Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Применение интерактивных технологий в обучениикоммуникативным навыкам

Я понимаю, о чем он молчит…

Т.Р. Гладык,О.П. Фоменко

Ежегодно около 40% детей в России рождаются больными или заболевают в период новорожденности. В два раза увеличилось число детей до 14 лет с врожденными аномалиями. Число детей, заболевших на первом году жизни, только за последние восемь лет выросло на треть и составило на конец 2008 года 4,1 млн. Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. По данным Министерства образования РФ 85% детей — воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, педагогического или психологического характера. Более 506,6 тысяч детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

Ранее как за рубежом, так и в России, социально приемлемым  считался отказ от аномального ребенка непосредственно в родильном доме, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция: социально приемлемым считается воспитание детей с отклонением развития в семье. Не всегда удается создать благоприятные условия для развития ребенка. Тогда единственным оказывается решение о временном помещении ребенка в детское учреждение системы социальной защиты. Не так важно, сколько человек окружают ребенка - главное, чтобы кто-то из них неформально относился бы ребенку, выражал ему любовь и заботу, стимулировал его развитие.

Среди видов инвалидности, приводящей к «социальному» сиротству, первое место занимает диагноз умственной отсталости. В настоящее время в РФ открыто 158 интернатов для детей с выраженной умственной отсталостью, в которых находятся 35 тыс. детей.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1» Комитета по  социальной политике осуществляет медико-социальное обслуживание детей – инвалидов в возрасте от 4-х до 18-ти лет, организуя их проживание, обучение, воспитание и уход. В структуру детского дома–интерната входят отделение психолого-педагогической помощи, четыре отделения «Милосердие»; Центр социальной и профессиональной реабилитации.

На отделениях «Милосердие» Детского дома–интерната, проживают дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР).

За время работы отделений «Милосердие» сложился уникальный опыт комплексного сопровождения развития детей с ТМНР. Тяжёлое и множественное нарушение является специфически-целостным феноменом, характеризующим особую ситуацию развития, возникающую вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость как стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. В разных сочетаниях выявляются: расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения; повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.); расстройства аутистического спектра.

«Сопровождение – это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов)» (Е.Шилова). Система сопровождения помогает преодолевать образовательные затруднения ребенка с ТМНР, охватывает процесс обучения и воспитания, индивидуальное развитие в системе взаимоотношений ребенка с самим собой, ближайшим окружением и социумом. Одним из важных аспектов системы сопровождения детей с ТМНР является создание доступной коррекционно-образовательной среды, поддерживающей и стимулирующей дальнейшее развитие.

В статье 23, Конвенции ООН о правах ребенка (1989), сказано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

Основная идея Конвенции – это переход от так называемой медицинской к социальной модели инвалидности. Социальная модель – это сделать так, чтобы жизнь человека и качество его жизни были максимально нормальными.

Идея нор­мализации выражается следующими словами: «жизнь человека с ограни­чениями должна быть организована настолько нормально, насколько это возможно». Это означает, что важные области жизнедеятельности че­ловека (жилье, работа, досуг и т.д.) должны быть организованы как можно более естественно. При этом условия и достижения повседневной жизни в определенной степени находятся в распоряжении людей с ограничени­ями, что сближает их с остальным населением. Другими словами, речь идет об организации культурных ролевых отношений, присущих определенному возрасту и полу.

В рамках современных представлений особая роль во включении ребенка с инвалидностью в социальную жизнь отводится образованию, которое понимается как целенаправленный систематический процесс обучения и воспитания. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Обучение и развитие детей со значительным снижением интеллекта в значительной степени зависит от качества педагогических условий, в которых они находятся, и требует адекватной педагогической среды, а также высокой квалификации педагогов, воспитателей.

Главной целью коррекционной работы является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.

Содержание основных направлений педагогической работы с воспитанниками отделений «Милосердие», условия и формы его реализации, позволяют решать в единстве коррекционно-образовательные задачи, к которым относятся:

¾              формирование представлений о себе; познание собственного тела, распознавание своих психофизических ощущений и управление ими, познание себя как личности, осознание границ своих возможностей.

¾              обучение распознаванию психофизических ощущений и управлению; наблюдения ребенком за своим хорошим или плохим самочувствием и выявления причины данного состояния;  поиск способов переключения или   помощи   взрослых.

¾              познание себя в процессе наблюдения за видимыми физиологическими изменениями; оценивание своих желаний и управление ими.

¾              формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования осуществляется в ходе обучения самообслуживанию и жизнеобеспечению, решению каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей.

¾              формирование представлений об окружающем мире включает: ориентацию в ближайшем окружении, развитие представлений о внешнем окружении, ориентацию во времени.

¾              расширение представлений об окружающем мире в процессе знакомства с объектами общего пользования, объектами и явлениями живой и неживой природы, с традициями.

¾              ориентация во времени в течение какого-либо периода времени: дня, недели, года и т.д.; использование элементарных временных понятий в процессе совместной деятельности, обозначение их знаками; выделение характерных признаков времен года; составление расписания деятельности.

¾              развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений в процессе обучения умению вступать в контакт и поддерживать его по определенной схеме коммуникации (используя невербальные и вербальные формы, технические средства).

¾              умение включаться в социальные отношения и участвовать в совместной деятельности в ходе освоения доступных социальных ролей, соблюдения общепринятых правил поведения.

¾              познание предметного мира и участие в созидательной деятельности в процессе обучения предметно практической, игровой и доступной трудовой деятельности.

Ориентация на личность ребёнка является главным критерием коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Педагогическая наука находится в постоянном поиске новых форм и методов, способных повысить интерес обучающихся к учебе и тем самым влиять на эффективность процесса обучения. Различают несколько моделей обучения:

1) пассивную, где обучаемый находится в роли "объекта" обучения (слушает, смотрит);

2) активную - обучаемый выступает "субъектом" обучения, выполняет творческие задания, различные виды самостоятельной работы;

3) интерактивную - обучаемый становится субъектом взаимодействия, активно участвует в процессе обучения, исключается доминирование кого-либо из участников или какой-либо идеи.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где  «inter» - взаимный, «act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.  

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания. Они имеют возможность понимать, говорить по поводу того, что они знают и думают. 

Наиболее трудоёмкими по организации и сложными, как для педагога, так и для самих детей, являются занятия по развитию речи и коммуникативных навыков.

Известно, что одной из причин нарушения формирования речи у умственно отсталых детей является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации.

Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. Речь у ребёнка с умственной отсталостью не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что объединяет все виды деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств, способствуют возникновению у  детей с ограниченными возможностями в развитии речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Известно, что развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Недоразвитие первой значительно осложняет ход и качество мышления ребёнка, что неизбежно проявляется не только в когнитивной, но и социально-эмоциональной сфере. Кроме того, потребность в общении у детей с нарушениями интеллекта заметно снижена из-за несформированности познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды.

Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции  детей с недостатками интеллекта отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребёнка бедны, их проявления носят «полярный» характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми. Общение играет особую роль в развитии ребёнка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Именно в общении ребёнок получает возможность самопредъявления, а по его форме можно судить о коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности. Поэтому развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Ребенок с сочетанным дефектом, вынужден каким-то образом общаться и контактировать с окружающими, давать понять о его элементарных базовых потребностях, но на сегодняшний день в российских детских садах и школах нет специального оборудования, которое смогло бы воспроизводить звуками или сигналами о том, в чем нуждается ребенок в данный момент. Педагоги, работающие в специальных коррекционных детских садах и школах, не всегда располагают знаниями и умения, как научить ребенка общаться, чтобы в дальнейшем это способствовало его самостоятельной жизни.

Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями в развитии необходим определённый уровень сформированности навыков коммуникации. Однако пассивность детей, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему— все это тормозит процесс формирования коммуникативных умений.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии, в ходе которых и происходит формирование и развитие коммуникативной функции речи.

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения воспитанники учатся мыслить, решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации, используются творческие работы.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную:

¾                     развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между воспитанниками;

¾                     обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

¾                     развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

¾                     обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, формирует адекватную самооценку у ребёнка.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Интерактивное общение – это диалоговое общение.

Основные направления подбора средств комплексной и адаптационной коррекции в условиях СПб ГБСУСО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1» основываются на принципе взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе обучения и воспитания в целях максимальной нормализации и восстановления утраченной целостности развития, обеспечения процессов социализации воспитанников с недоразвитием познавательной деятельности, речи и особенностями эмоционально-волевой сферы. 

Развитие коммуникативной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит поэтапно. На каждом этапе работы педагог строит коррекционно – развивающую деятельность на основе направлений применения методов интерактивного общения:

Педагог– схема – ребёнок

Эта форма общения организуется чаще на индивидуальных занятиях. Преобладающее значение имеют виды коммуникации: поддерживающая, опорная – жесты, мимика, картинки и символы. С этой целью широко используются пиктограммы, схемы и предметные картинки. 

 Особое внимание уделяется такому элементу невербального общения как взгляд. Мимика без слов говорит об определённых чувствах и настроениях ребёнка. Общеизвестно положение, что дети с нарушением интеллекта могут дифференцировать эмоциональные состояния: радость, беспокойство, покой и недомогание. Эти состояния тоже отражаются в схематично нарисованных человеческих лицах. Средства альтернативной коммуникации способствуют уточнению последовательности действий, формированию временных представлений, развитию чувства безопасности, упорядоченности, защищённости. Работа ведётся через картинки, фотографии реальных предметов, мини - копии реальных предметов, схемы, различные пиктограммы, пиктографические коды программы BOARDMAKER, карточки PECS, коммуникативные устройства с синтезаторами речи.

Данное направление осуществляется через проведение различных видов игр: сенсорных, познавательных, дидактических, подвижных. Игры могут проводиться непосредственно перед составлением рассказа для введения в тему повествования, в ходе составления рассказа с целью максимального погружения в смысл описываемой ситуации, по завершению составления повествования в качестве.

В данном направлении реализуются такие методы как: рассказ, инсценировка диалога между логопедом  и ребёнком, интерактивные упражнения, психогимнастика, пантомима, элементы арт-терапии.

Педагог – группа детей

Самая распространённая форма организации работы группы детей, т.е. использование и традиционных, и инновационных методов обучения в комплексе. При такой организации работы могут применяться все интерактивные методы обучения, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков.     Все методы направлены на побуждения педагога к участию в ходе занятия всех детей без исключения.

 На занятиях применяется и музыкотерапия, театрализация, изодеятельность, сопровождающая игровую и практическую деятельность детей. Для внутреннего «проживания» ситуации или характеристики героя, составление связного высказывания идёт на фоне музыки (звуков природы, музыки для релаксации), соответствующей тематике и сюжету.

Педагог– игрушка – ребёнок

Использование игрушки необходимо, как для установления эмоционального контакта (педагог ведёт диалог с ребёнком через игрушку, от лица игрушки), так и для нормализации эмоционального состояния ребёнка, снижения его уровня тревожности, агрессии и самоагрессии (на первых этапах работы педагог использует любимую игрушку ребёнка. Игрушки  используются для передачи эмоционального состояния героев и организации диалогов. Также в этом направлении используются различные виды кукольного театра, в том числе  пальчикового, игры-драматизации, различные виды театральной деятельности, сказкотерапия.  

Методы куклотерапии и театрализации применяются на занятиях (чаще внеклассных мероприятиях) в качестве закрепления содержания текстов рассказов или пересказов, сказок, мультфильмов.

 Интересным и необычным приёмом по формированию навыков общения  является работа с интерактивными игрушками, книг, планшетами,  детскими компьютерами. Такие игрушки могут загадывать загадки, рассказывать сказки, петь песни. Педагог организует подобное занятие детей с игрушкой.

Педагог  – ребёнок (дети) – ТСО

 Средствами интерактивного общения здесь являются: различные интерактивные программы и игрушки, а так же обучающие задания с использование наглядного материала на компьютере, книги с иллюстрациями, электронные пособия в форме презентаций.

 Сюда же можно отнести и работу с применением телевизора и DVD. Использование фрагментов мультфильмов, обучающих фильмов, записанных на DVD для расширения представлений об окружающем мире, для показа предметов, объектов, действия для развития общения.

 Здесь возможен такой метод как видеоэкскурсия – когда дети проходят виртуальное путешествие по тем местам, где невозможно оказаться в реальности в данное время (сад, лес, вокзал, магазин, цирк и др.).

В ходе экскурсии дети видят объекты, на основе которых раскрывается тема. Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места с последующим комментированием об увиденном и услышанном.

По ситуации при инсценировках и театрализации, при проведении игр в качестве музыкотерапии возможно использование звуков природы (пение птиц, шум прибоя, журчание ручья, шелест листьев и др.). Также дети прослушивают детские песни, аудиосказки, которые пересказываются, инсценируются.

 

Работа по формированию навыков коммуникации у детей с нарушениями интеллектуального развития характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями, а также симптоматики, механизмов, структуры дефекта у данной категории детей.

Задача педагога -  обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности аномального ребёнка: коррекцию высших психических функций, коррекцию эмоционально – волевой сферы, предупреждение поведенческих отклонений, обеспечение здорового физического и нервно-психического состояния.

Всё это помогают реализовать интерактивные методы. Среди интерактивных методов обучения необходимо отдавать предпочтение заданиям, играм, обеспечивающим интерактивное общение. Большое значение имеет организация коррекционно-развивающей среды; создание специальных ситуаций, побуждающих воспитанников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;  использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать вопросы и т.д.

Если комбинировать в воспитательной работе средства альтернативной коммуникации, интерактивные методы, социальную и организационную поддержку и инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с тяжёлым и множественным нарушением развития.

 

Литература

 

1.                  «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А.Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.  

2.                 Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л.Лещинская, Т.В. Лисовская. – Национальный институт образования. – Минск, 2007.

3.                  Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений./ Под ред. В.И.Селивестрова.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-408с.- С.67-69.

4.                 Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт / пер. со шведск. А. Львовского; ред. и автор предисл. К. Грюневальд. — СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003. — 144 с.

5.                 Ярская – Смирнова Е.Р.,Наберушкина.Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб.: Питер.2004.-316с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»). - С. 26-27.

6.                 Конвенция о правах ребенка

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

7.                 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»