Тулисова Ирина Валерьевна
Цели:
• Развивать умения задавать вопросы и отвечать на вопросы.
• Развивать умения сравнивать на слух, по запаху, на ощупь, отвечать на вопросы и задавать их с помощью имитационных навыков.
• Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; мышления на основе упражнений в установлении логических связей.
• Воспитание эмоциональной адекватности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
а) Речевая разминка. «Сядет тот, кто назовет порядок картинок; назовет их по памяти (3-4)». Учащимся предлагаются картинки овощей и фруктов. Например:
1) яблоко, груша, помидор, огурец;
2) красное яблоко, зеленое яблоко, желтая груша, зеленая груша;
3) большая груша, маленькая груша, средняя груша; большое яблоко, маленькое яблоко, среднее яблоко.
Безречевые дети: выполняют задание с помощью слов - картинок
II. Сообщение темы урока.
Вводная беседа, работа с календарем природы. Вопросы: «Когда начинаются работы на полях и огородах? (Весной.) Какое сейчас время года? (Весна.) Почему? Как ты догадался? Посмотрите в окно и скажите: Какое небо? Есть ли солнце? Какие листья на деревьях? Идет ли дождь? Как одеты люди?»
- Где мы можем точно узнать, какая сегодня погода? (На улице).
- Давайте пойдем на экскурсию.
Безречевые дети:
• работают с календарем природы;
• строят осколочно - разрезную картинку «Весна»;
• дифференцируют времена года весны и зимы с помощью картинок;
• строят временной ряд из 4-х картинок «Времена года» в заданном порядке.
III. Инструктаж.
а) Определение заданий для учеников; распределение поручений и порядка выхода из школы.
- Коля с Таней рассмотрятветки на дереве и опишут их цвет, состояние.
- Саша и Лена расскажут нам о небе, облаках, тучах, солнце и т.д.
- Каждый должен будет спросить у другого о весне, ее приметах: что нравится; какие чувства вызывает природа (красота, великолепие, бодрость, радость...)
IV. Проведение экскурсии.
V. Итог.
- Какие чувства, настроение были у нас во время экскурсии?
Безречевые дети: во время экскурсии сравнивают на слух, на ощупь, по запаху: кору деревьев, листья и плоды деревьев и кустарников, шум кроны деревьев и голоса птиц и т.д.
Дополнительный материал.
Составление графической схемы за апрель: Сколько было ясных дней? Что такое ясный день? Как можно сказать по-другому? (Солнечный, веселый...) Сколько дней было с дождем? Пасмурных? (Работа с символическими знаками. Составление схемы апреля.) Используя условные обозначения, розданные в конверте, ученики выкладывают свою схему апреля. На доске висит уже готовая схема, но она закрыта; учащиеся затем сравнивают свой результат с образцом учителя.
• Рассказ учителя о весне:
— Весна приходит после зимы. Постепенно дни становятся все длиннее, солнце светит все чаще и чаще. По небу плывут белые облака. На деревьях появляются почки. Появляется первая травка . С юга прилетают птицы. Они поют свои красивые песни.
• Работа над предложением: «Теперь, гладя на схему, давайте расскажем о весне». Учитель дает начало каждому предложению, а затем учащиеся пробуют сами
составлять предложения, глядя на опоры. Приблизительный рассказ учащихся:
«Весной небо... Солнышко светит... Часто идут... На деревьях... Птицы прилетают... Люди надевают...»
• Подберите вопрос: «Какое небо весной? Какое солнце весной? И т.д.
Безречевые дети:
• имитируют действиями признаки весны, озвученные учителем;
• определяют по признакам предметов время года;
• отвечают на вопрос с помощью слов-картинок;
• составляют ответ -рассказ с помощью серии сюжетных картинок;
• заканчивают предложение, начатое учителем словами-картинками;
• подбирают слова - картинки к сюжетной картине;
• составляют несколько предложений из картинок фрагментов с опорой на сюжетную картину:
• имитируют действия по словесной инструкции учителя.