Опыт работы с детьми с нарушение речи
Оснащение развивающей среды группы
по ознакомлению дошкольников с родным городом
Андреева Марина Валентиновна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад №96
Санкт-Петербурга
Эл.адрес: аАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Моб.т. 89062401884
Санкт-Петербург - всегда считался культурной столицей России. И очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя настоящим петербуржцем в этом большом городе, воспитанным, добрым, внимательным к людям. Для этого необходимо , не только разговаривать с ребенком о родном городе ,читать художественную литературу ,но и создать в детском саду и группе определенную развивающую среду. Хочу поделиться опытом своей работы, по созданию развивающей среды для детей с нарушением речи (ОНР, дизартрия, ЗПР), их продуктивной коррекции и успешного развития.
Наш спальный район находится далеко (для детей) от центра города. Родители, по разным причинам редко , а порой и вообще не выезжают с детьми в центр Санкт-Петербурга, где расположена вся красота ,символика, которая отличает наш город, от других городов. Дети, не имеют элементарных представлений о городе, словарь беден, речь нарушается и не активизируется. Наша основная задача - создать условия для зрительного запоминания, слухового восприятия , обогащение словаря, сенсорного развития ,дать возможность доступных знаний о родном городе -Санкт-Петербурге.
Ребенок пришел в детский сад. Он четко должен знать и понимать в каком городе находится он сам , его семья и его любимый детский сад. Герб города или любая другая символика должна встречать ребенка при входе в детский сад. Это может быть любой информационный стенд, доступный взгляду ребенка, отражающий праздники детского сада , детская реклама, общественные и яркие праздники нашего города.
Далее ,ребенок приходит в группу, и наша задача, воспитателей, создать возможность ребенку ощущать себя Настоящим петербуржцем.
В нашей речевой группе (ОНР, дизартрия ,ЗПР), начиная с раздевальной комнаты, прослеживается все, что необходимо для детей старшей возрастной группы и их родителей .В группе есть возможность ребенку увидеть фотографии (свой портрет),города ,и конечно, «Экран настроения», который определяет настроение и дает позитивный настрой ребенку в группе .Так же ,ребенок , видит план города и микрорайона ,имеет возможность самостоятельно и по плану рассказать ,где находится его дом, повторить свой домашний адрес и уточнить какие друзья живут рядом ,а также у детей есть возможность поговорить о том ,где живут и как далеко-близко находится их дом от детского сада и т.д.
Наши дети нуждаются в обогащенной развивающей среде группы, которую мы попытались создать.. Для чего? Это дает возможность ребенку непринужденно, в течение целого дня, видеть наглядные отражения символики города, которая, воспитывает любовь к родному краю. Это обогащает словарь ребенка ,речь ,автоматизирует звуки, формирует ребенка ,как личность ,дает возможность к действию….
Например: в нашей группе имеется:
-«Экран распределения деятельности в течения дня»- цель:
1.Формирование ребенка в разных направлениях.
2.Обогащение словаря по всем разделам.
3.Развитие интереса во всех областях.
-«Схема-план города Санкт-Петербурга с сигнальными знаками»-цель:-
1..Развитие зрительного внимания и памяти.
2. Обогащение словаря петербургской тематики.
3.Закрепление пройденного материала.
-«Информационный плакат -«Прогулка по городу»- цель:
1.Обогащение и активизация словаря.
2.Развитие памяти .
3.Желания посетить красивые и памятные места города.
-Экран «Погода в городе»
-Цель:
1.Уточнение сезонных изменений в Санкт-Петербурге.
2.Обогащения словаря.
3.Автоматизация звуков.
Далее… в группе , у ребенка появляется желание непринужденно узнавать новое о городе ,активизируется речь и обогащается словарь, ребенок действует самостоятельно и с желанием.
У ребенка есть возможность оказаться в уголке «Мой город» , где находится конкретный материал по Санкт-Петербургу .Это дидактические игры:
- «Сложи по образцу» -развитие зрительного внимания ,памяти ,мелкой моторики.
- «Закончи постройку» -развитие логического мышления, памяти, мелкой моторики.
- «Придумай сам» -развитие воображения, мелкой моторики.
- «Петербургский алфавит» -развитие зрительного внимания ,памяти ,выразительности речи (стихи) и др.
У детей в процессе игры развиваются такие психические процессы ,как память ,внимание ,мышление, тактильно-двигательные анализаторы восприятие цвета ,формы и величины. Эти игры сыграли большую роль в развитии мелкой моторики ,плавности речи, автоматизации звуков, темпа.
Особое внимание в моей группе отведено строительным играм ,как из мелкого ,так и из крупного строителя .Мои дети хорошо знают и называют такие новые слова ,как конус , кирпичик ,куб, призма ,арки ,опоры-устои, блоки ,панели ...Очень хорошо отрабатывается правильное звукопроизношение ,автоматизация звуков……..С удовольствием выполняют по схемам такие постройки: «Транспорт», «Автосалон »(выставка машин), «Авто-город» (обучение водителей), «Дачный дом», « Дом ,в котором я живу», «Детский сад». Доступность разного вида строительного материала позволяет развивать ребенка всесторонне. И , конечно, красоту нашего города дети легко отражают в своих постройках! Трудолюбие-вот еще одно качество , которое необходимо петербуржцу….а ребенку с нарушением речи, слабо развитой мелкой моторикой –особенно .В группе имеется плоскостной материал для строительных игр: дорожные знаки, светофоры, дома, коллекции машин и др. .
А так же , уважаемые коллеги ,постарайтесь ,чтобы дети могли иметь полный доступ ко всем игровым материалам….В этом их развитие и познание во всех областях. Важно , чтобы дети знали нахождения каждой игры- его «Дом», и порядок в группе обеспечен!
В нашей группе имеются карты города, планы и схемы построек. Особенное место детских интересов-библиотека с книгами о городе , картинами и фото альбомы .Мои дети с удовольствием любят их рассматривать…а вот альбомы, созданные совместно с детьми и родителями -особенно:
- «Мы в большом городе» - прогулки выходного дня (зарисовки ,фото)
- «Наши друзья» - игры с детьми мл. гр.
- «Петербургский зоопарк»
- «Театральный Петербург» - знаменитости города(фото, афиши).
- «Мы и театр» - наши праздники.
- «Отдых летом» -семейные фотографии.
Желательно , чтобы символика города была отражена во всей развивающей среде ,это не должно быть много, материал должен быть представлен эстетически красиво .Для чего? - только на красоте ,человек может сформироваться гармонично ,как личность ,с хорошим эстетическим вкусом…
Вот, именно , для этого и появился в нашей группе мини-театр- «Золотой ключик» .Там есть все, что необходимо детям для их эмоционального познания. О театрах Санкт-Петербурга , мы с детьми говорили и говорим много. Дети стали посещать с родителями разнообразные спектакли, концерты ,темы которых отражаются в постановках нашего театра. Открытие театра происходило ,как музыкальный досуг по теме: «Приключение Буратино в большом городе». В созданном мини - театре «Золотой ключик» есть гримерка, костюмерная. Ребята с удовольствием воплощаются в разных героев, передают их не только внешне , но и здорово озвучивают героев сказок. Ребенок развивается всесторонне , активизируется красивая и выразительная речь.
Воспитывая маленького петербуржца , старалась не забывать и о «взрослых петербуржцах» .Им тоже нужна помощь ,им тоже важно и интересно узнавать город вместе с детьми. Это и делает семейные отношения теплыми, добрыми. Родители приняли участие в подготовке и изготовлении:
- Альбома «Историческая справка» -иллюстрационный материал по знакомству с городом.
- «Мини-музея» - приняли участие в подборе коллекции сувениров –символов Санкт-Петербурга.
- -Фотоконкурса - «Моя семья»
- Оформление фотоальбомов.
- Создание мини-театра «Золотой ключик»
- «Осенний Петербург» -подготовка костюмов.
- «Осень в Петербург» -разработали эмблему.
- Отзывы ко всем праздникам.
- «Блистательный Санкт- Петербург» -помощь в подборе коллекции открыток в разные времена года.
- Стенда о городе «Где мы побывали?»
Убеждена, что такая помощь родителей, не только подтолкнула к общению с ребенком , как юному Петербуржцу ,но и к развитию культуры личности своего собственного ребенка .Дорогие коллеги -это и есть наша цель! Учитывая особенности детей с нарушениями речи, необходимо грамотно создать условия развивающей среды - это прежде всего: доступность, мобильность, содержание и эстетика данной темы. Развивающую среду в своей группе продолжаю развивать и совершенствовать. Считаю ,что необходимым условием для развития речи, комфортного пребывания ребенка в детском саду -является развивающая среда.
Санкт-Петербург-родной ,красивый и любимый город ,который не имеет границ для изучения и подражания!!!