Эмоционально-образный подход
на занятиях логопедии, как метод активизации познавательной деятельности
Алёшина Антонина Николаевна
В детстве все впечатления воспринимаются особенно остро и оставляют глубокие следы на всю жизнь. Поэтому детская книга является могучим орудия воспитания. Книги раскрывают перед младшими школьниками окружающий мир, расширяют их кругозор, знакомят с новыми людьми и интересными явлениями. Именно на уроках литературы можно широко использовать эмоционально-образный подход к освещению учебного материала, при помощи которого формируется интерес к предмету и литературе вообще.
На начальном этапе литературного образования основными задачами являются:
- формирование читательских и речевых умений во взаимосвязи;
- развитие мышления, воображения, эмоций;
- совершенствование навыков чтения.
Выдающийся русский методист Тихомиров утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо « приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием»
Одним из способов развития учебных интересов школьников на уроках литературы, является использование приемов, рассчитанных на эмоциональную занимательность. На уроках обращаю внимание обучающихся на связь иллюстраций с текстом, но при этом показываю, что каждый художник по-своему видит героев произведений. Так при чтении сказки «Вини-Пух» в переработке Б.Заходера рассматриваем иллюстрации в учебнике, сравниваем их с персонажами мультфильмов, а затем учащиеся рисуют персонажей, но уже в собственном представлении.
Этот приём эмоциональной занимательности не только повышает интерес к уроку у школьников, но и позволяет показать своеобразие творчества художников, познакомить с различными изданиями одной и той же книги.
В плане эмоциональной занимательности я использую приём «оживления» литературного произведения - его инсценировку. Одним из таких произведений был рассказ Ф.К.Сологуба «Лягушки». Сложность в проведении инсценировки заключалась в небольшом количестве действующих лиц. Так как мне хотелось привлечь к работе весь класс, то я поделила учащихся на 2 творческие группы. В каждой группе был костюмер, ответственный за декорации и артисты. Родители то же проявили интерес к деятельности детей и приняли участие в подготовке костюмов. Учащимся очень нравятся такие уроки, и они активно в них участвуют.
Эмоциональному развитию детей способствует и образец выразительного чтения учителя. Особенно это важно при работе над стихотворением. Обучающимся с ЗПР необходимо специально показывать, какие чувства испытывает автор и его герои и почему, т.к. порой они не понимают чужих переживаний, не осознают их. Произведение должно быть не только прочитано, оно должно затронуть душу ребёнка, научить его видеть прекрасное в обычном, сопереживать другим.
Развитию эмоциональности учащихся способствует и использование технических средств обучения . На уроках часто звучат музыкальные произведения (П.И. Чайковского, Римского- Корсакова, Моцарта и т.д.).
Музыкальные произведения настраивают учащихся на эмоциональное восприятие литературных произведений, а бывают и прямо связаны с ними. Так, на внеклассном чтении при знакомстве с произведением «Садко», я использовала музыкальный отрывок из одноимённой оперы Римского-Корсакова.
На уроках использую записи голосов птиц и животных, звуков леса и воды.
Все эти виды работ способствуют развитию эмоционального восприятия художественных произведений, привитию интереса к самостоятельному чтению.