Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Методика занятий фитбол-гимнастикой

Сабитова Танзилия Карамовна

Фитбол - гимнастика выполняется на больших упругих мячах. Фитболы могут быть разного размера в зависимости от возраста и роста занимающихся. Так, например от 6 до 10 лет-55см, для учащихся имеющих рост от 150 до 165см, диаметр мяча должен составлять 65см, а для занимающихся, имеющих рост от 170 до 190-75см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нём угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90 градусов. Острый угол в коленных суставах опасен, так как создаёт дополнительную нагрузку на связки  при выполнении упражнений сидя на мяче.

Фитболы обладают комплексом  полезных воздействий на организм  человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует улучшению кровообращения и лимфооттоку,  увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшает функции сердечно-сосудистой  системы, внешнего дыхания, повышает скорость обмена веществ и интенсивность процессов пищеварения, защитные силы, сопротивляемость организма.

Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому  воздействию сходна с лечением верховой ездой.

При оптимальной и систематической нагрузке создаёт сильный мышечный корсет, улучшает функции внутренних органов, уравновешиваются  нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит колоссальное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

  1. Правильная посадка на фитболе предусматривает  оптимальное

Взаиморасположение всех звеньев тела.  Посадка на мяче  считается правильной, если угол между туловищем и  бедром, бедром и голенью, голенью  и стопой равен 90 градусам, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг друга. Такое положение на мяче  способствует устойчивости и симметричности -главным условиям  сохранения правильной осанки.

  1. Необходимо и правильно использовать страховку, самостраховку

и помощь для профилактики  травматизма. Кроме того, на полу и одежде занимающихся не должно быть никаких острых предметов, чтобы  не повредить мяч. На занятия  одеть удобную одежду и не скользкую обувь.

  1. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных

положений,  постепенно  переходя к более сложным.

  1. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять

дискомфорт.

  1. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и

поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка  по оси  повреждают межпозвонковые диски, увеличивают нестабильность позвоночно- двигательных сегментов, нарушают вертебробазилярное кровообращение.

  1. При выполнении упражнений лёжа на мяче не задерживать

дыхание, особенно это касается исходного положения, лёжа на животе, на мяче,  так как длительное сдавливание диафрагмы затрудняет дыхание.

  1. При выполнении упражнений лёжа на спине на мяче и лёжа на

груди на мяче голову не запрокидывать, затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

  1. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  2. При выполнении упражнений лёжа на животе на мяче  с упором

руками на пол ладони должны быть параллельны друг к другу и располагаться  на ширине плечевых суставов.

10.  Упражнения на силу должны чередоваться  с упражнениями  на

растягивание и расслабление.

11.  На каждом занятии стремиться к созданию положительного

эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Важна также эстетика выполнения упражнений.

12.  Каждое упражнение повторять, начиная 3-4 раз, постепенно

увеличивая до 6-8 раз. Упражнения выполнять, исходя из принципа рассеивания нагрузки, в разных исходных положениях на разные группы мышц. В конце занятия используются упражнения для восстановления дыхания и расслабления.

 

Фитбол – гимнастика позволяет решать следующие задачи:

- развитие двигательных качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость);

- обучение основным двигательным действиям;

- развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

- укрепление мышечного корсета, создание навыков правильной осанки и выработка  оптимального двигательного стереотипа;

-улучшение функционирования сердечно-сосудистой  и дыхательной

систем;

- нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

- улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

- улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

- стимуляция развития анализаторных  систем, проприоцептивной

чувствительности;

- развитие мелкой моторики и речи;

-адаптация организма к физической нагрузке.

Использование фитбол-гимнастики в профилактике, лечении и коррекции различных заболеваний и деформаций позволяет разнообразить занятия,

вносить эмоциональный разряд, способствует активному вовлечению занимающихся в лечебно-педагогический процесс, что значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий. При  ДЦП на фитболах можно заниматься в различных исходных положениях в зависимости от поставленных задач. Занятия  дают положительные результаты.

 

Примерный  комплекс №1

специальных физических упражнений с фитболом.

 

 

№п/п

Содержание

Дозировка

Методические рекомендации

1

 

И.п.лёжа на животе на фитболе, и лёжа на спине с вращением мяча в различных плоскостях.

15 – 20 сек.

Уменьшает силу земного притяжения, обладает  антигравитационным эффектом, который позволяет ребёнку поднять голову и плечи.

2

 

И.п.лёжа на животе на фитболе,

прогнуться в грудном отделе и поднять ноги.

 

15-20

сек

Способствуют разгибанию в грудном отделе позвоночника и подниманию нижних конечностей.

3

 

И.п. лёжа на спине на фитболе,

Поворот налево, поворот направо.

 

 

15-20

сек

Способствуют растягиванию большой грудной мышцы и укреплению прямой и косых мышц живота.

4

 

И.п.стоя на четвереньках с фитболом под грудью, руки в упоре на пол,

перекат вперёд-назад.

10-15

сек.

Укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса, тренирует равновесие и координацию движений.

5

 

И.п. сидя на фитболе, держать равновесие, руки произвольно.

 

10-15

сек

Способствует выработки  навыка правильной осанки, спину и голову держать прямо.

6

 

И.п.лёжа на животе на фитболе, с прокатыванием мяча вперёд  и назад.

10-15

сек

Способствует координации рук и ног

7

 

И.п.лёжа на животе на фитболе,

переход перекатом в положении лёжа на спине

15-20

сек

Способствуют разгибанию в грудном отделе позвоночника и коррекция координации.

8

 

И.п.лёжа на спине, ноги  на фитболе,

поднять правую ногу вверх, затем левую

10-12

раз каждой ногой

Выработка силы мышц брюшного пресса.

9

 

И.п.стоя у фитбола, правой рукой фиксировать его, левой рукой подтянуть пятку к ягодице, сгибая ногу в коленном суставе.

6-8

раз каждой ногой

развитие координации  равновесие.

10

 

 

И.п. лёжа грудью на фитболе, правая рука в упоре на полу, левая подтягивает пятку к ягодице.

6-8

раз каждой ногой

развитие координации  равновесие.

11

 

И.п. стоя на  одном колене, другая нога вытянута и отведена в сторону, руки на фитболе перед грудью, откатить фитбол от себя и вернуться в и.п.

6-8

раз

Укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса, тренирует равновесие и координацию движений.

12

 

И.п. сидя на полу ноги врозь, фитбол между ног, руки на фитболе, откатить фитбол от себя и вернуть в и.п.

 

10-15

раз

Способствует выработки  навыка правильной осанки.

 

Методические рекомендации

 

В проведении занятий по лечебной физкультуре наиболее важным является для учителя знание результатов медицинского обследования и медико-психологической характеристики  учащихся,  отражающих индивидуальность каждого из них, зачисленных в группу лечебной физкультуры (приложение№1) .

Учитывая специфические особенности  развития и имеющиеся физические нарушения детей рассматриваемой категории:

1. Изучать учащихся следует в процессе проведения занятий по лечебной физкультуре, провести тестирование в начале года (сентябрь) и конец года (апрель) приложение №. 4

2. Обязательным условием организации уроков по лечебной физкультуре является индивидуальный и дифференцированный подход к регулированию физической нагрузки и оценки потенциальной, личностной и функциональной возможности ребенка при усвоения программного материала.

3. В процессе занятий необходимо осуществлять  педагогический

контроль за самочувствием занимающихся. В этом случае можно пользоваться рекомендациями рядов авторов (приложение№2,№3), где представлена характеристика проявления внешних признаков утомления.

4. Занятия по лечебной физкультуре должны быть эмоционально и эстетически насыщенными.

5.  В процессе занятий необходимо, чтобы дети забыли о своих недугах. Почувствовали себя здоровыми, а занятия физическими упражнениями доставляли им радость, бодрость, эстетическое наслаждение.

 

Практическая деятельность учителя требует знания:

1. основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры.

2. сопутствующие заболевания и вторичные отклонения.

3. медицинские показания и противопоказания к тем или иным  видам физических упражнений.

4. необходимо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста.

5. основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода.

Эти сведения необходимы учителю, чтобы:

1. Не навредить.

2. Выявить потенциальные личностные  и функциональные  возможности ребенка.

3. Определить оптимальный путь коррекции развития занимающихся.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»