  и сопровождение педагогов, повышение их квалификации,  реализация здоровьесберегающих технологий для  всех субъектов образовательной деятельности.  Учитывая, что в этом учебном году, в связи  с увеличением  контингента и открытием новых классов,  в школу пришло много новых молодых специалистов, одной из задач становится организация наставничества и выстраивание взаимосотрудничества между всеми педагогами.

Отдельным вопросом по решению этих проблем  стоит – оказание помощи педагогам в вопросах знания и понимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных  периодов, понимания того, что к неуспеваемости  всегда приводит нарушение социально- психологической адаптации  ( в том числе - несоответствие формы подачи учебного материала учителем индивидуальному стилю учебной деятельности  ребенка).  Традиционно осенью мы проводим   педагогический совет по вопросам преемственности в работе педагогов. А специалистами  службы сопровождения регулярно проводятся  консультации   направленные на повышение компетентности педагогов в знаниях психологических и медико-физиологических особенностях  развития детей, что способствует развитию    навыков прогнозирования.

Работая единым  коллективом помогая друг другу,  мы смогли добиться действительно хороших результатов по обучению и воспитанию наших воспитанников. На протяжении ряда лет мы ведем мониторинг отдаленных результатов своего труда: где, как и почему обучаются,  или работают наши выпускники. И нам, есть чем гордиться!

  • 100% выпускников  продолжают  обучение после 9 класса.
  • Из   223 выпускников окончивших школу (с 2001 по 2011 г)- 34 (15%)  выпускника продолжили свое образование в 10-х классах общеобразовательных школах района. В дальнейшем получили высшее профессиональное образование – 15 выпускников, в различных высшихучебных заведениях города. Большая же часть выпускников успешно работает по специальности, освоенной в ПУ.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»