Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся , воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционная) общеобразовательной  школы (VIIвида) № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Значимость дидактической игры в учебном процессе на уроках истории для детей с нарушением психического развития

Потапова Галина Владимировна,
учитель истории и обществознания

 

 

 

                                                                Преподаватель: Потапова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург 2013 год


Значимость дидактической игры в учебном процессе на уроках истории для детей с нарушением психического развития

   Работаю в специальной (коррекционной) школе одиннадцатый год по программе, скорректированной для обучения детей с нарушением психического развития.

  Психическое развитие у детей с нарушением психического развития проявляется в интеллектуальной недостаточности и замедленном темпе эмоционально-волевой  сферы, сказывается отставание в мыслительной деятельности.

  При работе с такими детьми сложности возникают также из-за недостатка памяти, этoкасается всех видов запоминания: произвoльнoгoи непроизвольного, кратковременного и долговременного. Отставание ребёнка в мыслительной деятельности в особенности памяти проявляется в процессе решения определённых заданий, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, aбcтрaгирoвaние и обобщении. В связи с вышеперечисленными проблемами таким детям требуется особый и порой индивидуальный подход.

  Главной задачей в своей работе на уроках истории при увеличении умственной нагрузки на детей приходиться решать один и тот же вопрос, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активной деятельности во время урока. При этом одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися. Для эффективности учебного процесса учитель должен искать новые эффективные методы обучения и такие методические приёмы, которые активизировали бы мыслительный процесс у учащихся с задержкой психического развития, стимулировали бы их к самостоятельной работе в приобретении знаний. Один из приёмов таких знаний –дидактические материалы, дающие возможность решать педагогические задачи например в игровой форме, наиболее доступной для учащихся с задержкой психического развития. И волнует практическая сторона - как организовать работу, какие виды игровой работы дадут более ощутимые результаты, какие методы и приёмы работы, применяемые в общеобразовательной школе, возможно использовать в коррекционной, как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе облегчающий познавательный интерес у учащихся на уроке.

На уроках истории при решении данного вопроса возникают сразу несколько проблем: мало изученность познавательного интереса детей с задержкой психического развития, способа использования дидактического материала на уроках истории и ввод на уроке дидактических материалов обучения в методики ведения уроков истории для учащихся с задержкой психического развития.

  Попробуем рассмотреть познавательный интерес и роль дидактического материала в работе с учащимися с задержкой психического развития.

При увеличении умственной нагрузки на уроках истории возникает вопрос, как поддержать интерес к изучаемому материалу, и активности учащихся на протяжении всего урока. Я стараюсь использовать новые эффективные методы обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль учащихся с задержкой психического развития и стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

  Повышение и возникновение интереса к истории у большинства учащихся

с задержкой психического развития зависит в большей степени от методики её преподавания и от того, насколько правильно будет выстроена форма учебной работы. Очень важно чтобы каждый учащийся работал заинтересованно, увлечённо и активно, что как раз можно использовать для возникновения любознательности и глубокого познавательного интереса.

  Здесь, как мне кажется немаловажную роль на уроках истории мoжем отвести дидактическим играм, что является достаточно современным методом обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающими функциями, которые действуют одновременно и совместно.

  Интересным и занимательным процесс обучения делает включение в урок дидактических игр, что создаёт у учащихся комфортное и рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала во время урока. Также усиливает интерес у учащихся разнообразие игровых форм и действий при помощи которых запоминается необходимая информация на уроках истории.

   При такой работе нам важно чтобы интерес – как психологическая точка зрения рассматривался , как эмоционально – познавательное отношение к предмету или деятельности, которое побуждает к познанию непосредственно, независимо от других мотивов, т е. мотив и цель деятельности совпадают. Мотив лежит внутри деятельности, при этом интерес не является врождённым источником , изначально неизменным и данным качеством, так как он возникает и формируется под влиянием общения учащегося с обществом и под воздействием специально организованного воспитания и обучения. Любой познавательный интерес заставляет учащегося активно искать пути и способы удовлетворения возникшей  у него жажды знаний и понимания. В качестве постоянного побудительного мотива выступают интересы, т.е. побудительный процесс действует для расширения кругозора, приобретённого опыта учащимся, способствует его умственному развитию и глубокого обогaщения знаниями.

   Познавательный интерес, формируемый дидактическими материалами, очень много вносит в учебную деятельность учащегося:

- всегда способствует прочности и глубине знаний, т. к .изучаемое по принуждению забывается быстрее, а усвоенное с интересом, надолго запоминается, и легко воспроизводиться, отсутствие же интереса обязательно приводит к формальному усвоению материала и недостаточному интеллектуальному развитию;

- познавательный интерес приводит к бoлее успешному применению знаний в учебном процессе на практике, поскольку знания, приoбретённые с интересом, оказываются сравнительно более глубокими и разносторонними, они могут быть с бoльшим успехом использованы в разнообразных условиях.

- под влиянием интереса измениться характер самой деятельности, которая со временем становиться активной, разносторонней, углублённой, самостоятельной, творческой.

- при повышенном интересе к знаниям у учащихся появляется мотив к самообразованию, т.е сознание необходимocти образования делает этот труд систематическим, здесь желательно чтобы появился и интерес к предмету.

   Дидактическая игра при правильном её применении во время учебного процесса является одной из разновидностей игр с правилами, специально создаваемые как мною, так и другими учителями в целях обучения и воспитания учащихся. Дидактические игры направлены на решения конкретных задач для обучения учащихся, в то же время в них проявляется воспитательное и развивaющее влияние игровой деятельности.

   Дидактическая игра является одним из видов обучающей деятельности, участвуя в процессе которой дети учатся, aигра является средством расширения, закрепления и углубления знаний. При этом такого рода игра является самостоятельной деятельностью, в которой учащиеся принимают активное участие, а форма игры может быть, как индивидуальной, так и коллективной. Сам процесс дидактической игры подчинён решению дидактической задачи, которая в основном всегда связана с определённой темой учебной программы.

  Её задача предусматривает необходимость овладение полученными знаниями, необходимыми для выполнения основной цели игры.

  Выполнение учебной задачи в дидактической игре не ставиться прямым образом перед учащимися, в этом случае учебная направленность игры и игровая форма – позволяет стимулировать овладение учебным материалом в непринуждённой форме

  В дидактической игре обязательно должно присутствовать наличие обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, правил игры и игрового действия.

  Очень эффективно учителю рассматривать дидактическую игру, как коллективную, с целенаправленной учебной деятельностью, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует своё поведение на положительный результат победителя.

  Основные виды дидактических игр в учебном процессе.

- учитель действует совместно с учащимися на одной из сторон играющих команд (вид прямого дидактического воздействия;

- учитель - наблюдатель или болельщик, в этом случае находится вне игры (вид опосредованного дидактического воздействия);

- учитель участвует в игре в роли ведущего (вид смешанного дидактического воздействия.

  Для выбора той или иной дидактической игры необходимо понимать степень подготовленности учащихся, т.к. они должны во время игры использовать приобретённые ранее знания и представления. Дидактическая задача в игре будет реализована через игровую задачу. Здесь эффективность дидактической игры состоит в том, что дидактическая задача учителя замаскирована  для учащихся под видом игры.

  Структурными элементами дидактической игры будут являться: познавательное содержание или дидактическая задача.

  Оборудование для дидактической игры - это в принципе - оборудование урока (технические средства обучения, таблицы, модели, раздаточные материалы, заготовки учащихся,  призы и т.д.)

   Подведение результата , будет является финалом данной игры придавая ей окончательную законченность.

   Подведение результатов имеет большое значение, как для учащихся, так и для учителя, обе стороны получают моральное удовлетворение и комфортное обучение.

   При этом нельзя забывать, что по мимо призов учитель должен оценить дидактический результат игры в виде отметок занесённых в классный журнал и дневники учащихся.

  Используя в своей работе дидактические игры с учащимися которые имеют задержку психического развития, необходимо понимать что в игре обязательно должны присутствовать: игровой замысел, игровые действия и игровые правила, составленные заранее  учителем  в виде сценария урока

с учётом уровня знаний и возрастных особенностей  учащихся.

  В этом случае мы получим продуктивный результат нашей работы, повышая качество знаний учащихся в комфортных для них условиях.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»