Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опыт работы с детьми с нарушение речи

 Оснащение развивающей среды группы
по ознакомлению дошкольников с родным городом

                                                                                         Андреева Марина Валентиновна,
 
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад №96
Санкт-Петербурга
Эл.адрес: аАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Моб.т. 89062401884

                                     Санкт-Петербург - всегда считался культурной столицей России. И очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя настоящим петербуржцем в этом большом городе, воспитанным, добрым, внимательным к  людям. Для этого необходимо  , не только разговаривать с ребенком о родном городе ,читать художественную литературу  ,но и создать в детском саду и группе определенную развивающую среду. Хочу поделиться опытом своей работы, по созданию развивающей среды для детей с нарушением речи  (ОНР, дизартрия, ЗПР), их продуктивной  коррекции и успешного развития.

Наш спальный район находится далеко (для детей) от центра города. Родители, по разным причинам редко , а порой и вообще не выезжают с детьми в центр Санкт-Петербурга, где расположена вся красота ,символика, которая отличает наш город, от других  городов. Дети,  не имеют элементарных представлений о городе, словарь беден, речь нарушается и не активизируется. Наша основная задача - создать условия для зрительного запоминания,  слухового  восприятия , обогащение словаря, сенсорного развития ,дать возможность доступных знаний о родном городе -Санкт-Петербурге.

Ребенок пришел в детский сад. Он четко должен знать и понимать в каком городе находится он  сам , его семья и его любимый детский сад. Герб города или любая другая символика должна встречать ребенка при входе  в детский сад. Это может быть  любой информационный стенд, доступный взгляду ребенка,  отражающий праздники детского сада , детская реклама, общественные и яркие праздники нашего города.

Далее ,ребенок приходит в группу, и наша задача, воспитателей, создать возможность ребенку  ощущать себя Настоящим  петербуржцем.

В нашей речевой группе (ОНР, дизартрия ,ЗПР),  начиная с раздевальной комнаты, прослеживается все, что необходимо для детей старшей  возрастной группы и их родителей .В группе есть возможность ребенку увидеть фотографии (свой портрет),города  ,и конечно, «Экран настроения», который определяет настроение  и дает позитивный настрой ребенку  в группе  .Так же ,ребенок , видит  план города и микрорайона ,имеет возможность самостоятельно и по плану рассказать ,где находится его дом, повторить свой домашний адрес и уточнить какие друзья живут рядом ,а также у детей есть возможность поговорить о том ,где живут и как далеко-близко находится их дом от детского сада и т.д.

Наши дети нуждаются в обогащенной развивающей среде  группы, которую мы попытались создать..  Для чего? Это дает  возможность ребенку непринужденно, в течение целого дня, видеть наглядные отражения символики  города, которая, воспитывает  любовь к родному краю. Это обогащает словарь ребенка ,речь ,автоматизирует звуки, формирует ребенка ,как личность ,дает возможность к действию….

Например: в нашей группе имеется:

-«Экран распределения деятельности в течения дня»- цель:

1.Формирование ребенка в разных направлениях.                             

  2.Обогащение словаря по всем разделам.   

3.Развитие интереса во всех областях.

-«Схема-план города Санкт-Петербурга с сигнальными знаками»-цель:-    

1..Развитие зрительного внимания и памяти.                                                                                                                                                                                                                                                                         

 2.  Обогащение словаря петербургской  тематики.

3.Закрепление пройденного материала.

-«Информационный плакат -«Прогулка по городу»- цель:

  1.Обогащение и активизация  словаря.

2.Развитие памяти .

3.Желания посетить  красивые  и памятные  места города.   

                                                                                                                                                                                                                                    -Экран «Погода в городе»

-Цель:

1.Уточнение сезонных изменений в Санкт-Петербурге.

2.Обогащения словаря.

 3.Автоматизация звуков.

Далее… в группе , у ребенка появляется желание  непринужденно узнавать  новое о городе ,активизируется речь  и обогащается  словарь, ребенок действует  самостоятельно и с желанием.

У ребенка есть возможность оказаться в уголке «Мой город»  , где находится конкретный материал по Санкт-Петербургу .Это дидактические игры:

  • «Сложи по образцу» -развитие зрительного  внимания ,памяти ,мелкой моторики.
  • «Закончи постройку»  -развитие логического мышления, памяти, мелкой моторики.
  • «Придумай сам» -развитие воображения, мелкой моторики.
  • «Петербургский алфавит» -развитие зрительного внимания ,памяти ,выразительности речи (стихи) и др.

У детей в процессе игры развиваются такие психические процессы ,как память ,внимание ,мышление, тактильно-двигательные анализаторы  восприятие  цвета ,формы и величины. Эти игры сыграли большую роль в развитии мелкой моторики ,плавности речи, автоматизации звуков, темпа.

Особое внимание в моей группе отведено строительным играм ,как из  мелкого ,так и из крупного строителя .Мои дети хорошо знают и называют  такие новые слова ,как конус , кирпичик  ,куб, призма ,арки ,опоры-устои, блоки ,панели ...Очень хорошо отрабатывается правильное звукопроизношение ,автоматизация звуков……..С удовольствием выполняют по схемам такие постройки: «Транспорт», «Автосалон »(выставка машин),  «Авто-город»  (обучение водителей), «Дачный дом», « Дом ,в котором я живу», «Детский сад». Доступность разного вида строительного материала позволяет развивать ребенка всесторонне. И , конечно, красоту нашего города дети легко отражают в своих постройках! Трудолюбие-вот еще одно качество  , которое необходимо петербуржцу….а ребенку с нарушением речи, слабо развитой мелкой моторикой –особенно .В группе имеется плоскостной материал для строительных игр: дорожные знаки, светофоры, дома, коллекции машин и др. .

А так же ,  уважаемые коллеги ,постарайтесь ,чтобы дети могли иметь полный доступ ко всем игровым  материалам….В этом их развитие и познание во всех областях. Важно , чтобы дети знали нахождения каждой игры- его «Дом», и порядок в группе обеспечен!

В нашей группе имеются карты города, планы и схемы построек. Особенное место детских интересов-библиотека с книгами о городе , картинами  и фото альбомы .Мои дети с удовольствием  любят их  рассматривать…а вот альбомы, созданные совместно с детьми и родителями  -особенно:

  • «Мы в большом городе» - прогулки выходного дня (зарисовки  ,фото)
  • «Наши друзья» -  игры с детьми мл. гр.
  • «Петербургский зоопарк»
  • «Театральный Петербург» - знаменитости города(фото, афиши).
  • «Мы и театр»  - наши праздники.
  • «Отдых летом» -семейные фотографии.

 

Желательно , чтобы символика города была отражена во всей развивающей среде ,это не должно быть много, материал должен быть представлен эстетически красиво .Для чего? -   только на красоте ,человек может сформироваться гармонично  ,как личность ,с хорошим эстетическим вкусом…

Вот, именно ,  для этого и появился  в нашей группе мини-театр-  «Золотой ключик» .Там есть все, что необходимо детям для их эмоционального познания. О театрах Санкт-Петербурга , мы с детьми говорили и говорим  много. Дети стали  посещать  с родителями разнообразные спектакли, концерты ,темы  которых  отражаются в  постановках  нашего театра. Открытие театра происходило ,как музыкальный  досуг по теме: «Приключение Буратино в большом городе».  В созданном мини - театре «Золотой ключик» есть гримерка, костюмерная. Ребята с удовольствием воплощаются в разных героев, передают их  не только внешне , но и здорово озвучивают героев  сказок. Ребенок развивается всесторонне ,  активизируется   красивая  и выразительная  речь.

Воспитывая маленького петербуржца ,  старалась  не забывать и о «взрослых петербуржцах» .Им тоже нужна помощь ,им тоже важно и интересно узнавать город вместе с детьми. Это и делает семейные отношения теплыми, добрыми.  Родители приняли участие в подготовке и изготовлении:

  • Альбома  «Историческая справка» -иллюстрационный материал по знакомству с городом.
  • «Мини-музея» -  приняли участие в подборе коллекции сувениров –символов Санкт-Петербурга.
  • -Фотоконкурса - «Моя семья»
  • Оформление фотоальбомов.
  • Создание мини-театра «Золотой ключик»
  • «Осенний Петербург» -подготовка костюмов.
  • «Осень в Петербург» -разработали эмблему.
  • Отзывы ко всем праздникам.
  • «Блистательный Санкт- Петербург» -помощь в подборе коллекции открыток в разные времена года.
  • Стенда о городе «Где мы побывали?»

Убеждена, что такая помощь родителей, не только подтолкнула к общению с ребенком  , как  юному Петербуржцу ,но и к развитию  культуры  личности своего собственного ребенка .Дорогие коллеги -это и есть наша цель! Учитывая особенности детей с нарушениями речи, необходимо грамотно создать условия развивающей среды -  это  прежде всего: доступность, мобильность, содержание и эстетика данной темы.  Развивающую  среду в своей группе продолжаю развивать и совершенствовать.   Считаю ,что необходимым условием для развития речи, комфортного пребывания ребенка в детском саду -является развивающая среда.

Санкт-Петербург-родной ,красивый и любимый город ,который не имеет границ  для изучения и подражания!!!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»