Выступление на методическом объединении
Особенности сочинений младших школьников с ЗПР по картине
Устинова Е.В.
ноябрь
2013 - 2014 учебный год
Объём сочинений по сюжетной картине учеников общеобразовательных классов больше по объёму, чем сочинения детей из специальных (коррекци - онных) классов VII вида. Вместе с тем объём текстовых сообщений по одной сюжетной картине меньше, чем по серии картин.
В сочинениях, написанных на основе одной сюжетной картины, младшие школьники допускают значительно больше нарушений последовательности. В работах младших школьников с задержкой психического развития преоб - ладают такие виды нарушений последовательности, как изменение последо - вательности , пропуск смысловых элементов и повторы содержания смысло - вых частей.
Динамика сформированности умений младших школьников, хотя и незначи - тельная, прослеживается по всем показателям от третьего к четвёртому клас - су.
Установлено, что при выделении и описании фактов в письменных сочинени- ях по сюжетной картине учащиеся испытывают значительные трудности. Практически все ученики третьих специальных (коррекционных) классов VII вида выделяют и описывают факты текстового сообщения лишь частично. Незначительная положительная динамика выявлена среди учеников четвёр - тых специальных (коррекционных) классов VII вида.
В большинстве работ школьники полностью описывают факты лишь нагляд- но представленной ситуации. Так же как и нормативно развивающие дети, ученики с задержкой психического развития дополнительно описывают эпи- зод, не представленный наглядно и повествующий о событиях до изображен- ного на картине. В отличие от нормально развивающихся сверстников в сочи нениях учеников специальных (коррекционных) классов VII вида не раскры - вается и даже не обозначается заключительная часть текста, в которой подво- дятся итоги описания, даётся оценка изображённым на картине событиям.
И нормативно развивающиеся ученики, и школьники с задержкой психичес - кого развития объединяют в своих сочинениях по одной картине факты, не раскрывают их полностью, а лишь обозначают.
Композиционная структура сочинений, написанных младшими школьниками по одной сюжетной картине, характеризуется нарушением оформления фор - мальной стороны текста. При этом у младших школьников с задержкой пси - хического развития первое предложение чаще всего не вводит читателя в ав - торский замысел, вступление является началом наблюдений автора и «точ - кой отсчёта» описываемых объектов на картине. А у нормативно развиваю - щих учащихся, хотя и отсутствует деление на абзацы, тем не менее, можно выделить в тексте трёхчастную структуру: первое предложение - начало текста, последнее - концовка.
В письменных работах по картине учащиеся общеобразовательных классов используется незначительно большее количество слов, чем в работах их сверстников с задержкой психического развития. При этом качественный состав глагольной лексики выявляет сужение значений глагольных слов у младших школьников с задержкой психического развития. Прилагательные используются школьниками обеих категорий крайне незначительно (одно - два слова на сочинение). В сочинениях по одной сюжетной картине учащи - еся специальных (коррекционных) классов VII вида часто замещают наиме - нование предмета местоимением или опускают наименования предметов как избыточные, сами собой разумеющиеся.
Сочинения третьеклассников с задержкой психического развития состоят из 3 - 4 или 5 - 6 предложений. Ученики четвёртых специальных (коррекцио - нных) классов VII вида составляют тексты большего объёма - 3, 5 - 6 и даже 7 предложений.
Письменные рассказы по одной сюжетной картине, написанные учениками классов VII вида, состоят в основном из простых предложений. Лишь незна- чительная часть школьников с задержкой психического развития включают в свои работы по одной сюжетной картине предложения с однородными чле- нами.
В сочинениях младших школьников с задержкой психического развития выя- влены аграмматические конструкции, отмечено применение союзно - местои- менного способа присоединения одного предложения к другому или неоправ данный лексический повтор.