Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с заикающимися дошкольниками имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при формировании связной речи.

Заикающийся ребенок тяжело переживает разницу между собой и сверстниками .Он видит, как легко разговаривают его товарищи друг с другом, спрашивают, отвечают, договариваются о совместных играх, в которых, ребенок, страдающий заиканием, не всегда может принимать участие. Дети, понимая свой недостаток, становятся замкнутыми, молчаливыми, застенчивыми или же наоборот капризными, раздражительными, агрессивными, и, как результат не умеют и опасаются выражать свои мысли. Не может не оказывать отрицательного воздействия  на нервную систему заикающегося ребенка  и процесс интенсивной «информатизации».

Как помочь нашим детям адаптироваться в современном информационном поле и сделать процесс обучения интересным, занимательным и увлекательным?  Как организовать работу, чтобы сформировать необходимые для обучения и речевого общения мыслительные  операции ?  Как наиболее эффективно сформировать навык плавной речи и справиться  с психологическими проблемами, сопровождающими ребенка с заиканием?

Практика работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования.

Можно выделить факторы, облегчающие процесс становления связной речи, и одним из таких факторов , по мнению известных ученых С.Л.Рубинштейна и Л.В. Эльконина, является – наглядность .Рассматривание  предметов ,картин помогает детям называть предметы, выделять их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказываний.

Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность  работы с наглядным  материалом, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по- своему, применяя их к заикающимся детям в течение восьми лет , мы использовали:

1. Зрительные символы

2.Приемы мнемотехники.

3.Коллажи.

4.Пиктограммы.

5. Наглядное моделирование

Практика показала, что использование данных видов работы , позволяет сделать работу над связной речью увлекательной, творческой и результативной.

Каждый год , прежде, чем приступить  к работе с детьми, мы выявляем уровень развития связной речи каждого ребенка по следующим направлениям.

1.Речевая коммуникация.(наблюдения за детьми)

2.Выявление словарного запаса.

3.Анализ  грамматического строя.

4. Уровень развития связной речи.

Результаты обследования позволяют выявить речевые проблемы каждого ребенка.

Из  года в год , обобщая данные , полученные в ходе этой работы , мы выявили следующие речевые особенности заикающихся детей.

1.Недостаточный словарный запас.

2. Нарушение грамматического строя речи.(Много ошибок в согласовании существительных с прилагательными и числительными, затруднения в образовании уменьшительно – ласкательных суффиксов, форм единственного и множественного числа)

3.Не сформирована связная речь:

Бедная диалогическая речь, трудности при построении монолога, использование односложных и простых конструкций предложений.

4.Дети не владеют общими речевыми навыками, что не может не отражаться на культуре речи : не умеют регулировать громкость голоса и темп речи, не развито речевое дыхание, речь монотонная, без интонационной окраски , плохая дикция.

После обработки данных мы  ставили перед собой речевые задачи и намечали этапы их выполнения.

Обучающие задачи:

1.С помощью картинок-символов расширить словарь ребенка, сделать его образным. Ввести в речь красочные эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.

2. Научить детей, используя схемы-модели, составлять разные конструкции предложений.

3.Научить работать с  мнемотаблицами, схемами, пиктограммами и коллажами.

4. Формировать общие речевые навыки: речевое дыхание, паузацию, навык плавной речи.

Развивающие:

1.Вызвать интерес к слову, учить получать удовольствие от прослушивания и разучивания художественных текстов.

2.Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.

3.Развивать навыки самоконтроля за своей речью.

4.Развивать творческую фантазию, учить самостоятельно создавать  мнемотаблицы, модели, коллажи.

Воспитательные:

1.                Преодоление страха собственной речи ,  застенчивости, неуверенности в своих силах.

2.                .Воспитание уверенности и активности.

3.                Приучать  быть внимательными к речи других детей : поддерживать и поощрять друг друга, радоваться успехам .

Приступая к работе , мы понимали, что, чтобы поставленные нами задачи осуществлялись успешно, потребуется большое количество наглядного материала.

Нами были оформлены картотеки по всем лексическим темам  на каждый квартал.

В них был включен весь речевой материал по каждому этапу работы.

Большинство картинок-символов, мнемотаблиц ,рассказов, схем мы нарисовали сами, исходя из особенностей работы с заикающимися детьми.

Схемы и таблицы помогали  организовать речь ребенка так, что каждая фраза(изображение) имеет логическое завершение, что дает возможность формировать речевое дыхание, паузацию, интонационную выразительность.

Опора на картинку дает ребенку возможность быстро запоминать большое количество речевого материала и помогает преодолевать страх и неуверенность при речевых высказываниях.

Знакомство  с наглядным материалом проходило по следующим направлениям :

1.Введение символов гласных и согласных звуков. За основу мы взяли методику работы Т.Н. Ткаченко. («Формирование звукового  анализа и синтеза у дошкольников») Работа с предложенными символами помогла быстро и в интересной игровой форме усваивать материал .

2. Накопление словарного запаса.

Внесение картинок- образов по каждой лексической теме.( предметы, признаки предметов, действия предметов.)

3.Введение слов- образов в описательные рассказы. Составление их по предложенной схеме. На данном этапе, наряду с нашими авторскими пособиями, мы успешно использовали материал, предложенный С.А. Васильевой в разработке « Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников.»

4. Разучивание пословиц, потешек, небольших рассказов по мнемотаблицам.

Работа с фольклорным материалом, оформленным с использованием слов – символов уже знакомых детям, превращает работу над словом в веселую увлекательную игру.

5.Разучивание стихов и познавательных рассказов по мнемотаблицам .

В отличии от предыдущей работы , эти тексты требовали значительно больших навыков и умений. Необходимо было запомнить и рассказать содержание мнемотаблицы «по правилам красивой речи».

6.Работа с коллажами и пиктограммами дала детям возможность творчески осмыслить изученный материал.

К концу учебного года мы стали замечать, что дети пишут друг другу схематические послания ( пиктограммы), придумывают и шифруют карты путешествий, пытаются самостоятельно зарисовывать стихи и рассказы, придумывать коллажи.

Развилась зрительная и слуховая память детей. Они очень быстро и без усилий стали запоминать длинные тексты и пересказывать их без опоры на картинку.

Благодаря большому количеству фольклорного материала( потешек, загадок пословиц), стихов и рассказов(в основном русских классиков), речь наших детей стала образной, обогатилась красочными эпитетами Появился интерес к родному слову, желание «играть со словом».

Работа над связной речью с использованием схематических конструкций всех видов предложений помогли развить умения строить монологические высказывания, диалоги, использовать в речи распространенные предложения.

Значительно сократились и грамматические ошибки.

В организованных формах речи у всех детей исчезли запинки. Речь стала выразительной, интонационно окрашенной. Дети стали активны в речевых высказываниях, выработались навыки самоконтроля, исчезли страх и неуверенность.

Использование методов практического моделирования помогли сделать работу над связной речью интересной и увлекательной, эффективно решить, поставленные перед нами задачи.

Литература

1. Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция» Издание 2-е - Москва 1994 г.

2. «Основы теории и практики логопедии»  под ред. Р. Е. Левиной - Москва 1968 г.

3. «Расстройства речи у детей и подростков»  под редакцией С. С.Ляпидевского - Москва 1969 г.

4. Селивёрстов В. И. «Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий»  Издание 3-е - Москва 1994 г.

5. Хватцев М. Е. «Логопедия»  - Москва 1969 г.)

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»