Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе
по автоматизаци звука "р"
Транспорт
Дьячкова Наталия Сергеевна
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепление артикуляции звука [Р];
- Развивать фонематическое восприятие;
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт»;
- Совершенствование грамматического строя речи (изменение по падежам, числам и родам, образование относительных прилагательных).
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие речевого дыхания, артикуляционной и мимической моторики;
- Развитие речевого слуха, воображения, внимания, памяти, мышления;
- Развитие дыхания, голоса;
- Развитие связной речи;
- Развитие умения ориентироваться
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитание у ребенка усидчивости;
- Воспитание умения слушать логопеда
Оборудование:
мяч, игрушки, зеркало, схемы, предметные картинки.
Ход занятия
Деятельность логопеда 1.Организационный момент -Здравствуй, давай с тобой поиграем и отправимся в путешествие, но сначала нам надо вспомнить что ты знаешь о звуке [Р]
Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.
|
Деятельность ребенка
Ребенок проделывает все упражнения вместе с логопедом.
…..согласный. …..звонкий. …..твердый. |
2.Основная часть
1)Артикуляционная гимнастика. 2) Развитие голоса, дыхания и переключаемости органов артикуляционного аппарата. Координация речи с движением «Жонглеры». -Подбрасываем шарики и произносим слоги.
-Какой слог лишний? Вра-вра-кра. 3) Развитие фонематического восприятия.
-Определение позиции звука [Р] в словах врач, повар, радист. -Послушай слова прыгун, вратарь. Какой слог потерялся? ...гун, ...тарь. -Составим слова. Скажи слог бра, а я дополню его звуком [Т]. Какое слово получилось? Скажи слог вра, а я - таръ. Какое слово мы составили? -Расставь картинки на рейки: на верхнюю - в словах-названиях звук находится в начале слова, на среднюю - в словах-названиях в середине; на нижнюю - в словах-названиях в конце. 4) Психогимнастика. Работа над мимикой. - Изобрази огорчение (сломалась машина), радость (машину отремонтировали), боязнь высоты (летишь в самолете). - Я предлагаю отправиться в путешествие на разных видах транспорта и повторить звук [Р]. 5) Развитие фонематического восприятия - Внимание! Приготовься остановить нужный транспорт. Я называю все виды транспорта, а ты выбираешь слова со звуком [Р]: грузовик, теплоход, электропоезд, ракета, вертолет, лодка, автобус, трамвай, троллейбус. 6) ТРИЗ - Давай совершим путешествие в город Москва. - На чем туда можно доехать? - Как называется вокзал, откуда уходят и куда приходят поезда? -Почему он так назван? - На чем можно долететь до Москвы? -Есть ли звук [Р] в этом слове? -Подумай, чем удобен/неудобен самолет? -Вспомни, на чем еще можно лететь. - Можем ли мы долететь до Москвы на вертолете? А что будет, если мы полетим в Москву на воздушном шаре? -Откуда улетают вертолеты? -Мы выбрали электропоезд. Куда сейчас отправимся -Предлагаю поехать на вокзал в маршрутном такси. Маршрутное такси делает остановки, придумаем им названия -Садимся в поезд. Едем. А вот и Москва! На чем можно ездить по городу? -Предлагаю поехать на трамвае. Из окна трамвая увидели ... -Сейчас нам надо спуститься в ... -На чем мы туда спустимся? -Пока мы едем в метро, давай ты будешь произносить правильно слова: Рыба, рыжик, рытвина, корыто, рык, рысак, пар, гора, кура, нора , дыра, пожар, актер, шофер, мундиры, базар, боксер, шахтер, помидор, самовар, рыбак, перо. -Мы проехались в метро и вышли на улицу и перед нами светофор. 7. Физминутка (Логопед читает стихотворение, а ребенок выполняет действия в соответствии с показаниями «светофора».) Заучи закон простой: красный - ясно, путь опасный! Желтый - тоже подожди! А зеленый впереди - проходи!
8) Автоматизация звука [Р] Логопед просит ребенка повторить: Красный шар, шарф, мухомор, гранат. Розовый воротник, георгин. Бордовый свитер, джемпер. Оранжевый кружок, забор. Красная роза, астра. Оранжевая куртка, хурма. Розовая рыбка, рубашка. Красное перышко. Оранжевое ведро. Серая ворона. Пестрый дрозд. Черный ворон, грач. Проворный, юркий воробей. Розовое перо. Красные помидоры. Оранжевые шорты. Розовые георгины, шарфы, перчатки.
9) Пространственная ориентировка Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Логопед спрашивает: «Куда пойдешь, что найдешь?» |
Ребенок выполняет задание
Ребенок выполняет упражнения: «Маляр» «Барабан».
Подбрасывая шарик ребенок произносит: Пра-про; бра-бро-бру;пру-пры; вра-вро; про-пру-пры;вру-вры; бра-бро; вро-вру-вры.бру-бры; Ответ ребенка: -кра.
Ответ ребенка: в середине, в конце, начале.
Ответ ребенка: -пры, -вра. Ответ ребенка: брат, вратарь.
Ребенок расставляет картинки по рядам: на верхнюю - в словах-названиях звук находится в начале слова, на среднюю - в словах-названиях в середине; на нижнюю - в словах-названиях в конце.
Ребенок изображает огорчение, радость, боязнь высоты.
Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова: грузовик, электропоезд, ракета, вертолет, трамвай, троллейбус.
На поезде.
Железнодорожный вокзал. Ответ ребенка На самолете Нет Рассуждения ребенка На вертолете, на воздушном шаре Рассуждения ребенка Из аэропорта На железнодорожный вокзал. Ребенок придумывает от слов север (Северная), огород (Огородная), мир (Мирная).
На трамвае, троллейбусе, метро. грузовик, экскаватор, подъемный кран. метро. На эскалаторе. Ребенок произносит
Ребенок повторяет
Ответ ребенка: Прямо пойду - котенка найду. Назад поверну - мишку найду. Налево пойду - собачку найду. Направо пойду - лисичку найду.
|
3.Итог занятия -Чем мы сегодня с тобой занимались? -Что тебе понравилось?
|
Ребенок отвечает |