Преодоление задержки речевого развития
у детей раннего возраста
Шлыкова Елена Павловна,
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18
В логопедическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 3-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких, малопонятных предложений. Понимание речи в основном сохранно.
Для ранней коррекции задержки речевого развития проводится следующая работа:
- при поступлении в группу обследование детей неврологом, назначение необходимого физиотерапевтического лечения.
- выяснение детским психологом уровня развития психических функций для рекомендаций логопеду и воспитателям;
После утренней зарядки воспитатель проводит ежедневную коррекционную работу, спланированную логопедом соответственно лексической теме( упражнения по развитию мелкой моторики, мыслительных процессов, внимания, уточнению произношения гласных звуков и простых согласных, словарного запаса, закреплению несложных грамматических категорий, повторению коротких стихотворений). Все задания проводятся в игровой форме. Продолжительность коррекционной работы 10-15 минут .
Логопед ежедневно перед зеркалом до завтрака занимается со всей группой артикуляционной гимнастикой продолжительностью 4-5 минут. Сначала включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Широкий оротик», «Сожми крепко губки», затем более сложные «Часики», «Качели», «Лошадка». Непременные участники этой гимнастики – различные игрушки.
При формировании групп для индивидуальных и подгрупповых занятий необходимо учитывать степень сформированности экспрессивной речи. В «сильную подгруппу подбираются дети, имеющие связную речь и ее зачатки, в «слабую», умеющие произнести только отдельные звуки, звукоподражания или словосочетания.
В течение недели логопед проводит следующие занятия: на звукопроизношения ( одно занятие), на формирование простейших лексико-грамматических категорий (одно) , на развитие связной речи (одно) и логоритмику (одно), которое проводит совместно с музыкальным руководителем. На логоритмических занятиях в игровой форме выполняются такие задания: ходьба с предметами и без них, повороты на 180* при изменении громкости звучания музыки, одн-два упражнения на развития артикуляционной моторики, упражнения на развитие дыхания, внимания.
На занятиях по звукопроизношению развивается внимание к звуку, звукоподражанию, слову; уточняется произношение гласных и простых согласных звуков. Сначала отрабатываютя гласные звуки, а затем звуки м, м*, б, б*, п, п*, д, д*. Одновременно уделяется внимание развитию фонематического слуха, восстановлению слоговой структуры слова.
Занятия по формированию простых лексико-грамматических категорий планируются таким образом, чтобы в играх максимально использовать природные вещества – песок и воду. Например, игры для знакомства с предлогами: «Спрячь в песочек, в водичку»; «Достань из песка, из воды» и т.д.
С детьми, обладающими фразовой речью с сентября проводятся занятия по развитию связной речи: сопряженное и отраженное проговаривание предложений, договаривание отдельных слов в предложении, составление предложений по демонстрации действий, пересказы по вопросам и с помощью логопеда, инсценирование коротких сказок. Со второй половины года появляется возможность проводить такие занятия с детьми второй подгруппы, у которых на начало года фразовая речь не была сформирована.
Часть занятий по обучению рассказыванию можно вынести на природу, что дополнительно активизирует речь детей, так как им очень нравится наблюдать за муравьями, жуками ( при изучении темы «Насекомые»), слушать шелест листьев, трогать кору деревьев (при изучении темы «Деревья»), рассматривать цвета (при изучении темы «Цветы). Все это помогает обогащать словарный запас, составлять предложения, повторять короткие рассказы, самим их составлять из двух-трех предложений.
На заключительном логопедическом обследовании выявляется, какие произошли положительные сдвиги в развитии связной речи, ее понимании, звукопроизношении, грамматическом строе, увеличении словарного запаса.
Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста.
Шлыкова Елена Павловна, учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18
В логопедическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 3-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких, малопонятных предложений. Понимание речи в основном сохранно.
Для ранней коррекции задержки речевого развития проводится следующая работа:
- при поступлении в группу обследование детей неврологом, назначение необходимого физиотерапевтического лечения.
- выяснение детским психологом уровня развития психических функций для рекомендаций логопеду и воспитателям;
После утренней зарядки воспитатель проводит ежедневную коррекционную работу, спланированную логопедом соответственно лексической теме( упражнения по развитию мелкой моторики, мыслительных процессов, внимания, уточнению произношения гласных звуков и простых согласных, словарного запаса, закреплению несложных грамматических категорий, повторению коротких стихотворений). Все задания проводятся в игровой форме. Продолжительность коррекционной работы 10-15 минут .
Логопед ежедневно перед зеркалом до завтрака занимается со всей группой артикуляционной гимнастикой продолжительностью 4-5 минут. Сначала включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Широкий оротик», «Сожми крепко губки», затем более сложные «Часики», «Качели», «Лошадка». Непременные участники этой гимнастики – различные игрушки.
При формировании групп для индивидуальных и подгрупповых занятий необходимо учитывать степень сформированности экспрессивной речи. В «сильную подгруппу подбираются дети, имеющие связную речь и ее зачатки, в «слабую», умеющие произнести только отдельные звуки, звукоподражания или словосочетания.
В течение недели логопед проводит следующие занятия: на звукопроизношения ( одно занятие), на формирование простейших лексико-грамматических категорий (одно) , на развитие связной речи (одно) и