Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Элементы игры на уроках математики в условиях обучения на дому детей с умственной отсталостью

 

Свердлова Клара Ильинична,
учитель С(К)ОШ (
VIII вида) № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития...»

В.А. Сухомлинский

Игры повышают интерес учеников к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала. Всякая игра, предложенная на уроках математики, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести на себе смысловую нагрузку, т.е. игра должна развивать мышление ученика, развивать его кругозор. С этой точки зрения и должны выбираться игры, учитывая уровень знаний, возраст ученика. Они по своей сложности должны соответствовать умственному и физическому развитию ученика. В условиях обучения на дому для учащихся подбираются игры индивидуального характера. Цель каждой игры преследует развить определенные знания, закрепить некоторые навыки, дать разрядку от напряженной умственной работы, поставить для решения какую-то проблему.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий, организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам играющих. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ученика с уже привычной для него, облегчая ребенку надомного обучения переход от игры к серьезной умственной работе. В дидактической игре ее замысел, правила, действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей надомного обучения, так как заинтересовывают даже самых инертных учеников. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления умственно отсталого ребенка. Необходимо также помнить о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательным способностям, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям.

Игра № 1.

Цель: Закрепить умения учеников сравнивать числа.

Содержание игры.

По заданию учителя ученик должен быстро называть числа:

1)           больше (меньше) данных на несколько единиц (десятков, сотен);

2)            больше (меньше) данных чисел в несколько раз;

3)            числа, представляющие какую-либо часть от данных чисел. Можно поменяться ролями с учеником. Он проверяет ответы.

 Игра № 2.  (с геометрическими фигурами)

Цель: Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать геометрическую фигуру, охарактеризовать ее, умение быстро находить периметр и площадь геометрических фигур.

Содержание игры.

Сбор мозаики из геометрических фигур. Измерение их сторон, углов. Определение периметров и площадей (можно на время).

 В том случае, если занимательная задача доступна ученику, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ученику интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, измерить, вычислить, которая увлекает его. При этом ученики пользуются 2 видами поисковых проб: практическими (действия, перекладывания, измерения) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска выдвижения гипотез, решения ребята проявляют и догадку; т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность безусловно кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания.

В процессе решения задач на смекалку обдумывание учениками хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень его самостоятельности, характер производимых проб. Все это дает основания для утверждения о возможности приобщения учеников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У ребят формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться. Из всего многообразия занимательного математического материала наибольшее применение у учащихся надомного обучения находят дидактические игры.

Основное назначение дидактических игр - обеспечить упражняемость учеников в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить учеников со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений учащихся. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Игры могут быть использованы в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры уместны и в конце занятий с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

При формировании у учеников математических представлений хорошо использовать занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические и игровые упражнения. Игровые упражнения отличаются от дидактических игр по структуре, назначению, уровню самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, действия игры). Назначение их - упражнять учеников с целью выработки умений, навыков. Упражнение проводит учитель (дает задание, контролирует ответ) ученик при этом менее самостоятельный, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

 Одна из важных задач обучения умственно отсталых детей на дому - развитие у них логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ученик соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядного образа, рассуждает, делает выводы. Например, соотнося суждения «все числа, которые делятся на 2, называются четными» и «14-делится на 2», можно заключить, что 14 - четное число. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставить суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала, особенно при изучении математики, а также в овладении навыками ориентироваться в повседневной жизни. Многочисленные исследования показали, что именно при изучении математики в школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы ученик надомного обучения научился делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных. Чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

Развитию логического мышления могут способствовать: игровые уроки (игры в шашки, морской бой, работа с калькулятором, сборка конструктора, мозаика, черчение и вырезание геометрических фигур, компьютерные игры). Решение практических и математических задач связано с умением правильно делать выводы.

 Игра № 3.

Сложи домик из палочек. Построй его так, чтобы он смотрел в другую сторону.

 Игра № 4. (Занимательный квадрат)

Расставь в остальных клетках такие числа, чтобы в сумме по всем направлениям получилось 1000.

500

200

 

 

400

 

 

 

150

 Игра № 5. (Математические фокусы)

а) для закрепления нумерации чисел в пределах 1000.

Задумай число от 1 до 1000. Прибавь 10, еще 10, отними 10, еще 10, прибавьте 10. Назовите результат, а я отгадаю задуманное тобою число.

б) Для устного счета.

Задумай число. Прибавь задуманное, раздели на задуманное. Всегда получится 2, далее диктуем любые действия и производим их вместе с учеником, отгадываем полученный результат.

 В процессе обучения математике учеников надомного обучения игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с учениками. В комплексном подходе к воспитанию и обучению учеников надомного обучения в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам. Они интересны для учащихся, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска, ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии учеников. Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у учеников надомного обучения интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Кроме того прекрасным методом обучения математике являются задачи на смекалку (головоломки).

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ученик включается в активный поиск путей решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому изменению или пространственной фигуры. Организуя эту работу, учитель ставит цель - учить учеников приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения. Анализ фигур проводится по схеме: «Сравните и скажите, чем отличаются, тем похожи фигуры. Докажите, что фигуры составлены правильно». Уточнение представлений учеников о геометрических фигурах, их элементарных свойствах (количество углов и сторон), упражнение в составлении будут способствовать усвоению учениками способов решения головоломок.

 Примерные задачи на смекалку:

 Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата их 7 палочек.

  1. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
  2. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
  3. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
  4. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
  5. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
  6. Из 10 палочек составить 2 квадрата - большой и маленький.
  7. Из 9 палочек составить 5 треугольников

10. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных  треугольника.

  Задачи решаются способом построения, присоединения одной фигуры к другой.

 Игра № 5.  («Угадайка»)

Цель: Воспроизведение состава числа в пределах 100 по памяти, тренировка устного счета.

Содержание игры.

Учитель говорит: «Я задумал два числа, сложил их. У меня получилось 100. Какие числа можно сложить, чтобы сумма равнялась 100?»

Назвать все возможные варианты и т.д.

 Игра № 6.  («Угадайка»)

Цель: Формирование вычислительных навыков.

Содержание игры.

1.  Задумать два числа, записанных на круге. Сложить их, получим 20. Какие числа задуманы? Соединить их.

2.  Задумать 3 числа, сложить их, получим 20. Какие числа задуманы? Соединить их отрезками.

3.  Из числа 20 вычесть одно число, которое стоит в круге, получим число 12. Какое число мы вычли? И т.д.

Игра № 7.

Покажи все треугольники на чертеже

 Игра № 8.

Составь из 5 палочек: а) 3 треугольника; б) квадрат и два треугольника

  Задачи - смекалки

1)   Шел человек в город и по дороге догнал 3 своих знакомых. Сколько человек шло в город?

2)   Шел человек в город, а навстречу ему шло четверо его знакомых. Сколько человек шло в город?

3)   Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух, и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят?

4)   Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их всего?

5)   Во дворе играли 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары - мальчик с девочкой. Сколько мальчиков включилось в игру?

6)   Ствол у дуба толще, чем у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

 Игра № 9. (Чудесный квадрат)

Содержание игры.

В клетках квадрата написаны числа от 1 до 16 вразбивку. Учитель предлагает ученику задумать любое из них. Затем, молча, показывает на числа, ученик к своему задуманному числу при каждом показе прибавляет единицу. Получив после прибавления по единице несколько раз число 20, он говорит «стоп». В этот момент указка остановится на задуманном числе. Учитель первые три числа показывает произвольно. Четвертым надо показывать число 16, пятым 15, шестым 14 и т.д. В момент, когда учитель покажет на задуманное число каждого ученика, у него получится число 20, и он говорит «Стоп».

3

5

8

10

7

1

15

12

11

14

4

6

2

9

16

13

 Игра № 10.  (Кто быстрее ставит фигуры? игра с учителем)

Цель: развитие пространственного воображения.

Оборудование: набор моделей плоских геометрических фигур, например равносторонние треугольники или прямоугольник и два равных прямоугольных треугольника с катетами, равными сторонам прямоугольника.

Сложить геометрические фигуры (как можно больше и быстрее зарисовать их)

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»