Принцип сознательности и активности в обучении казахскому языку
Учитель казахского языка: Абакашева Алия Аманжоловна
школа – интернат для детей
с нарушением слуха(неслышащих)
Подготовка учащихся школы глухих к практической деятельности в значительной мере зависит от того, насколько сознательно усвоены ими школьные знания, как они могут пользоваться этими знаниями при решении выдвигаемых жизнью задач .
Уникальное свойство знаний, связывающее сегодняшний день с давно минувшим, позволяет не изобретать каждый раз велосипед, а пользоваться опытом людей . В своей работе мы широко используем инновационный опыт, преломляя и перерабатывая его для применения и обучения глухих детей .
Сознательное усвоение знаний предполагает сознательное и активное отношение учащихся к учению, понимание изучаемого материала, применение знаний на практике. Одним из встречающихся в школе недостатков является формальное усвоение учащимися учебного материала . Бывает так, что ученик правильно по форме рассказывает о том или ином явлении, запоминает правила, выводы, определения, но при этом недостаточно понимает сущность излагаемого материала, не умеет воспользоваться знаниями при решении практических задач .
Для того чтобы знания были сознательными, необходимо соблюдение ряда условий . Активное участие школьников в процессе овладения знаниями способствует сознательному усвоению учебного материала, возбуждает к нему интерес . Одним из путей повышения активности учеников является постановка учителем вопрос “Cен қалай ойлайсың?» – «Как ты думаешь?» «Неге?»- «Почему?».
Они стимулируют развитие мышления школьников . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала достигается рядом приемов . К ним следует отнести повторение ранее усвоенного материала, на базе которого строится сообщение нового; показ значения изучаемой темы для практики; привлечение к объяснению фактов из окружающей учащихся действительности .
Пробуждение активного отношения к работе, активности мыслительных процессов- задача учителя на всех ступенях обучения .
Из опыта работы школы для детей с нарушением слуха известно, как часто дети прибегают к заучиванию материала урока . Нередко, забыв одно, иногда даже вводное, слово, ученики оказываются не в состоянии рассказывать дальше . Это происходит в первую очередь от того, что глухие школьники, недостаточно поняв материал, избирают пассивный путь- механическое заучивание .Задача сурдопедагога обеспечить приемы работы, помогающие ученикам понять главное в материале. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной основы поставлять суждения по определенным правилам- необходимое условие успешного усвоения учебного материала .
Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиваться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний .
Например детям нравится играть в игру « Сөйлемді аяқта» – «Закончи предложения» .
-Қазір наурыз айы болса, келесі…….
- Если сейчас март, то ……..
- Қазір сағат 9 болса, 20 минуттан соң………
- Если сейчас 9 часов, то через 20 минут будет……..
- Бүгін дүйсенбі болса, ертең……..
- Если сегодня понедельник, то завтра будет……
- Егер бүгін оныншы наурыз болса, ертең………..
- Если сегодня десятое, то завтра будет ……….
- Егер бүгін Айнұр кезекші болса, ертең……..
- Если сегодня дежурит Айнур, то завтра……..
Предлагаемые ответы:
….,- келесі сәуір айы.
….,- то потом будет апрель.
…..,- 20 минуттан соң 9 сағат 20 минут болады .
…..,- то через 20 минут будет 9 часов 20 минут .
….,- ертең сейсенбі болады .
…..,- то завтра будет вторник .
….,- ертең 11 сәуір болады .
….,- то завтра будет 11 апреля .
….,- ертең Саша кезекші болады .
…..,- то завтра будет дежурить Саша .
Мы постоянно включаем в обучение задания нестандартного характера.В качестве такого материала мы предлагаем использовать элементы комбинаторики, которые пробуем использовать в своей работе .
1) Например, детям дается задание:
Расположить одежду в том порядке, в каком её можно одеть.(етік,мойынорағыш, тон, қалпақ, қолғап )
( САПОГИ,ШАРФ,ШУБА,ШАПКА,ВАРЕЖКИ )
2.Детям дается задание по темам «Қосу» , Алу , Көбейту
БӨЛУ.(ПРИБАВИТЬ,ОТНЯТЬ,УМНОЖИТЬ, ДЕЛИТЬ)
Запишите примеры, решите и прочитайте по казахски.
Дети записывали примеры, решали, читали: 4+9=13
Төрт қосу тоғыз болады он үш .
Сөздік (словарь) .
4-төрт Қосу- прибавить
9- тоғыз Болады- будет
13- он үш Жаздым- (я) написал
Учитель задает вопрос
б) Екі көбейту үш болады қанша? (Два умножить три будет сколько?) 2*3=?
Сөздік словарь
2-екі Көбейту- умножить
3- үш Қанша?- сколько? Дети записывали примеры, решали , читали .
3) Дети любят работать с цветными карандашами .На уроке можно выбрать время и для того задания: раскрасить 6 юрт, используя только 3 карандаша.
-Сары- желтый, көк-синий, қызыл- красный .
4) На уроках казахского языка очень интересно использовать загадки.
а)“Бір тоғайда 12 ұя
Әр ұяда 30 жұмыртқа” .
“ На одном дереве 12 гнезд
В кажом гнезде по 30 яиц” .
12 ай, 30 күн, жыл).(12месяцев,30дней, год)
в) «Әже емес, бірақ ертегі айтады» (Не бабушка, а сказки рассказывает).
(Кітап-книга).
После того как кто-нибудь из учащихся правильно ответит на вопрос, можно продолжить работу с загадкой . Попросить детей найти в классе карточку с этим словом, перевернут, прочитать вопрос-
«Бұл сөз қалай аударылады?” (Как переводится это слово?) и ответить .
Дети отгадают загадку и хотя бы кратко поясняют, какие слова в тексте помогли им в этом .
Загадки могут быть использованы при изучении тем: « Жыл мезгілдері» (Времена года), «Сағат неше?»(Сколько времени?) «Апта күндері»(Дни недели )
1.Жылдық ағаш
Күн сайын бір жапырақ жоғалтады,
Жыл өткенде- бар жапырағын жоғалтады.
(Годовой кусточек
Каждый день раняет листочек,
Год пройдет - весь лист опадет.
(Күнтізбе- календарь)
Он екі (12 ) жігіт шықты
Елу екі( 52) қыран құс шығарды,
Үш жүз алпыс бес( 365 ) аққу ұшырды .
Выходило 12 молодцев
Выносили 52 сокола
Выпускали 365 лебедей .
Айлар - месяцы, күндер- дни, апталар- недели .
Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика, как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности- познавательская активность . Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно- познавательной цели . Необходимость формирования познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно- познавательной деятельностью.
Важным фактором активизации учебно- познавательной деятельности является поощрение.
У ребенка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не полностью сформировано самопознание, слабы психические регуляторы деятельности . Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно- познавательной деятельности может замедлится.
Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий .Поэтому ребенок постоянно нуждается в одобрении и признаний. Возрастные и пихологические особенности детей указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса .Поощрение не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей, плодотворной работе.
Главный механизм поощерения как дидактического метода-оценочный.Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с постоянной задачей.
Оценочный механизм одобряет операции и действия учебно-познавательной деятельности детей, дает возможность предупредить ошибки, а также стимулирует дальнейший ход размышлений и поиск решений.
Таким образом, в поощрении заключается сам факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости- коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.
Список литературы:
1. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха» Л.П. Назарова , 2012г.
2. «Қазақ тілі» К. Сариева 2010г. (учебное пособие)
3. А.Қайырбекова, А.Кенжесариева Қазақ тілі . Оқыту әдістемесі.
Алматы «Атамұра» 2003
Восточно Казахстанская область, г. Семей,
«Школа –интернат для детей с нарушением слуха(неслышащих)
Учитель казахского языка: Абакашева Алия Аманжоловна.
Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.