Методическая разработка
Особенности понимания и употребления
предложно-падежных конструкций детьми с ОНР
Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является проведение сравнительного анализа и выявление особенностей понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР. Для ее достижения в процессе исследования решаются следующие задачи:
1) проанализировать логопедическую, психологопедагогическую, нейропсихологическую литературу по данной проблеме;
2) разработать методику исследования;
3) провести обследование дошкольников и школьников с ОНР и с нормальным речевым развитием по разработанной методике;
4) осуществить количественный и качественный анализ результатов обследования;
5) определить общие и специфические особенности понимания и употребления предложно-падежных конструкций у дошкольников и младшх школьников с ОНР;
6) определить степень эффективности логопедической работы по преодолению нарушений в понимании и употреблении предложно-падежных конструкций.
Методика исследования.
Для решения основных задач исследования проводится констатирующий эксперимент. Методика исследования описана в работах Лурия А.Р., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В., Трауготт Н.Н. и др.
Материалом исследования являются картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях: ложка в стакане, ложка на стакане, ложка за стаканом, ложка перед стаканом, ложка под стаканом: щетка на тумбочке, щетка под тумбочкой, щетка около тумбочки. Исследуются также реальные предметы: карандаш и книга.
Методика исследования включает следующие разделы:
а) понимание предложно-падежных конструкций;
Процедура и инструкция. Исследование проводится с использованием двух видов заданий.
Задание 1.
Ребенку предлагается показать картинку. Дается инструкция типа: «Покажи, где ложка в стакане?», «Где ложка на стакане?».
Задание 2.
Ребенку предлагается выполнить действие. Даются следующие инструкции: «Положи карандаш на книгу, в книгу, под книгу, перед книгой, за книгу, около книги и др.». «Возьми карандаш с книги, из книги, из-под книги».
б) употребление падежно-предложных конструкций.
Процедура и инструкция.
Исследование проводится также с использованием двух видов заданий.
Задание 1.
Предлагается назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа: «Где находится ложка?».
Задание 2.
Оречевление действий.
В начале исследования экспериментатор выполняет действие (кладет карандаш в книгу, на книгу, под книгу, за книгу, перед книгой, около книги; берет карандаш с книги, из книги, из-под книги). После показа действия дается инструкция типа: «Скажи, куда я положила карандаш?» или «Откуда я взяла карандаш?».
Критерий оценки результатов исследования: при обработке результатов исследования использовалась трехбальная шкала:
3 балла - задание выполнено самостоятельно, точно с первого предъявления.
2 балла - задание выполнено самостоятельно, точно, после второго предъявления.
1 балл - задание выполнено самостоятельно, неточно, после повторного, многократного предъявления.
0 баллов - задание не выполнено.
Исследование показало, что понимание и употребление предложных падежей конструкций находятся на разных уровнях развития.