Развитие понимания прочитанных слов
Володина Виктория Владимировна,
учитель-логопед I категории
ГБОУ города МосквыСОШ №2108 "Альфа"
Важное значение в коррекционной работе при нарушениях чтения, имеет формирование понимания прочитанных слов, а в дальнейшем и текста. Если ребёнок не понимает смысла того, что читает, то сам процесс чтения в этом случае не может стать для ребёнка важным источником информации и получения знаний. Развитие навыка качественного чтения должно проводиться в тесном взаимодействии с работой, направленной на смысловую сторону читаемого материала. Наиболее распространёнными приёмами являются ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, пересказ, озаглавливание текста и др.
Можно предложить детям следующие задания:
1.Ребёнку предлагается таблица слов, далее родитель показывает картинки с изображениями предметов или действий, записанных в таблице. Учащийся должен найти данное слово.
Подобное задание можно проводить и устно. На Начальном этапе можно просто называть слова, а учащиеся его находят. На более поздних занятиях можно описывать лексическое значение слова, после чего дети указывают его в таблице.
2. Разложить сюжетные картинки к определённым эпизодам текста. После чтения каждого абзаца учащийся останавливается и находит подходящее изображение.
3. Ребёнку можно предложить несколько изображений, соответствующих разным фрагментам читаемого материала. Ему необходимо разложить их в правильной последовательности.
4. Можно предложить прослушать фрагмент рассказа, несколько отличающийся по содержанию от прочитанного, после чего дети должны объяснить, что на самом деле было в прочитанном рассказе.
Кроме предложенных приёмов работы, можно предложить следующие упражнения:
- Чтение текстов с разметкой и без неё.
- Перечисление букв справа налево, называя звуки под ритм (ритм задаёт мама ручкой), не обращая внимания на разделение слов.
- Перечисление гласных справа налево ,сначала указывая на буквы, потом не указывая, без пауз между словами.
- Ритмизированное чтение, отстукивая слоги. Паузы между словами не делать, читать на одном дыхании.
Опыт показывает, что при проведении систематических занятий многие учащиеся справляются со своими трудностями. У детей улучшается качество, техника чтения, растёт познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а также появляется уверенность в себе.