Работа учителя по адаптации детей с речевыми нарушениями в начальной школе
Гульбис Ольга Павловна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №254 Кировского района
Количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт, который мы видим, когда принимаем детей в первый класс. Почему это происходит? Современные родители очень мало времени уделяют чтению книг и речевому общению с детьми. Дети приходят в школу, не зная «Теремка», «Трёх медведей». Ведь родители заняты на работе, заняты разговорами по телефону, стараются записать своего ребёнка в кружки, секции, или ребята проводят часы перед телевизором. Нынешние дети мало гуляют, двигаются, общаются между собой. Современные технологии в виде компьютеров, PSP, телефонов заменили живое общение. Придя в школу, ученик сталкивается с трудностями в обучении, связанными с речевыми нарушениями. И если ребёнок не посещает занятия логопеда, то эти проблемы усугубляются. Когда родителям некогда водить ребёнка к логопеду, или они считают, что в этом нет необходимости, в работу подключаемся мы – учителя начальных классов. Ведь если не мы – ученикам никто не поможет. Как печально видеть работы четвероклассников, в которых пропущены слоги, буквы только потому, что они не слышат, не замечают в своей речи некоторых звуков. Мы стараемся им в этом помочь. Следуя ФГОС, каждый учитель берёт несколько часов внеурочной деятельности. В эти часы, а также на обычных уроках, мы можем с помощью различных упражнений развивать фонематический слух ребёнка, его слуховое внимание, фантазию, стараемся направить всё внимание к изучаемых звукам.
В первом классе очень помогают сюжеты сказок. Дети шести лет очень любят с ними работать. Таким образом, персонажи сказок используются при устранении нарушений звукопроизношения. Сначала детям сообщается название темы, например: «Сегодня мы будем сочинять сказку о двух школьниках – Пете и Полине и изучать звуки п, п’». Можно придумать четверостишия с именами персонажей, сочинить песни, загадки и др. При работе над связной речью можно организовать пересказ детьми известных сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок), развивающихся по ходу сюжета.
В своей работе мы опираемся на пособие для логопедов «Волшебный мир звуков и слов» Е.А.Пожиленко (М. Владос, 2002) Автор предлагает комплексно- игровой метод, сказочные сюжеты и лексические темы. Например, занятие «Похищение буквы й Бабой Ягой». Дети, преодолевая все препятствия на своем пути, встречаясь с разными героями, выполнив все речевые упражнения, находят похищенную букву, знакомятся с ней, читают слоги и слова.
Содержание сказок можно использовать в создании серии картинок, по которым ребенок должен установить последовательность событий, в загадках и других занимательных упражнениях для формирования и совершенствования не только основных операций логического мышления, но и на восприятие и ориентировку в пространстве, внимание, память (лабиринты, где предлагается помочь сказочным героям добраться до их домика; следуя линии, запутанной с другими, определить, что подарили персонажам сказки на праздник и т.п.) Виды работы со сказкой: словарная работа, лексический разбор текста, разбор содержания сказки.
На уроках чтения мы обращаем внимание на виды связного высказывания - рассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики событий, о котором рассказывается.
Особое место при исследовании связной монологической речи занимает словесное творчество.
При анализе пересказа текста с опорой на серию сюжетных картинок особое внимание обращается на:
- полноту содержания текста с опорой на картинки;
- последовательность изложения;
- наличие смысловых пропусков, повторов.
Мы стараемся в своей работе ежедневно работать с карточками для автоматизации звуков. Проводим игры, чистоговорки, работу с картинками для дифференциации звуков. Обязательно на каждом занятии звуковые схемы, запись транскрипции слов.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, позволяет ставить театрализованные игры. Это настольный театр игрушек, стендовые игры (теневой театр, театр на фланелеграфе). В таких играх ребёнок ведёт роль игрушечного персонажа - объёмного или плоскостного, а преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика.
Не будем забывать, что конструктор, пластилин, карандаши и фломастеры – лучшие друзья детей. Чем лучше они умеют работать руками, тем меньше проблем у них будет с речью. Педагог с большой буквы Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Можно эту мысль немного перефразировать: «Речь ребёнка находится на кончиках его пальцев». Особенно нашим ученикам нравится задание на составление рассказов по их собственным рисункам. Вот здесь разыгрывается фантазия и волшебство мысли, раскрывается движение ума!
Конечно же, мы проводим работу с родителями. Стараемся их привлечь к работе, ищем их сотрудничества, стремимся работать сообща на благо ребёнка.