Основой совершенствования отдельного урока и уроков по теме является организация системы работы учителя по формированию у учащихся умений учиться. Данная система состоит из следующих взаимосвязанных между собой компонентов: постановка целей, отбор педагогических средств, их применение, оценка хода процесса обучения и его результатов на основе обратной связи. Важно, чтобы применяемые педагогические средства (содержание, методы, организационные формы, технические средства) были бы соответствующими уровням развития у школьников умений учиться и мотивов учебных действий.
Различаются четыре уровня у учащихся умений учиться:
- умения воспроизводящей деятельности, умения выполнять действия в знаковой ситуации по готовому образцу;
- умения выполнять действия в несколько изменённой ситуации, основанные на выборе способа из ранее известных способов. При этом выбор способа осуществляется методом «проб и ошибок»;
- умения выполнять действия в незнакомой ситуации, частично перестроенные из известных способов деятельности. Умения проявляются в частично – поисковой познавательной деятельности. В случае необходимости, выбор способа деятельности осуществляется не методом «проб и ошибок», а мысленными пробами;
- творческие умения, характеризующиеся высокой эффективностью и оригинальностью.
При переходе от низшего к высшему уровню развития умений происходит изменение состава и структуры. В состав обобщенных умений входят относительно простые умения. В состав умения воспринимать и осмысливать знания включаются простые умения: разбить материал на части, выделить главное, написать план и тезисы, сделать выписки, вести конспект (конспект объяснения нового материала, рассказа, статьи), наблюдать, измерять.
В состав обобщенных умений включаются также навыки, например, чтения, письма, счета, которые характеризуются свернутостью, автоматизмом действий. Прочно сформированные навыки создают благоприятные условия успешной интеллектуальной деятельности учащихся при выполнении ими заданий, решении задач.
Развитие умений за период обучения в школе осуществляется от низших к более высоким уровням. С другой стороны, этот же процесс представляет собой постепенное изменение соотношения между репродуктивными и продуктивными умениями.
По мере развития продуктивных умений повышается их роль в обучении, но при этом совершенствуются и репродуктивные умения. Это соответствует диалектической взаимосвязи между репродуктивными и продуктивными компонентами мышления учащихся. Для учащихся-подростков одинаково важными могут быть оба компонента.
Эффективность формирования умений учить во многом зависит от учета учителем отношения учащихся к учебным действиям. Решение этой проблемы осуществляется с учётом характера мотивации учебных действий. Например, для того, чтобы произошел переход от умения действовать по образцу к умению самостоятельно выбрать способ действия из ранее известных необходим как минимум ситуативный интерес. Этот мотив является преобладающим для второго уровня развития умений. Индифферентность и, особенно, отрицательное отношение ученика к данным действиям является препятствием к формированию умений. Разумеется, может быть и мотив более высокого уровня развития, например, устойчивый интерес и потребность.
Как осуществить на практике систему работы учителя по формированию у учащихся умений учиться с учетом уровней их развития и мотивов. Это достигается при выполнении ряда последовательных действий (алгоритм действия учителя):
- изучить уровни развития у учащихся умений учиться и мотивов учебных действий;
- осуществить поэлементный анализ содержания учебного материала урока (темы), выделив понятия, правила, законы, теории и прикладные знания, а также указав основные (межпредметные) и специфичные для данного предмета умения и навыки. Подобрать дополнительный материал.
- сформировать цели урока (обучающую, развивающую, воспитывающую), в том числе по формированию у учащихся умений учиться, самообразовательных умений;
- отобрать методы и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся, технические средства обучения;
- оформить разработанный проект обучения в виде поурочного плана или конспекта урока;
- реализовать разработанный план;
- проанализировать ход процесса обучения и достижение запланированных целей;
- скорректировать обучение в зависимости от его промежуточных и конечных результатов.
По мере овладения учителем данными действиями они становятся привычными, не требующими дополнительных затрат времени, а обучение делается более эффективным. Тщательное изучение учащихся, улучшение анализа содержания учебного материала, чёткое формулирование целей урока позволяют учителю совершенствовать отбор необходимых средств обучения, в том числе, современных методов.
В основе диагностики уровней развития у учащихся умений учиться лежит анализ характера их познавательных действий. Наблюдение за учениками на уроках, проводимых разными методами, дают возможность отметить, как часто тот или иной ученик принимает участие в решении познавательных задач, требующих умений различных уровней развития. Чтобы ускорить изучение уровней развития у учащихся умений учиться, надо подбирать вопросы, задания, задачи разной трудности. Для определения отношения учащихся к учебным действиям, в которых формируются умения, применяются наблюдения, позволяющие анализировать степень участия ученика в этих действиях (поднимает ли руку на уроке, проявляет ли стремление дополнить ответы своих товарищей, насколько включается в самостоятельный поиск способа решения задачи). Наряду с этим анализируется аккуратность выполнения учеником письменных заданий, требующих определённых способов действий. Об отношении школьника к учебным действиям, соответствующим умениям определенного уровня развития, можно в некоторой мере судить по его жестам, мимике, репликам.
Овладение учителем способами формирования у учащихся умений учиться на отдельном уроке и в системе уроков по теме является основой перехода к построению и реализации более широкой системы, в которую входят взаимосвязанные между собой уроки и внеклассная работа с учащимися.