ГБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида
Петродворцового района г. Санкт - Петербург музыкальный руководитель
Ерофеева Лариса Владимировна
Театрализованная деятельность как средство воспитания толерантности
и профилактики ксенофобии в поведении детей дошкольного возраста
Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.
Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать толерантность.
Что же подразумевается под толерантным поведением и формированием толерантного сознания у детей?
Это воспитание активной жизненной позиции на основе:
Ø определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития;
Ø развивать умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
Ø понимать значимость и ценность жизни каждого человека;
Ø интересоваться жизнью других людей; уважать их традиции и культуру.
Ø осознания своих достоинств и недостатков, проявления критичности;
Средства воспитания толерантного поведения:
Øразвивать и воспитывать ребёнка во всех видах деятельности в условиях создания атмосферы добра и взаимопонимания;
Øакцентировать внимание детей на культуру разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;
Øвзаимодействие детского сада с семьёй на основе разработки программ помощи каждому ребёнку;
Øорганизация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.
Сказочная педагогика помогает ребёнку в отношениях с другими людьми, не принимать вражду и конфронтацию за естественный способ существования. Понимать того, кто не похож на тебя. Быть терпимым даже тогда, когда поведение другого человека тебя раздражает. Не стесняться проявлять внимание и уважение к людям с ограниченными возможностями. Проявлять внимание к старикам, к больным, к инвалидам, к детям, лишённым нормального детства, сочувствие нищим и бедным, к тем, с кем случилось несчастье – всё это необходимо ребёнку и мы вовремя должны позаботиться об этом. Сказочная педагогика смещает акцент с нотации на изображение, с предписанных правил поведения на игровые ситуации. Живые примеры из реальной детской жизни, создающие параллели сказочным ситуациям и персонажам, приближение образов сказки к реальной жизни, побуждение детей к тому, чтобы проиграть, а значит и пережить прочитанное – здесь сказочное творчество переходит в педагогическое.