Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционная) общеобразовательной школы (VIIвида) № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Значимость дидактической игры в учебном процессе на уроках истории для детей с нарушением психического развития
Потапова Галина Владимировна,
учитель истории и обществознания
Преподаватель: Потапова Г.В.
Санкт - Петербург 2013 год
Значимость дидактической игры в учебном процессе на уроках истории для детей с нарушением психического развития
Работаю в специальной (коррекционной) школе одиннадцатый год по программе, скорректированной для обучения детей с нарушением психического развития.
Психическое развитие у детей с нарушением психического развития проявляется в интеллектуальной недостаточности и замедленном темпе эмоционально-волевой сферы, сказывается отставание в мыслительной деятельности.
При работе с такими детьми сложности возникают также из-за недостатка памяти, этoкасается всех видов запоминания: произвoльнoгoи непроизвольного, кратковременного и долговременного. Отставание ребёнка в мыслительной деятельности в особенности памяти проявляется в процессе решения определённых заданий, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, aбcтрaгирoвaние и обобщении. В связи с вышеперечисленными проблемами таким детям требуется особый и порой индивидуальный подход.
Главной задачей в своей работе на уроках истории при увеличении умственной нагрузки на детей приходиться решать один и тот же вопрос, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активной деятельности во время урока. При этом одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися. Для эффективности учебного процесса учитель должен искать новые эффективные методы обучения и такие методические приёмы, которые активизировали бы мыслительный процесс у учащихся с задержкой психического развития, стимулировали бы их к самостоятельной работе в приобретении знаний. Один из приёмов таких знаний –дидактические материалы, дающие возможность решать педагогические задачи например в игровой форме, наиболее доступной для учащихся с задержкой психического развития. И волнует практическая сторона - как организовать работу, какие виды игровой работы дадут более ощутимые результаты, какие методы и приёмы работы, применяемые в общеобразовательной школе, возможно использовать в коррекционной, как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе облегчающий познавательный интерес у учащихся на уроке.
На уроках истории при решении данного вопроса возникают сразу несколько проблем: мало изученность познавательного интереса детей с задержкой психического развития, способа использования дидактического материала на уроках истории и ввод на уроке дидактических материалов обучения в методики ведения уроков истории для учащихся с задержкой психического развития.
Попробуем рассмотреть познавательный интерес и роль дидактического материала в работе с учащимися с задержкой психического развития.
При увеличении умственной нагрузки на уроках истории возникает вопрос, как поддержать интерес к изучаемому материалу, и активности учащихся на протяжении всего урока. Я стараюсь использовать новые эффективные методы обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль учащихся с задержкой психического развития и стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Повышение и возникновение интереса к истории у большинства учащихся
с задержкой психического развития зависит в большей степени от методики её преподавания и от того, насколько правильно будет выстроена форма учебной работы. Очень важно чтобы каждый учащийся работал заинтересованно, увлечённо и активно, что как раз можно использовать для возникновения любознательности и глубокого познавательного интереса.
Здесь, как мне кажется немаловажную роль на уроках истории мoжем отвести дидактическим играм, что является достаточно современным методом обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающими функциями, которые действуют одновременно и совместно.
Интересным и занимательным процесс обучения делает включение в урок дидактических игр, что создаёт у учащихся комфортное и рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала во время урока. Также усиливает интерес у учащихся разнообразие игровых форм и действий при помощи которых запоминается необходимая информация на уроках истории.
При такой работе нам важно чтобы интерес – как психологическая точка зрения рассматривался , как эмоционально – познавательное отношение к предмету или деятельности, которое побуждает к познанию непосредственно, независимо от других мотивов, т е. мотив и цель деятельности совпадают. Мотив лежит внутри деятельности, при этом интерес не является врождённым источником , изначально неизменным и данным качеством, так как он возникает и формируется под влиянием общения учащегося с обществом и под воздействием специально организованного воспитания и обучения. Любой познавательный интерес заставляет учащегося активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у него жажды знаний и понимания. В качестве постоянного побудительного мотива выступают интересы, т.е. побудительный процесс действует для расширения кругозора, приобретённого опыта учащимся, способствует его умственному развитию и глубокого обогaщения знаниями.
Познавательный интерес, формируемый дидактическими материалами, очень много вносит в учебную деятельность учащегося:
- всегда способствует прочности и глубине знаний, т. к .изучаемое по принуждению забывается быстрее, а усвоенное с интересом, надолго запоминается, и легко воспроизводиться, отсутствие же интереса обязательно приводит к формальному усвоению материала и недостаточному интеллектуальному развитию;
- познавательный интерес приводит к бoлее успешному применению знаний в учебном процессе на практике, поскольку знания, приoбретённые с интересом, оказываются сравнительно более глубокими и разносторонними, они могут быть с бoльшим успехом использованы в разнообразных условиях.
- под влиянием интереса измениться характер самой деятельности, которая со временем становиться активной, разносторонней, углублённой, самостоятельной, творческой.
- при повышенном интересе к знаниям у учащихся появляется мотив к самообразованию, т.е сознание необходимocти образования делает этот труд систематическим, здесь желательно чтобы появился и интерес к предмету.
Дидактическая игра при правильном её применении во время учебного процесса является одной из разновидностей игр с правилами, специально создаваемые как мною, так и другими учителями в целях обучения и воспитания учащихся. Дидактические игры направлены на решения конкретных задач для обучения учащихся, в то же время в них проявляется воспитательное и развивaющее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра является одним из видов обучающей деятельности, участвуя в процессе которой дети учатся, aигра является средством расширения, закрепления и углубления знаний. При этом такого рода игра является самостоятельной деятельностью, в которой учащиеся принимают активное участие, а форма игры может быть, как индивидуальной, так и коллективной. Сам процесс дидактической игры подчинён решению дидактической задачи, которая в основном всегда связана с определённой темой учебной программы.
Её задача предусматривает необходимость овладение полученными знаниями, необходимыми для выполнения основной цели игры.
Выполнение учебной задачи в дидактической игре не ставиться прямым образом перед учащимися, в этом случае учебная направленность игры и игровая форма – позволяет стимулировать овладение учебным материалом в непринуждённой форме
В дидактической игре обязательно должно присутствовать наличие обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, правил игры и игрового действия.
Очень эффективно учителю рассматривать дидактическую игру, как коллективную, с целенаправленной учебной деятельностью, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует своё поведение на положительный результат победителя.
Основные виды дидактических игр в учебном процессе.
- учитель действует совместно с учащимися на одной из сторон играющих команд (вид прямого дидактического воздействия;
- учитель - наблюдатель или болельщик, в этом случае находится вне игры (вид опосредованного дидактического воздействия);
- учитель участвует в игре в роли ведущего (вид смешанного дидактического воздействия.
Для выбора той или иной дидактической игры необходимо понимать степень подготовленности учащихся, т.к. они должны во время игры использовать приобретённые ранее знания и представления. Дидактическая задача в игре будет реализована через игровую задачу. Здесь эффективность дидактической игры состоит в том, что дидактическая задача учителя замаскирована для учащихся под видом игры.
Структурными элементами дидактической игры будут являться: познавательное содержание или дидактическая задача.
Оборудование для дидактической игры - это в принципе - оборудование урока (технические средства обучения, таблицы, модели, раздаточные материалы, заготовки учащихся, призы и т.д.)
Подведение результата , будет является финалом данной игры придавая ей окончательную законченность.
Подведение результатов имеет большое значение, как для учащихся, так и для учителя, обе стороны получают моральное удовлетворение и комфортное обучение.
При этом нельзя забывать, что по мимо призов учитель должен оценить дидактический результат игры в виде отметок занесённых в классный журнал и дневники учащихся.
Используя в своей работе дидактические игры с учащимися которые имеют задержку психического развития, необходимо понимать что в игре обязательно должны присутствовать: игровой замысел, игровые действия и игровые правила, составленные заранее учителем в виде сценария урока
с учётом уровня знаний и возрастных особенностей учащихся.
В этом случае мы получим продуктивный результат нашей работы, повышая качество знаний учащихся в комфортных для них условиях.