Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Принцип  сознательности  и  активности  в  обучении  казахскому  языку

Учитель  казахского  языка: Абакашева   Алия  Аманжоловна

                                                                                         школа – интернат  для   детей

                                                                                                с нарушением слуха(неслышащих)

            Подготовка  учащихся  школы  глухих  к  практической   деятельности  в  значительной  мере  зависит от  того, насколько  сознательно  усвоены  ими  школьные  знания, как  они  могут  пользоваться  этими  знаниями  при  решении  выдвигаемых  жизнью  задач .

Уникальное  свойство  знаний, связывающее  сегодняшний   день с  давно  минувшим, позволяет  не  изобретать  каждый  раз  велосипед, а  пользоваться  опытом  людей . В  своей   работе  мы  широко  используем  инновационный  опыт, преломляя  и  перерабатывая  его для  применения  и   обучения  глухих  детей .

Сознательное  усвоение  знаний  предполагает  сознательное  и  активное  отношение  учащихся  к  учению, понимание  изучаемого  материала, применение  знаний  на  практике. Одним  из  встречающихся  в  школе   недостатков    является  формальное  усвоение  учащимися  учебного  материала . Бывает  так, что  ученик   правильно  по  форме  рассказывает  о  том  или  ином  явлении, запоминает   правила, выводы, определения, но  при  этом  недостаточно  понимает  сущность  излагаемого  материала,  не  умеет  воспользоваться  знаниями  при  решении  практических  задач .

Для  того  чтобы  знания  были  сознательными, необходимо  соблюдение    ряда  условий .    Активное  участие  школьников  в  процессе  овладения  знаниями  способствует  сознательному  усвоению  учебного  материала, возбуждает  к  нему   интерес . Одним  из  путей  повышения  активности  учеников  является  постановка  учителем  вопрос  Cен  қалай ойлайсың?» – «Как  ты  думаешь?»  «Неге?»- «Почему?».

Они  стимулируют  развитие  мышления  школьников . Подготовка  учащихся  к  активному  восприятию  нового  материала   достигается  рядом  приемов . К  ним  следует  отнести  повторение  ранее  усвоенного  материала, на  базе которого   строится  сообщение  нового; показ  значения  изучаемой  темы  для  практики; привлечение  к  объяснению  фактов  из  окружающей    учащихся  действительности  .

Пробуждение  активного    отношения  к  работе,  активности  мыслительных  процессов- задача  учителя  на  всех  ступенях  обучения .

Из  опыта  работы  школы  для детей с нарушением слуха  известно, как  часто  дети  прибегают  к  заучиванию  материала  урока . Нередко, забыв  одно, иногда  даже  вводное, слово, ученики  оказываются  не  в  состоянии  рассказывать  дальше . Это  происходит  в  первую  очередь  от  того, что  глухие  школьники, недостаточно  поняв  материал, избирают пассивный  путь- механическое  заучивание .Задача  сурдопедагога    обеспечить  приемы  работы, помогающие  ученикам  понять  главное  в  материале. Умение  мыслить  логически, выполнять  умозаключения  без  наглядной  основы поставлять  суждения  по  определенным  правилам- необходимое  условие  успешного  усвоения  учебного   материала .

Здесь  главная  цель  работы  по  развитию  логического, отвлеченного  мышления  состоит  в  том, чтобы  дети  научились  делать  выводы  из  тех  суждений, которые  предлагаются  им  в  качестве  исходных, чтобы  они  смогли  ограничиваться  содержанием  этих  суждений, не  привлекая  других  знаний .

Например  детям  нравится  играть  в  игру « Сөйлемді  аяқта» – «Закончи  предложения» .

-Қазір  наурыз  айы  болса, келесі…….

-         Если  сейчас  март, то  ……..

-         Қазір  сағат  9 болса, 20 минуттан  соң………

-         Если  сейчас 9 часов, то через 20 минут  будет……..

-         Бүгін  дүйсенбі  болса, ертең……..

-         Если  сегодня  понедельник, то  завтра  будет……

-         Егер  бүгін  оныншы   наурыз  болса, ертең………..

-         Если  сегодня  десятое, то  завтра  будет ……….

-         Егер  бүгін  Айнұр  кезекші  болса, ертең……..

-         Если  сегодня  дежурит  Айнур, то  завтра……..

Предлагаемые  ответы:

….,-  келесі  сәуір  айы.

….,- то  потом  будет апрель.

  …..,- 20 минуттан  соң 9  сағат  20  минут  болады .

…..,- то  через  20  минут  будет  9  часов  20  минут .

   ….,- ертең  сейсенбі  болады .

…..,- то  завтра   будет  вторник .

   ….,- ертең  11  сәуір  болады .

….,- то  завтра  будет  11  апреля .

    ….,- ертең  Саша  кезекші  болады .

…..,- то  завтра  будет  дежурить  Саша .

Мы  постоянно  включаем  в  обучение  задания  нестандартного   характера.В  качестве  такого  материала  мы  предлагаем  использовать  элементы  комбинаторики, которые  пробуем  использовать  в  своей  работе .

1)      Например, детям  дается  задание:

Расположить  одежду  в   том  порядке, в  каком  её  можно  одеть.(етік,мойынорағыш, тон,  қалпақ, қолғап )

                              (  САПОГИ,ШАРФ,ШУБА,ШАПКА,ВАРЕЖКИ  )

    2.Детям  дается  задание  по  темам  «Қосу» , Алу , Көбейту

БӨЛУ.(ПРИБАВИТЬ,ОТНЯТЬ,УМНОЖИТЬ, ДЕЛИТЬ)

Запишите  примеры, решите  и  прочитайте  по  казахски.

Дети  записывали  примеры, решали, читали:         4+9=13

Төрт  қосу  тоғыз  болады  он  үш .

Сөздік (словарь) .

4-төрт            Қосу- прибавить

9- тоғыз         Болады- будет

13- он  үш      Жаздым- (я)  написал

 Учитель  задает  вопрос

б) Екі  көбейту  үш  болады  қанша?    (Два умножить три будет сколько?)      2*3=?

Сөздік словарь

2-екі          Көбейту- умножить

    3- үш          Қанша?- сколько?             Дети  записывали  примеры,  решали , читали .

3) Дети  любят  работать  с   цветными  карандашами .На  уроке  можно  выбрать время  и  для  того  задания: раскрасить  6  юрт,  используя  только  3  карандаша.

-Сары- желтый, көк-синий, қызыл- красный .

4) На  уроках  казахского  языка  очень  интересно   использовать  загадки.

а)“Бір  тоғайда 12 ұя

Әр  ұяда  30  жұмыртқа” .

“ На  одном  дереве  12  гнезд

В  кажом  гнезде  по  30  яиц” .

12    ай, 30 күн, жыл).(12месяцев,30дней, год)

в) «Әже  емес, бірақ  ертегі  айтады»  (Не    бабушка, а  сказки  рассказывает).

(Кітап-книга).

После  того  как  кто-нибудь  из  учащихся  правильно  ответит  на  вопрос,  можно  продолжить  работу  с  загадкой . Попросить  детей  найти  в  классе  карточку   с  этим  словом,  перевернут,  прочитать  вопрос-

«Бұл  сөз  қалай  аударылады?”  (Как  переводится  это  слово?) и  ответить .

Дети   отгадают  загадку  и  хотя бы  кратко  поясняют, какие  слова  в  тексте  помогли  им  в  этом .

Загадки  могут  быть  использованы  при  изучении  тем:  « Жыл  мезгілдері» (Времена  года),   «Сағат  неше?»(Сколько  времени?)   «Апта  күндері»(Дни  недели )

                                                                                          

1.Жылдық  ағаш

Күн  сайын  бір  жапырақ  жоғалтады,

Жыл  өткенде- бар  жапырағын  жоғалтады.

(Годовой  кусточек

Каждый  день  раняет  листочек,

Год  пройдет -  весь  лист  опадет.

(Күнтізбе- календарь)

Он  екі (12 ) жігіт  шықты

Елу  екі( 52)  қыран  құс  шығарды,

Үш  жүз  алпыс  бес( 365 ) аққу  ұшырды .

Выходило  12  молодцев

Выносили  52  сокола            

Выпускали  365  лебедей .

                                                         Айлар -  месяцы,  күндер- дни,   апталар- недели .

Активная  познавательная  деятельность  предполагает  участие в  ней  ученика, как  субъекта, а  это  возможно  лишь  в  том  случае, когда  у  него  сформировано одно  из  ведущих  качеств  личности-  познавательская  активность . Эта  черта  личности  проявляется  в  направленности  и  устойчивости  познавательных  процессов, стремление  к  эффективному  овладению  знаниями  и способами  деятельности, в  мобилизации  волевых  усилий  на  достижение  учебно- познавательной  цели . Необходимость  формирования  познавательной  активности  заставляет  учителя  искать средства  активизации  и  управления  учебно- познавательной  деятельностью.

 

 Важным  фактором  активизации   учебно- познавательной  деятельности  является  поощрение.

У  ребенка  ещё  мал  опыт  познавательной  деятельности, недостаточно  развиты  учебные  умения, не  полностью  сформировано   самопознание, слабы   психические  регуляторы   деятельности . Учителю  важно   помнить  о  неустойчивости  мотивов  учения, особенно  познавательных, а  это  приводит  к  тому,  что  процесс  формирования  мотивов  учебно- познавательной  деятельности  может  замедлится.

Положительные  эмоции  сопутствуют  формированию  познавательных  действий .Поэтому  ребенок  постоянно  нуждается  в одобрении  и  признаний. Возрастные  и  пихологические  особенности  детей  указывают на  необходимость  использования  поощрений  для  достижения  активизации  учебного  процесса .Поощрение  не  только  оцениваются  положительные  результаты, видимые  в  настоящий  момент, но  и  само  по  себе  оно  подталкивает,  побуждает  ребенка  к  дальнейшей,  плодотворной  работе.

Главный  механизм  поощерения  как  дидактического  метода-оценочный.Этот  механизм  позволяет  ребятам  соотносить  результаты  своего  труда  с  постоянной  задачей.

Оценочный  механизм  одобряет  операции  и  действия  учебно-познавательной  деятельности  детей, дает возможность  предупредить ошибки, а  также  стимулирует  дальнейший  ход  размышлений  и  поиск  решений.

Таким  образом,  в  поощрении  заключается  сам  факт  признания  и  оценка  достижений  ребенка, при  необходимости- коррекция  знаний, констатация  настоящего  успеха, стимулирующая  к  дальнейшим  действиям.

 

Список   литературы:

1.      «Методика   развития  слухового  восприятия  у  детей  с  нарушением  слуха»  Л.П. Назарова , 2012г.

2.      «Қазақ  тілі» К. Сариева  2010г. (учебное   пособие)

3.      А.Қайырбекова, А.Кенжесариева   Қазақ  тілі .  Оқыту  әдістемесі.

 Алматы  «Атамұра»  2003

 

Восточно Казахстанская  область,   г. Семей,

 «Школа –интернат для  детей с нарушением  слуха(неслышащих)

Учитель казахского языка:  Абакашева Алия Аманжоловна.

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»