Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Особенности понимания и употребления
предложно-падежных конструкций детьми с ОНР

Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является проведение сравнительного анализа и выявление особенностей понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР. Для ее достижения в процессе исследования решаются следующие задачи:

1)   проанализировать логопедическую, психологопедагогическую, нейропсихологическую литературу по данной проблеме;

2)   разработать методику исследования;

3)   провести обследование дошкольников и школьников с ОНР и с нормальным речевым развитием по разработанной методике;

4)   осуществить количественный  и качественный  анализ результатов обследования;

5)   определить общие и специфические особенности понимания и употребления предложно-падежных конструкций у дошкольников и младшх школьников с ОНР;

6)   определить степень эффективности логопедической работы  по  преодолению  нарушений  в  понимании  и  употреблении  предложно-падежных  конструкций.

 

Методика исследования.

Для решения основных задач исследования проводится констатирующий эксперимент. Методика исследования описана в работах Лурия А.Р., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В., Трауготт Н.Н. и др.

Материалом исследования являются картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях: ложка в стакане, ложка на стакане, ложка за стаканом, ложка перед стаканом, ложка под стаканом: щетка на тумбочке, щетка под тумбочкой, щетка около тумбочки. Исследуются также реальные предметы: карандаш и книга.

Методика исследования включает следующие разделы:

а) понимание предложно-падежных конструкций;

Процедура и инструкция. Исследование проводится с использованием двух видов заданий.

Задание 1.

Ребенку предлагается показать картинку. Дается инструкция типа: «Покажи, где ложка в стакане?», «Где ложка на стакане?».

Задание 2.

Ребенку предлагается выполнить действие. Даются следующие инструкции: «Положи карандаш на книгу, в книгу, под книгу, перед книгой, за книгу, около книги и др.». «Возьми карандаш с книги, из книги, из-под книги».

б) употребление падежно-предложных конструкций.

Процедура и инструкция.

Исследование проводится также с использованием двух видов заданий.

Задание 1.

Предлагается назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа: «Где находится ложка?».

Задание 2.

Оречевление действий.

В начале исследования экспериментатор выполняет действие (кладет карандаш в книгу, на книгу, под книгу, за книгу, перед книгой, около книги; берет карандаш с книги, из книги, из-под книги). После показа действия дается инструкция типа: «Скажи, куда я положила карандаш?» или «Откуда я взяла карандаш?».

Критерий оценки результатов исследования: при обработке результатов исследования использовалась трехбальная шкала:

3 балла - задание выполнено самостоятельно, точно с первого предъявления.

2 балла - задание выполнено самостоятельно, точно,  после второго предъявления.

1 балл - задание выполнено самостоятельно, неточно, после повторного, многократного предъявления.

0 баллов - задание не выполнено.

Исследование  показало,  что  понимание  и  употребление  предложных  падежей  конструкций  находятся  на  разных  уровнях  развития.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»