Роль физической культуры в коррекционно-воспитательной деятельности в школе для детей с задержкой психического развития.
Физическая культура - одна из сторон культуры общества, охватывающая всё, что связано с физическим совершенствованием людей. Это физическое воспитание и подготовка подрастающего и взрослого населения к разным видам общественно полезного труда. Важнейшей задачей физического воспитания является содействие разностороннему гармоническому физическому развитию людей.
Физическая культура в специальных коррекционных учреждениях для детей с задержкой психического развития оказывает большую помощь учащимся и в занятиях по другим предметам.
Поэтому физическое воспитание является важным разделом всего процесса коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
При планировании работы по физическому воспитанию мы учитываем основные физиологические факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка:
- физическую нагрузку;
- показания и противопоказания при нарушении;
- охранительный режим;
- игры и упражнения для развития двигательной сферы.
Своевременное и правильное освоение детьми с задержкой психического развития двигательными навыками достигается не только показом техники выполнения задания, но и использованием ориентиров. Это помогает детям, и педагогу облегчит возможность контролировать за выполнением движений каждым ребенком.
На занятиях физической культурой для учеников нашей школы важна оценка учителя. Она не должна носить формальный характер - правильно, не правильно. При выполнении упражнений в основных движениях оценка дается каждому ребенку с указанием, что было хорошо, а что ещё недостаточно хорошо получается. При неправильном выполнении упражнения надо дать соответствующую оценку и предложить ребенку сразу повторить упражнения с учетом замечания.
У нас в школе необходима правильно организованная работа по физическому воспитанию. Большую роль играет процесс физического воспитания для ребенка с задержкой психического развития младшего школьного возраста, потому что именно в этом возрасте организм ребенка наиболее пластичен и индивидуальная работа с ним позволяет устранить имеющиеся недостатки в физическом развитии, повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.
Поскольку целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду, то для формирования у младших школьников двигательного базиса в процессе занятия по физической культуре необходимо использовать специальные комплексы физических упражнений коррекционно-профилактической направленности.
Результативность коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков моторики у детей с задержкой психического развития зависит от работы и подготовки к работе учителя по физической культуре. Поэтому в процессе работы педагог должен руководствоваться как общими принципами организации занятий по физической культуре в определенной возрастной группе, так и психологическими и физиологическими особенностями ребенка с задержкой психического развития.
Роль физического воспитания трудно переоценить, особенно в работе с «трудными подростками». В нашей школе дети с девиантным поведением составляют примерно 15%. Работа в урочное время с этими детьми недостаточно. Важно организовать их досуг. Эту задачу призван решать школьный спортивный клуб.
В Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №561 Калининского района Санкт-Петербурга 15.01.2011г открыт школьный спортивный клуб «Алые паруса». В клубе работают спортивные секции: футбол, волейбол, настольный теннис, подвижные игры, детский фитнес, в которых занимаются 165 детей 1-9 классов.
Основной деятельностью школьного спортивного клуба «Алые паруса» являются проведение пропаганды физической культуры и спорта в ОУ; информирование обучающихся и их родителей о развитии спортивного движения, о массовых и индивидуальных формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, используемых в ОУ; организация различных форм активного спортивно-оздоровительного отдыха обучающихся; создание и подготовка команд обучающихся по различным видам спорта для участия в межшкольных, муниципальных, районных и городских соревнованиях; содействие реализации образовательных программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной, спортивно-технической, туристско-краеведческой и военно-патриотической направленности.
На протяжении работы клуба учащиеся нашей школы участвовали в различных соревнованиях. Заняли II место в чемпионате по настольному теннису; VI место в городской спартакиаде по волейболу; IV место в районных соревнованиях по футболу.
Дети с недостатками умственного развития, систематически занимающиеся физкультурой, становятся не только здоровее, крепче и закаленней, но и самостоятельней, решительней, смелее, более настойчивыми при достижении конечной цели, они легче входят в любой детский коллектив и успешнее осваивают трудовые навыки. Например, у детей нашей школы регулярно занимающихся физическими упражнениями значительно выше работоспособность, меньше утомляемость и даже лучше успеваемость.
Автор:
Руководитель ШСК «Алые паруса»: Котельников Евгений Валерьевич;
Учитель физической культуры: Котельников Евгений Валерьевич;
Социальный педагог: Гребенкина Екатерина Николаевна.